Вправе ли бюджетное (автономное) учреждение спорта включать в состав особо ценного движимого имущества имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности? Если да, то может ли учреждение распоряжаться таким имуществом самостоятельно?
М. Сизонов,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 71-73.
Под особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).
Порядок отнесения имущества бюджетного (автономного) учреждения к категории ОЦДИ установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538), согласно которому виды такого имущества могут определяться:
- в отношении федеральных учреждений - в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отношении указанных учреждений, находящихся в ведении этих органов;
- в отношении учреждений субъектов РФ - в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном местной администрацией.
В пункте 4 Постановления N 538 установлены критерии включения имущества в состав ОЦДИ при определении перечней особо ценного движимого имущества бюджетных или автономных учреждений:
1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
- для учреждений субъекта РФ - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. до 500 тыс. руб. либо государственными органами РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для муниципальных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления N 538;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
В силу указанных норм критерии включения имущества учреждения в состав ОЦДИ не содержат ограничений в отношении финансового источника его приобретения.
Таким образом, бюджетные и автономные учреждения вправе включать в состав ОЦДИ имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности.
Что касается права распоряжения особо ценным движимым имуществом бюджетного (автономного) учреждения, необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное или автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным особо ценным движимым имуществом, находящимся у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. В данных пунктах также установлено, что имущество, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет приносящей доход деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.
Таким образом, бюджетное или автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет приносящей доход деятельности, но не закрепленным за учреждением собственником.
Обратите внимание! В отношении ОЦДИ, приобретенного бюджетным (автономным) учреждением за счет приносящей доход деятельности и закрепленного за учреждением при изменении его правового статуса (при переходе из получателей бюджетных средств в получатели субсидий на выполнение госзадания), учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
1 ноября 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"