Ошибки, допускаемые при использовании имущества
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала
"Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 50-60.
В ходе проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений контрольные органы никогда не оставляют без внимания вопросы использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. В статье мы приведем обзор наиболее распространенных нарушений, выявляемых в ходе таких проверок.
Нарушение порядка распоряжением имуществом
Исходя из положений Гражданского кодекса все имущество государственных (муниципальных) автономных учреждений является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В силу требований ч. 2 ст. 298 ГК РФ и ст. 3 Закона об автономных учреждениях*(1) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
То есть без согласования с собственником имущества автономное учреждение вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения. Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником.
Совершение крупных сделок без согласования с наблюдательным советом
В силу пп. 9 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях крупная сделка может быть совершена автономным учреждением исключительно с предварительного одобрения его наблюдательного совета.
Напомним, что крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена указанной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по сведениям его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона об автономных учреждениях).
Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Исходя из ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).
Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки используются показатели баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 баланса (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе с учредителем).
При этом в балансовую стоимость активов, используемую при определении размера крупной сделки, не входят:
- балансовая стоимость основных средств (показатель строки 010), нематериальных активов (показатель строки 020), материальных запасов, отнесенных к категории "особо ценное движимое имущество" (строка 081);
- сумма амортизации, начисленной на объекты основных средств (строка 020) (включая объекты особо ценного имущества), нематериальных активов (строка 060);
- расчеты с учредителем (строка 336);
- остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает правом самостоятельного распоряжения (строка 338).
Несоблюдение порядка списания имущества
Как нами уже было отмечено ранее, автономные учреждения вправе распоряжаться имуществом в пределах делегированного им права оперативного управления. Порядок согласования распоряжения (в том числе списания) имуществом устанавливается его собственником. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. В силу данного нормативного акта решение о списании федерального имущества принимается, если:
- оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
С учетом вышеизложенного при списании особо ценного и недвижимого имущества у учреждения должно иметься согласие собственника на списание.
Ошибки, допускаемые при представлении имущества в аренду
Как мы уже отметили, согласование распоряжения недвижимым имуществом (за исключением недвижимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет собственных средств) отнесено к компетенции учредителя. Решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должен принимать учредитель учреждения по согласованию с органом власти, выполняющим полномочия собственника имущества (для федеральных учреждений - Росимуществом), путем направления ему проекта решения. Поэтому при проверке обязательно будет обращаться внимание на наличие решения учредителя, согласованного с собственником имущества. Следует учитывать, что согласие собственника необходимо не только при предоставлении имущества в аренду, но и при безвозмездной передаче имущества в пользование.
Также учреждению следует иметь в виду наличие у него правовых оснований предоставления имущества в аренду, поскольку государственные (муниципальные) учреждения имеют право предоставлять имущество в аренду только в том случае, если это закреплено в их учредительных документах.
В соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции*(2) договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право их заключения. Случаи, когда соблюдение указанного правила не требуется, перечислены в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента такой регистрации. Регистрация договора не требуется:
- если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день);
- если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при условии отсутствия замечаний у сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, поскольку срок продления, а точнее срок аренды по новому договору, составляет менее одного года;
- если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.
Кроме того, контролирующие органы всегда уделяют внимание вопросам полноты и своевременности поступления арендной платы, а также возмещения коммунальных расходов и осуществления эксплуатационных расходов. Напомним, что срок внесения арендной платы должен быть установлен в договоре аренды. В случае существенного нарушения арендатором данного срока (если иное не предусмотрено договором аренды) учреждение вправе потребовать от арендатора ее досрочного внесения (не более чем за два срока подряд).
К наиболее распространенным нарушениям порядка предоставления имущества в аренду можно отнести:
- предоставление имущества в аренду без согласования с учредителем и без заключения договоров аренды;
- предоставление имущества в аренду без проведения конкурсных процедур;
- отсутствие договоров на возмещение коммунальных услуг, факты оплаты проверяемым учреждением коммунальных услуг за арендатора без возмещения;
- отсутствие государственной регистрации договоров аренды, заключенных на срок не менее года;
- несоответствие заключенных договоров на аренду законодательству РФ;
- несоответствие фактически занимаемой площади и сданного в аренду имущества условиям заключенных договоров;
- наличие фактов предоставления имущества в аренду без заключения каких-либо договоров и без взимания платы;
- несвоевременное поступление арендной платы и неприменение проверяемым учреждением штрафных санкций за нарушение условий заключенных договоров;
- проведение ремонта предоставленных в аренду помещений за счет средств проверяемого учреждения;
- непроведение инвентаризации при предоставлении имущества в аренду, отсутствие актов-сверок с арендатором;
- пользование земельными участками без разрешения собственника;
- неосуществление индексации арендной платы по заключенным договорам;
- безосновательное (самовольное) использование гражданами и юридическими лицами земельных участков;
- неосуществление пересчета величины арендной платы с учетом новых кадастровых стоимостей для земель промышленности и иного специального назначения;
- непредъявление к оплате неустойки (штрафы, пени) за нарушение сроков уплаты арендной платы;
- отсутствие претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате;
- несоблюдение ограничений по содержанию переданного в аренду имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания этого имущества учредителем не осуществляется;
- несоблюдение запретов и ограничений при предоставлении имущества в аренду. Так, образовательные учреждения не имеют права сдавать в аренду объекты недвижимости для распространения алкогольной продукции и табачных изделий, для деятельности политических партий, их структурных подразделений, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).
Использование имущества не по его назначению
В ходе проведения проверок ревизоры осуществляют анализ использования закрепленного за учреждением имущества и земельных участков, находящихся в аренде или пользовании учреждения. В ходе проверки должно быть установлено соответствие фактической площади земельного участка и занимаемых площадей данным реестра федерального имущества, закрепленного за проверяемым учреждением и используемого для обеспечения уставной деятельности, наличие несанкционированных построек на земельном участке, других случаев несанкционированного использования земельных участков и служебных помещений.
В ходе проверки этого вопроса нередко выявляются случаи несоответствия фактической площади земельного участка и занимаемых площадей данным реестра имущества, закрепленного за проверяемым учреждением и используемого для обеспечения уставной деятельности, наличия несанкционированных построек на земельном участке, другие случаи несанкционированного использования земельных участков и служебных помещений.
Кроме того, примером использования имущества не по назначению и не в соответствии с целями его приобретения являются факты несоблюдения требований ст. 42 ЗК РФ, обязывающей использовать земельные участки согласно их целевому назначению и принадлежности к той или иной категории земель и теми способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Использование таких помещений для других целей является нарушением.
В ходе проведения проверки ревизоры обязательно отметят факты длительного неиспользования приобретенного имущества.
Отметим, что ревизоры обязательно проведут обследование недвижимого имущества проверяемого учреждения с целью выявления случаев его использования сторонними юридическими и физическими лицами без заключения договоров аренды и взимания арендной платы. В ходе такого обследования осуществляются контрольные обмеры соответствия фактически занимаемой арендатором площади и площади, указанной в договоре аренды.
Выявляется наличие фактов сдачи в аренду помещений и имущества, находящихся в государственной собственности, без заключения в установленном порядке договоров аренды и при отсутствии основания для размещения сторонних организаций на арендуемых площадях.
Также в ходе обследования обращается внимание на наличие фактов передачи совместно с арендуемыми помещениями различного оборудования и инвентаря без взимания платы.
Невнесение сведений в реестр имущества
Как мы уже неоднократно отмечали, все имущество автономных учреждений является государственной или муниципальной собственностью. При этом документ, подтверждающий право федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, - соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Следовательно, все имущество автономных учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). А органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
Отметим, что исходя из требований Положения N 447 федеральные автономные учреждения обязаны предоставлять сведения в Росимущество (его территориальные органы) в следующих случаях:
- приобретение имущества по договору или на иных основаниях (поступление имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем;
- прекращение права собственности Российской Федерации на имущество.
Отсутствие документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на имущество
Все имущество автономных учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. При этом возникнуть указанное право может либо на основании акта собственника о закреплении имущества, либо в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости может возникнуть не ранее момента государственной регистрации за учреждением соответствующего права. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Государственную регистрацию права оперативного управления создаваемых, созданных и реконструированных объектов недвижимого имущества можно осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей об этом праве в единый государственный реестр.
Необеспечение сохранности государственной (муниципальной) собственности
К наиболее часто встречающимся нарушениям данной группы относятся случаи несоблюдения порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Напомним: порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с учетом положений законодательства РФ учетной политики учреждения (п. 6, 20 Инструкции N 157н*(3)). При этом нужно учитывать, что проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях (п. 20 Инструкции N 157н):
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- при стихийных бедствиях, пожарах, авариях или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Кроме того, любой контрольный орган во время проверки обязательно выборочно проведет инвентаризацию имущества проверяемого учреждения, в ходе которой нередко выявляются излишки и недостачи имущества.
Также отметим, что ревизоры обязательно обратят внимание на наличие заключенных договоров о полной материальной ответственности. Напомним, что пределы материальной ответственности работника установлены ст. 241 ТК РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или другими федеральными законами.
В статье 243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность, в частности в соответствии с п. 2 ч. 1 указанной статьи таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Работодатель может заключать индивидуальные договоры о полной материальной ответственности только с работниками определенных категорий. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85.
Кроме того, довольно-таки распространенными являются факты неведения материально ответственными лицами инвентарных списков нефинансовых активов, за исключением библиотечных фондов, драгоценностей и ювелирных изделий.
* * *
Как видим, перечень нарушений, связанных с использованием государственного (муниципального) имущества, достаточно объемен. Надеемся, что наша статья поможет вам не допускать их.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"