В каких случаях отчетность признается недостоверной в целях применения наказания, установленного ст. 15.15.6 КоАП РФ?
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 71-73.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности. На должностное лицо, допустившее данное нарушение, налагается штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 07.09.2017 N 02-06-10/57741, субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.
Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, меры административной ответственности применяются к должностному лицу в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом лицо несет указанную ответственность только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
В настоящее время нормативными актами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин "недостоверная отчетность", а также перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.
Между тем в п. 4 Инструкции N 157н*(1) сказано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Этим пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
В целях ведения бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета. Например, наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Значит, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.
Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления*(2), не соответствует действующим правилам бюджетного учета. Данное искажение создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.
Отметим, что употребляемые термины "недостоверная отчетность", "существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности", как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменении.
Приведем пример из судебной практики - Постановление Саратовского областного суда от 20.10.2016 по делу N 4А-665/2016. Как следует из материалов дела, в силу п. 11.1 Инструкции N 191н*(3) по строке 070 баланса (ф. 0503130) отражается остаток по счету "Непроизведенные активы".
В нарушение п. 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые казенным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования как инвентарные объекты, были не сформированы и не отражены в бухгалтерском учете, что привело к искажению показателей баланса по счету 0 103 00 000 "Непроизведенные активы". Таким образом, директор организации, утвердивший баланс (ф. 0503130) без отображения показателей стоимости земельных участков, принадлежащих учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, и направивший в адрес своего главного распорядителя, представил заведомо недостоверную бюджетную отчетность. За указанное нарушение он был привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа.
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Государственная регистрация права оперативного управления не пройдена.
*(3) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"