Является ли государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей социально ориентированной некоммерческой организацией? Может ли данное учреждение пользоваться различными преференциями и мерами поддержки, установленными для таких организаций?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
(Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь, 2017 г., с. 36-38.
В соответствии с федеральным законодательством некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 2 Закона об НКО). В свою очередь, государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием, а типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч. 1, 2 ст. 9.1 Закона об НКО). Наконец, социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом об НКО формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также определенные виды деятельности, к которым в числе прочего относится и деятельность в области образования (ч. 2.1 ст. 2 и п. 9 ч. 1 ст. 31.1 Закона об НКО). Следовательно, эти некоммерческие организации как государственные бюджетные учреждения дополнительного образования по букве закона относятся к социально ориентированным организациям и имеют право на те или иные преференции, установленные для данных организаций законодательством.
Однако на практике под социально ориентированными некоммерческими организациями, как правило, понимаются именно негосударственные и немуниципальные организации. При этом в конкретных случаях нормативные правовые акты, устанавливающие преференции или меры поддержки для СО НКО, могут прямо исключать государственные и муниципальные учреждения из числа получателей таких преференций и мер поддержки. Например, преференции, установленные для социально ориентированных некоммерческих организаций в ч. 2 ст. 30 Закона о контрактной системе*(1), на государственные и муниципальные учреждения не распространяются, поскольку их учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования. Но если такого исключения в том или ином нормативном правовом акте нет, формально государственное бюджетное учреждение дополнительного образования имеет право получать установленную преференцию или меру поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе пониженная ставка налога на прибыль 14% (в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ) применяется по отношению к региональными СО НКО, осуществляющим установленные виды деятельности (в том числе образовательную деятельность), доходы которых в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений составляют не менее 90% в сумме всех доходов, при этом государственные и муниципальные учреждения из числа пользователей льготы не исключаются*(2).
Отметим, что согласно п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ к целевому финансированию относятся и любые субсидии, предоставляемые БУ, - например, если в доходах БУ 90% составляют субсидии, а 10% - доходы от оказания платных услуг, то учреждение может пользоваться данной налоговой льготой.
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Часть 5.1 ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 30.09.2011 N 87-оз "О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 16.12.2010 N 229-оз "О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"