Ведение воинского учета
Г.И. Демидов,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 36-44.
Для оказания методической помощи руководителям организаций и должностным лицам Минобороны 11.07.2017 были утверждены Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее - Методические рекомендации). В документе приведены основные положения по организации и ведению такого учета. С введением Методических рекомендаций утратили силу аналогичные рекомендации по ведению воинского учета, изданные Генеральным штабом ВС РФ в 2008 году. В статье расскажем об основных моментах, связанных с ведением воинского учета в организациях.
Об обязанности ведения воинского учета
Ведение воинского учета является обязательным для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность ведения такого учета, в частности, предусмотрена:
Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение).
При этом Методические рекомендации служат основным документом, определяющим порядок организации и ведения данного учета.
В пункте 17 Методических рекомендаций установлено, что воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций:
по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;
по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту жительства или месту пребывания, в том числе в целях обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
Методические рекомендации содержат требование, согласно которому организации обязаны:
создавать военно-учетные подразделения;
выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях;
представлять отчетность по бронированию.
Порядок выполнения работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен в инструкции, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с.
К сведению. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Должны ли вести воинский учет микропредприятия? В соответствии со ст. 309.2 ТК РФ работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и др.). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время применяется типовая форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.
Однако порядок ведения воинского учета не затрагивает трудовые отношения работника и работодателя и не предусматривает разработку и принятие каких-либо локальных актов. Ведение воинского учета является административной обязанностью работодателя.
Следовательно, нельзя применить нормы ст. 309.2 ТК РФ относительно порядка ведения воинского учета и освободить работодателей от данной обязанности.
Об организации работы по ведению воинского учета в организации
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (п. 18, 19 Методических рекомендаций).
Один работник, выполняющий обязанности по совместительству | При наличии на воинском учете менее 500 граждан |
Один освобожденный работник | При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан |
Два освобожденных работника | При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан |
Один освобожденный работник | На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете |
Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года с применением норм, указанных в п. 12 Положения. При наличии в организациях двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол |
К сведению. Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.08.2016 N 844 "Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания" (приложение 18 к Методическим рекомендациям).
Пунктом 20 Методических рекомендаций предусмотрено, что расходы, связанные с ведением воинского учета, производятся за счет средств организаций. Кроме того, руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя организации. Форма такого приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
К сведению. Перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом, производятся, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
Воинский учет в организациях призывников и военнообязанных запаса осуществляется по личным карточкам работников (форма Т-2, разд. II):
- форма личной карточки приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям;
- порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнения разд. II "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных и призывников закреплен в приложении 7 к Методическим рекомендациям.
Документы воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки: | Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу |
Для военнообязанных запаса - военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета) |
У работников, осуществляющих воинский учет в организациях, есть следующие обязанности (п. 26, 27 Методических рекомендаций):
проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных - при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных - при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения;
разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, которые установлены законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
информировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссариатами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, изложенных в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению с работы. Форма таких сведений приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям;
направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям);
представляют ежегодно (в сентябре) в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (форма приведена в приложении 11 к Методическим рекомендациям);
сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, приведенными в документах воинского учета граждан;
сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, приведенными в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов (форма приведена в приложении 12 к Методическим рекомендациям);
вносят в личные карточки сведения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты (форма приведена в приложении 13 к Методическим рекомендациям);
оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Обратите внимание! При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка. Форму расписки можно найти в приложении 14 к Методическим рекомендациям.
Документы по ведению воинского учета
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Минобороны.
Согласно п. 39 Методических рекомендаций каждая организация (при ее образовании и перед началом очередного календарного года) должна вести следующие документы:
приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
О контроле за ведением в организации воинского учета
На основании п. 33 Положения контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления.
К сведению. Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата должно предъявить (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"):
- распоряжение или приказ военного комиссара;
- служебное удостоверение.
Порядок осуществления органами военного управления ВС РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций регламентированы Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495, приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям (п. 11 Методических рекомендаций). В приложении к данному порядку представлен Перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в организациях.
В частности, проверке подлежат:
наличие специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету;
согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета;
согласование плана работы по осуществлению воинского учета с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), полнота и качество его выполнения;
наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, методических рекомендаций, пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);
соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан;
полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведение сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек;
проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, приведенными в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов;
полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
выполнение руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций обязанностей по оповещению граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечению их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами муниципальных образований;
наличие соответствующих подтверждающих документов (журналов);
организация выдачи работниками, осуществляющими воинский учет в организации, гражданам расписок о приеме от них документов воинского учета;
полнота и своевременность представления в военные комиссариаты муниципальных образований установленной отчетности, в том числе о численности работников организации;
устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
Об ответственности за правонарушения в области воинского учета
В пункте 40 Методических рекомендаций установлено, что граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что в КоАП РФ административным правонарушениям в области воинского учета посвящена отдельная гл. 21. За нарушение правил ведения воинского учета для руководителей или других должностных лиц организации предусмотрена следующая ответственность.
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. | |
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. | |
Непредставление в установленный срок сведений об изменении состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. | |
Несообщение сведений о принятых на работу (учебу) либо уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. |
* * *
Итак, ведение воинского учета является обязательным для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Не освобождены от ведения воинского учета и микропредприятия, для которых трудовым законодательством предусмотрена возможность полного или частичного отказа от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В Методических рекомендациях, утвержденных Минобороны 11.07.2017, содержится информация о том, как организовать воинский учет в организации, силами каких специалистов он осуществляется, какие документы должны быть в организации, кем и как осуществляется проверка ведения такого учета. В случае нарушения правил ведения воинского учета для ответственных лиц КоАП РФ предусмотрены санкции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"