Административно-правовые аспекты социальной поддержки работников организаций почтовой связи
Д.В. Шевелев,
аспирант кафедры административного и финансового права
Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Журнал "Образование и право", N 8, август 2017 г., с. 191-194.
Деятельность организаций почтовой связи связана с удовлетворением потребностей экономики, населения и государственного управления в услугах по пересылке письменных сообщений, товарно-материальных ценностей и денежных средств. В соответствии с этим главное назначение правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность оказывающих услуги связи компаний, - это обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, а также сохранение тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года [2] отражено, что почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии Российской Федерации: с учетом географических, экономических, демографических и культурных особенностей страны почтовая связь является одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.
В этом аспекте немаловажную роль играют должностные лица, на которых возложены обязанности оказания качественных услуг почтовой связи. В настоящее время их труд оплачивается недостаточно, точнее несопоставимо по отношению к затрачиваемым ими времени и усилиям на обеспечение конституционного права граждан на информацию и ее обмен.
В специальной литературе отмечается, что социальная поддержка - это элемент социальной защиты, который компетентные органы государственной власти задействуют в обязательном порядке в случае утраты здоровья гражданином, а также при невозможности самостоятельной жизнедеятельности. Это подкреплено ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Способами социальной поддержки являются как выплата пособий, пенсий, так и социальная помощь нематериального характера - медицинский и бытовой уход, реабилитация и т.д. [1, с. 5-8; 3, с. 33]
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" [5] содержит ст. 30, которая посвящена определению видов и мер социальной поддержки работников организаций почтовой связи.
Исследователи отмечают, что под работниками организаций почтовой связи понимаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с операторами почтовой связи. С точки зрения ТК РФ работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [4]. Таким образом, физические лица, выполняющие какие-либо функции в области почтовой связи по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или об оказании услуг, не могут быть признаны работниками организаций почтовой связи, а значит, не могут получить меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с указанной статьей Закона.
Далее отметим, что часть первая названной нормы содержит в себе отсылочную норму общего характера: социальная поддержка работникам организаций почтовой связи предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В данном случае приходится признать, что эта норма является лишь декларативной, не несущей в себе каких-либо юридических реалий. Связано это с тем, что ни один закон, за исключением анализируемого нами, не содержит информации относительно мер социальной поддержки и защиты работников организаций почтовой связи. Каких-либо международных договоров в этой сфере также не заключено.
В редких случаях такие нормативные акты принимаются на уровне субъектов федерации.
В качестве примера можно назвать распоряжение Губернатора Московской области от 7 августа 2002 г. N 713-РГ "О дополнительных мерах по государственной поддержке организаций почтовой связи, осуществляющих свою деятельность в Московской области" [7]. Данный документ предусматривал выделение денежных средств из резервного фонда Губернатора Московской области на безвозвратной основе в целях выплаты работникам почтовых организаций компенсаций стоимости проезда и различных непредвиденных расходов в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности. Однако данный нормативный акт утратил юридическую силу в связи с изданием особого распоряжения Губернатора Московской области от 3 ноября 2004 г. N 988-РГ [7].
Примером подобного нормативного акта регионального уровня также может служить Программа развития почтовой связи Республики Саха (Якутия) на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Республиканского правительства от 10 октября 2002 г. N 511 [7], но данный нормативный акт также в настоящее время утратил свою силу.
Таким образом, можно утверждать, что какие-либо меры социальной поддержки относительно работников организаций почтовой связи предусмотрены только Федеральным законом "О почтовой связи", который, по сути, в ст. 30 устанавливает единственную меру социальной поддержки работников организаций почтовой связи. Эта мера касается возмещения транспортных расходов почтальонов организаций федеральной почтовой связи. Предоставление такой помощи связано с разъездным характером работы данной категории сотрудников почтовых организаций.
В настоящий момент работники организаций почтовой связи - почтальоны обеспечиваются проездными документами на все виды городского транспорта, а в сельской местности - на автомобильный транспорт общего пользования пригородного и междугородного сообщения. При этом традиционно под проездными документами понимаются установленные предприятиями общественного транспорта документы (билеты), дающие право проезда, в том числе многократного, соответствующими видами транспорта.
Предполагается, что наделение проездными документами должно происходить в служебных целях, под которыми традиционно понимается:
а) исполнение должностным лицом обязанностей, определенных должностной инструкцией;
б) выполнение приказов и распоряжений начальников организаций почтовой связи;
в) участие в служебных мероприятиях;
г) следование к месту службы и обратно;
д) нахождение в служебной командировке.
Выдача проездных документов непосредственно сотрудникам организаций почтовой связи должна осуществляться уполномоченными должностными лицами почтовых организаций в соответствии со специальной ведомостью выдачи таких проездных документов под роспись получающего.
В целом ст. 30 Федерального закона "О почтовой связи" устанавливает правило, согласно которому порядок обеспечения почтальонов проездными документами должен быть определен Правительством РФ. Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день такой порядок Правительством РФ не утвержден. Такое положение дел позволяет на местах, в организациях почтовой связи, не соблюдать требования этой статьи, что приводит к прямому нарушению прав и законных интересов работников организаций почтовой связи.
Далее следует отметить, что исследуемая норма претерпела весьма существенные изменения по сравнению с первоначальной редакций. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [6] были внесены следующие изменения:
1) изменилось наименование статьи, ранее она носила название "Гарантии работникам организаций почтовой связи". Очевидно, что даже сама формулировка названия предполагала предоставление большего уровня защищенности данной категории сотрудников, так как термин "гарантии" предполагает создание системы условий, средств и способов, обеспечивающих защищенность прав и законных интересов отдельной категории лиц, направленных на действительное социально-экономическое развитие определенной сферы общественных отношений. Замена термина "гарантия" термином "социальная поддержка" привела к уменьшению уровня гарантированности, а значит, и защищенности прав сотрудников организаций почтовой связи;
2) ранее действовавшая редакция отмеченной нормы предусматривала возможность установления дополнительных социальных гарантий и льгот работникам организаций почтовой связи со стороны субъектов Российской Федерации. Представляется, что данное изменение является не вполне обоснованным, так как в соответствии с положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита входит в перечень совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, таким образом, субъект федерации вправе принимать нормативные акты, дополняющие федеральное законодательство и устанавливающие дополнительные меры социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе и сотрудников организаций почтовой связи;
3) право бесплатного проезда на общественном транспорте было заменено правом на обеспечение проездными документами на все виды городского (а для сельской местности - пригородного и междугородного) транспорта. Представляется, что в данном случае произошло ухудшение условий социальной защищенности работников организаций почтовой связи. В частности, бесплатный проезд представляет собой такой вид проезда, когда гражданин, предъявив удостоверение, подтверждающее его принадлежность к льготной категории граждан, может без приобретения проездного билета передвигаться на общественном транспорте в служебных целях. Отмена же такой льготы в совокупности с проблемами, которые выявляются на стадии обеспечения работников почтовых организаций проездными билетами, приводит к полной незащищенности данной категории граждан;
4) ранее действовавшая редакция обозначенной нормы предусматривала выделение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организациям почтовой связи жилых помещений для использования в качестве служебных. Такие служебные жилые помещения были предназначены для заселения теми работниками, которые непосредственно оказывали услуги почтовой связи на территории субъектов Российской Федерации или на территории соответствующего муниципального образования и должны были проживать в близком расстоянии от работы. В действующей редакции Федерального закона "О почтовой связи" такое понятие, как предоставление служебных помещений, отсутствует.
Таким образом, социальная поддержка работников организаций почтовой связи со стороны Российской Федерации и ее субъектов заключается, как следует из текста ст. 30, только в предоставлении проездных документов для почтальонов, что на практике отсутствует. А другие работники организаций почтовой связи остаются даже без закрепленной в законодательстве поддержки.
Иными словами, приведенная выше информация позволяет сделать вывод о последовательном отказе государства от реального обеспечения социальной защищенности работников организаций почтовой связи. В настоящее время все нормы относительно мер социальной поддержки и защиты данной категории граждан являются декларативными и не подтвержденными на практике.
Список литературы:
[1] Братановская М.С. Правовая организация управления социальны обеспечением в СССР в послевоенный период (1946-1991 гг.) // История государства и права. 2011. N 9.
[2] Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. приказом Минкомсвязи России от 10 апреля 2015 г. N 105). Документ опубликован не был // Доступ из справ. правовой системы "Гарант".
[3] Мамедов А.А. Административное право: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015.
[4] Новикова Н.А., Полит О.И. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (постатейный), 2012 // Доступ из справ. правовой системы "Гарант".
[5] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 29. Ст. 3697.
[6] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
[7] СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Шевелев Д.В. Административно-правовые аспекты социальной поддержки работников организаций почтовой связи
Shevelyov D.V. Administrative and legal aspects of social support of employees of the organizations of a mail service
Д.В. Шевелев - аспирант кафедры административного и финансового права Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
D.V. Shevelyov - Graduate student of department of the administrative and financial law of Plekhanov Russian Academy of Economics
В научной публикации анализируются общие аспекты административно-правового регулирования предоставления мер социальной поддержки работникам организаций почтовой связи. Исследуются концептуальные аспекты, связанные с необходимостью расширения перечня социальных гарантий этой категории должностных лиц. Рассматриваются нормы законодательства, мнения компетентных ученых-правоведов, обозначаются имеющиеся проблемы в данной сфере.
In the scientific publication the general aspects of administrative and legal regulation of granting measures of social support to employees of the organizations of a mail service are analyzed. The conceptual aspects connected with need of extension of the list of social guarantees of this category of officials are investigated. Standards of the legislation, opinion of competent scientists-jurists are considered, the available problems in this sphere are designated.
Ключевые слова: административное право, государственное управление, почтовая связь, работники почтовой связи, социальные гарантии.
Keywords: administrative law, public administration, mail service, workers of a mail service, social guarantees.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.