Как должен осуществляться учет имущества, относимого к ОЦДИ и приобретенного за счет разных источников финансирования в бюджетном учреждении здравоохранения? В каких случаях стоимость приобретенного имущества ставится на расчеты с учредителем?
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 65-68.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ N 538 ведение перечня ОЦДИ осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
При этом в бухгалтерском учете бюджетных учреждений на счетах X 10X 20 XXX и в перечне ОЦДИ отражается информация как об объектах ОЦДИ, которым бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно, так и об объектах ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться.
Согласно п. 116 Инструкции N 174н*(1) на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (2 210 06 000, 4 210 06 000) в бухгалтерском учете бюджетных учреждений учитывается показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на счете 0 210 06 000 отражается информация о стоимости ОЦДИ, в части которого бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
По мнению Минфина, при наличии необходимости обособления ОЦДИ, которым бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно, при ведении перечня ОЦДИ возможно вести обособленно два раздела (см. Письмо Минфина РФ N 02-06-10/56069):
- ОЦДИ, которым бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно;
- ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Пример
Медицинский центр, являющийся бюджетным учреждением, получил целевую субсидию от учредителя на приобретение медицинского оборудования в размере 75 000 руб. За счет указанных средств был приобретен кардиосинхронизированный дефибриллятор-монитор стоимостью 75 000 руб. Указанное имущество принято к учету как ОЦДИ. После приобретения оборудование сразу начали эксплуатировать.
Цифры в примере условные.
При приобретении объектов основных средств за счет целевых субсидий необходимо учитывать следующие особенности:
- указанные объекты относятся к ОЦДИ, учет которого ведется обособленно;
- наличие остатков по коду вида финансового обеспечения 5 на счетах 0 101 00 000 "Основные средства",0 104 00 000 "Амортизация" не допускается, поэтому данные объекты принимаются к учету по КВФО 4;
- в отношении названных объектов отражаются расчеты с учредителем.
Таким образом, при приобретении особо ценного имущества в рамках целевых субсидий в учете отражаются следующие операции:
- по формированию первоначальной стоимости объектов основных средств по коду вида финансового обеспечения 5 на счетах 0 106 10 000 "Вложение в основные средства - недвижимое имущество", 0 106 20 000 "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество";
- по переводу вложений в особо ценное имущество с кода вида финансового обеспечения 5 на код 4;
- по принятию объектов особо ценного имущества к учету по коду вида финансового обеспечения 4 по соответствующим аналитическим счетам счетов 4 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество", 4 101 20 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество".
По условиям примера медицинский центр приобрел медицинское оборудование. Согласно Указаниям N 65н*(2) расходы бюджетного учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены плановые назначения бюджетного учреждения по доходам | 5 507 10 180 | 5 504 10 180 | 75 000 |
Отражено поступление денежных средств в рамках субсидии на иные цели | 5 508 10 180 | 5 507 10 180 | 75 000 |
Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения | 5 201 11 510 17 | 5 205 81 660 | 75 000 |
Приняты обязательства по оплате поставленного оборудования | 5 506 10 310 | 5 502 11 310 | 75 000 |
Получено оборудование от поставщика | 5 106 31 310 | 5 302 31 730 | 75 000 |
Приняты денежные обязательства | 5 502 11 310 | 5 502 12 310 | 75 000 |
Перечислены поставщику денежные средства в оплату поставленного оборудования | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 18 | 75 000 |
Принято к учету оборудование, полученное от поставщика, по сформированной первоначальной стоимости | 5 304 06 830 4 106 21 310 4 101 24 310 | 5 106 31 410 4 304 06 730 4 106 21 310 | 75 000 75 000 75 000 |
Учтены доходы от полученной целевой субсидии на основании принятого учредителем отчета | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 75 000 |
Отражен объем прав по распоряжению учредителем поступившим ОЦДИ | 4 401 10 172 | 4 210 06 000 | 75 000 |
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(2) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"