Достаточно часто на территориях учреждений физической культуры и спорта имеются торговые киоски и ларьки. Они используются для продажи товаров населению или при оказании услуг, например, посетителям катка (прокат, заточка коньков и пр.). Правомерно ли размещать такие объекты на территории открытого ледового катка (автономного учреждения)? Как в бухгалтерском учете отражаются объекты аренды?
Н. Фимина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 71-75.
Инфраструктура катка. Первый вопрос, с которым стоит разобраться: что именно (какие сооружения и т.п.) входят в обязательную инфраструктуру катка, без чего нельзя обойтись, а в каких случаях речь идет об иных дополнительных конструкциях.
Основу нормативного регулирования данного вопроса составляют санитарные нормы и правила. В сентябре 2015 года были утверждены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта СП 2.1.2.3304-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2015 N 61).
В связи с этим были отменены прежние санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту (от 1976 года.), которые предусматривали обязательное наличие на катке гардеробов, раздевальной, вестибюля-грелки и туалетов (п. 22).
В новом документе сказано, что в составе вспомогательных помещений ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, помещения для хранения и сушки обуви (лыжных ботинок и ботинок с коньками), туалеты (раздельные для женщин мужчин), комната для хранения уборочного инвентаря. Однако это касается в большей степени крытых катков.
Открытые ледовые катки, в том числе для использования их населением, размещаются в парках, скверах, на территории жилой застройки и (или) на территории спортивных сооружений. В составе вспомогательных помещений открытых плоскостных объектов спорта для лиц, занимающихся спортом, предусматриваются: раздевалки, туалеты и душевые, раздельные для мужчин и женщин; комната инструктора; помещения медицинского назначения; помещения для хранения уборочного инвентаря (п. 3.2 СП 2.1.2.3304-15). При этом площадки открытых плоскостных объектов спорта для проведения массовых самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий населением допускается размещать вообще без строительства отдельных вспомогательных помещений (п. 3.1 СП 2.1.2.3304-15).
Наличие киосков или ларьков на территории катка по большей части связано с осуществлением через них предпринимательской деятельности коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Однако если эта деятельность ведется с нарушениями требований законодательства, в частности СП 2.1.2.3304-15, например вместо гардероба организован пункт питания, проверяющие могут зафиксировать нарушение в деятельности учреждения физической культуры и спорта.
Так, по материалам одной из проверок на территории стадиона размещались и функционировали объекты: палатка "Пункт обогрева" для посетителей катка, контейнеры "Прокат коньков" и "Заточка коньков", пункт питания. В контейнерах "Прокат коньков" и "Заточка коньков" осуществлялась коммерческая деятельность, пункт питания на момент проверки не функционировал. При этом муниципальным имуществом, позволяющим создать внутреннюю инфраструктуру катка: гардеробом для хранения личных вещей, теплыми раздевалками, спортивным инвентарем (коньки, клюшки, шайбы), - учреждение обеспечено было. Данный факт был включен в акт счетной палаты. Расходы на обеспечение электроэнергией сторонних лиц были исключены из объема субсидии учреждению (см. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Владивостока за 2013 год, размещенный на официальном сайте контрольно-счетной палаты г. Владивостока www.ksp.vl.ru, меню "Деятельность КСП - Годовые отчеты").
Правовой аспект. С точки зрения юридического оформления наличие на территории катка киосков, ларьков и павильонов невозможно без получения необходимых разрешений. Как правило, в нормативных правовых актах местного уровня содержатся нормы, ограничивающие размещение данных сооружений, - например, их установка допускается только с разрешения администрации.
На практике с предпринимателем или коммерческой организацией чаще всего заключается договор аренды земельного участка, на котором и возводится соответствующее временное сооружение. Учреждению при этом нужно учитывать установленные в государственном секторе особенности заключения договоров.
В силу п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Если специалистами контролирующих ведомств при проверке деятельности учреждения будет установлено, что в нарушение гражданского законодательства на земельном участке без согласия собственника осуществляется не предусмотренная уставом учреждения деятельность, помимо штрафа организации грозит еще и обвинение в неэффективном расходовании бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Например, если часть земельного участка занимает торговый павильон, а сумма земельного налога за весь участок была оплачена из бюджетных средств.
Кроме того, необходимы проведение публичных процедур на право заключения договора аренды в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке, получение нужных согласований. Так, предложение руководителя автономного учреждения о передаче имущества в аренду предварительно должно быть одобрено наблюдательным советом учреждения.
Бухгалтерский учет. Торговые киоски и ларьки представляют собой быстровозводимую модульную металлоконструкцию всевозможных размеров: от крупного магазина до мини-ларька. Это, как правило, мобильные сооружения, которые довольно просто монтируются и демонтируются, что позволяет легко перемещать их с места на место. А потому чаще всего данные мобильные конструкции принадлежат предпринимателям и права на них учреждению не передаются.
Однако возможна и иная ситуация: павильоны и киоски числятся в учете учреждения и предоставляются в аренду предпринимателям. Для правильного выбора субсчета учета основных средств необходимо разобраться, относятся указанные сооружения к недвижимому или движимому имуществу.
По Гражданскому кодексу к недвижимости относятся земельные участки, здания, сооружения, другие объекты, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению. А все остальное является движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Кроме того, важный признак недвижимости: все права не нее должны быть зарегистрированы (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Поэтому в материалах судебной практики можно нередко встретить решения, подтверждающие, что, например, торговый павильон, который сооружен из разборных конструкций, относится к движимому имуществу (Постановление АС ПО от 26.08.2014 по делу N А12-19707/2013).
В случае заключения договоров на размещение торговых ларьков и киосков на территории учреждения в бухучете отражаются поступления от приносящей доход деятельности. Напомним, что согласно ст. 298 ГК РФ бюджетные (автономные) учреждения физической культуры и спорта вправе осуществлять приносящую доход деятельность, служащую для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Поскольку в большинстве случаев речь идет о договорах аренды, напомним, что при ведении учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года действуют новые приказы Минфина РФ от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" и N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства".
Рассматриваемые правоотношения подпадают под понятие из стандарта "операционная аренда". Так, согласно п. 16 Приказа N 258н объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета непроизведенными активами), квалифицируются для целей указанного стандарта как объекты учета операционной аренды.
Передача объекта учета операционной аренды арендатору должна отражаться в бухучете учреждения как внутреннее перемещение нефинансового актива без отражения его выбытия. При этом нужно помнить, что в 2018 году объекты или их части, переданные в аренду и не предназначенные для выполнения задания, необходимо учитывать в составе специальной группы основных средств - "Инвестиционная недвижимость".
Одновременно при отражении внутреннего перемещения нефинансового актива отражаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом (в сумме арендных платежей за весь срок аренды). Как определить сумму доходов будущих периодов в случае заключения бессрочного договора, в Приказе N 258н не уточняется, что связано с особенностями заключения договоров в государственном секторе и практикой заключения именно срочных договоров.
Далее доходы признаются либо равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды, либо в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей.
1 ноября 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"