Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности. Какие ошибки, допускаемые учреждениями при осуществлении бюджетного учета, могут привести к формированию недостоверной отчетности и, соответственно, к привлечению к ответственности по указанной статье?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2017 г., с. 50-53.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 07.09.2017 N 02-06-10/57741, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).
Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Следовательно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.
Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 N 02-06-10/57741).
Обоснование. В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете*(1) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Объект данного правонарушения - общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений. Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
Необходимо отметить, что действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин "недостоверная отчетность", а также перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.
Пунктом 3 Инструкции N 157н*(2) определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
С учетом изложенного, а также основных целей формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).
Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.
Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 N 02-06-10/57741).
Следует отметить, что употребляемые термины "недостоверная отчетность", "существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности", как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике.
Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.
Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н*(3).
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"