Документационное обеспечение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Н. Романенко,
д.и.н., зав.каф., Поволжский институт управления
им. П.А. Столыпина
А.В. Ермолаева,
д.и.н., зав.каф., Поволжский институт управления
им. П.А. Столыпина
Журнал "Делопроизводство", N 4, октябрь-декабрь 2017 г., с. 49-57.
- Принцип "одного окна" и функции МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг
- Порядок документирования муниципальной услуги "Постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования"
- Процедура документирования государственной услуги Выдача и замена удостоверения многодетной семьи и [или] вкладыша(шей) к удостоверению многодетной семьи"
- Проблемы документационного обеспечения государственных и муниципальных услуг и пути их решения
В соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принцип "одного окна" означает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии*(1). Таким образом, принцип "одного окна" предусматривает исключение участия заявителей в процессах сбора и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих сведения о личности, правах и льготах, необходимых для получения заявителем той или иной услуги (см. рис. 1).
Рис. 1 Схема функционирования МФЦ
Схема функционирования МФЦ
/--------------------------\ /-------------------\ /------------------\
| Выдача документов в МФЦ |--| Заявитель |--|Прием документов в|\
| | | | | МФЦ ||
\--------------------------/ \-------------------/ \------------------/|
/--------------------------------------\ |
| | Срок предоставления услуги в | |
| | соответствии с регламентом | |
| \--------------------------------------/
/---------------------\ /-----------------------------\ /------------------\
| Курьер |---| Рассмотрение документов и |--| Курьер |
| | | принятие решение | | |
\---------------------/ \-----------------------------/ \------------------/
Целевая функция МФЦ в случае использования традиционной модели получения услуги предоставит заявителю возможность обращения в уполномоченный орган исполнительной власти только дважды:
- при предоставлении (предъявлении) первичного комплекса документов;
- при получении конечного документа (или при получении отказа в предоставлении услуги в случаях, предусмотренных действующим законодательством).
В процессе предоставления услуг весь объем по сбору, подготовке, сверке, согласованию (визированию) и утверждению необходимых документов или сведений из документов, которые формируются и хранятся в органах публичной власти и подведомственных им организациях, должен производиться этими органами и организациями самостоятельно, без участия заявителей. Функции по сбору из разных инстанций документов, касающихся заявителя, и формированию на их основе полного комплекса документов, необходимых для получения заявителем услуги, должны взять на себя МФЦ.
Предусматривается следующий общий порядок предоставления услуг заявителям в МФЦ. Государственные и муниципальные услуги через МФЦ предоставляются путем консультирования заявителей, приема и выдачи документов специалистами МФЦ. Для исполнения услуги заявление с пакетом документов передается участнику МФЦ, уполномоченному органом государственной власти или местного самоуправления на предоставление соответствующих услуг.
Заявитель обращается в МФЦ с теми документами, которые есть у него на руках. МФЦ обеспечивает прием от заявителя первичного комплекта документов, необходимых для оказания заявленной услуги, а также по оформлению и (или) выдаче заявителю конечного документа. МФЦ организует получение документов, которые необходимы для предоставления итогового результата предоставления комплексной услуги, то есть полного комплекта документов.
Для выполнения этих работ МФЦ взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами власти, в которые при текущем порядке предоставления услуги заявитель обращаться был вынужден самостоятельно. При этом МФЦ обеспечивает контроль сроков предоставления документов от организаций.
Заявитель повторно обращается в МФЦ в установленное время и получает конечный документ, подготовленный по результатам выполнения заявленной им услуги, или аргументированный отказ (см. рис. 2).
При выполнении сложных услуг, предусматривающих участие территориально удаленных друг от друга организаций, функции по приему первичного комплекта документов и выдаче конечного документа могут быть распределены между этими организациями в целях оптимизации движения документопотоков между ними и устранения излишних административных процедур. В этих случаях выдача конечного документа заявителю может производиться непосредственно той организацией, которая выполняла завершающие процедуры по подготовке конечного документа, обеспечив его полную готовность для получения заявителем.
Для исполнения возложенных функций в МФЦ выделяются две ключевые административные роли:
1. Ответственный за прием документов - универсальный специалист. Данная роль предполагает выполнение функции по приему заявлений по любым государственным и муниципальным услугам.
2. Ответственный за согласование документов. Данная роль предполагает выполнение функции по формированию комплекта недостающих документов, согласованию документов, которые поступили от заявителя.
В целях практической оптимизации процедур предоставления услуг в МФЦ выделяются ответственные за согласование документов, которые уполномочены собирать те документы, которые в традиционной форме собирались усилиями заявителей.
Рассмотрим механизм информационно-документационного обеспечения конкретных услуг различного уровня, предоставляемых посредством ОП ГАУСО "МФЦ" Фрунзенского района г. Саратова.
На каждую государственную или муниципальную услугу, предоставляемую посредством ОП ГАУСО "МФЦ" Фрунзенского района г. Саратова разработан административный регламент, который подробно регламентирует каждый этап документирования услуги, закрепляет виды и формы документов, последовательность и сроки их оформления.
Со всеми органами государственной власти и местного самоуправления заключены соглашения о взаимодействии, в которых закрепляется порядок взаимодействия при предоставлении конкретных государственных или муниципальных услуг, предоставляемых данным органом.
Проанализируем порядок документирования муниципальной услуги "Постановка на учет детей, подлежащих обучению, по образовательным программам дошкольного образования".
Для предоставления муниципальной услуги заявителю необходимо написать заявление (см. рис 3) и приложить к нему пакет необходимых документов, указанных в административном регламенте *(2).
Рис. 3. Заявление о постановке на учет детей, подлежащих обучению
по образовательным программам дошкольного образования
(наименование должности, фамилия, инициалы
_________________________________________
руководителя структурного подразделения
_________________________________________
администрации муниципального образования
_________________________________________
"Город Саратов")
_________________________________________
(фамилия, имя, отчество заявителя)
проживающего по адресу:
населенный пункт __________________
улица _____________________________
дом ______, кв. _____, тел. __________
e-mail: ____________________________
Заявление
о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования
Прошу поставить на учет в целях зачисления в муниципальное
образовательное учреждение моего ребенка: _______________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
_________________________________________________________________________
(дата рождения ребенка) (серия и номер свидетельства о рождении ребенка)
_________________________________________________________________________
(место жительства ребенка)
_________________________________________________________________________
(перечень дошкольных образовательных учреждений
_________________________________________________________________________
в порядке убывания приоритетов слева направо)
_________________________________________________________________________
(потребность по здоровью)
_________________________________________________________________________
(категория льгот, при наличии)
_________________________________________________________________________
(дата желаемого зачисления)
_________________________________________________________________________
(информация о посещении МДОУ на день подачи заявления, при
посещении указать номер посещаемого МДОУ)
_________________________________________________________________________
Согласен на комплектование в другие МДОУ (указать да, нет)
О принятом решении прошу проинформировать меня: по указанному
телефону по почте
по указанной эл. почте при личном обращении
Личной подписью подтверждаю согласие на обработку персональных
данных в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г.
N 152-ФЗ "О персональных данных"
Приложения:
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2. Медицинское заключение от ____ "____" ____ г.
3. Копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя).
4. Копия документа, подтверждающего право заявителя на внеочередное
или первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении в соответствии с действующим законодательством
_____________ _______________________________
(дата) (личная подпись заявителя)
После приема и регистрации заявление, вместе с пакетом документов, принятых у заявителя, не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения, передается в структурное подразделение Администрации МО "Город Саратов". В Администрации МО "Город Саратов" при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги оформляется талон-уведомление (см. рис. 4) и передается в МФЦ для выдачи заявителю.
Рис. 4 Форма талона-уведомления
Талон-уведомление о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования
Штамп структурного подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" | Контактный телефон |
Дата постановки на учет | |
Индивидуальный идентификационный номер | |
Проверить номер очереди Вы можете на порталах: муниципальных услуг в сфере образования города Саратова "Электронное образование" (www.edu.sarkomobr.ru), государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), министерства образования Саратовской области (www.minobr.saratov.gov.ru) | |
Возрастная группа | |
Фамилия, имя, отчество, наименование должности работника структурного подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" | |
Подпись работника структурного подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" |
В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, оформляется уведомление об отказе (см. рис. 5) и передается в МФЦ для выдачи заявителю.
Рис. 5 Форма уведомления об отказе
Уведомление
об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования"
от ___ "___" ____ 20____ г.
-------------------------------------------------------------------------
(наименование структурного подразделения администрации
муниципального образования "Город Саратов")
сообщает, что ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество заявителя)
отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги
является:
/--\
| | обращение за предоставлением муниципальной услуги лиц, не
\--/ соответствующих статусу заявителей, определенному пунктом
1.2 регламента;
/--\
| | отсутствие у заявителя документов, предусмотренных пунктом 2.7
\--/ регламента, в полном объеме;
/--\
| | непредставление заявителем в течение 10 рабочих дней со дня подачи
\--/ заявления документов, указанных в заявлении, поданном в
электронной форме через единый портал и портал МОСО, в структурное
подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов",
за исключением непредставления по уважительной причине (при наличии
подтверждающих документов).
-------------------------------------------------------------------------
(должность руководителя структурного (подпись) (фамилия, имя, отчество
подразделения администрации руководителя структурного
муниципального образования подразделения администрации
"Город Саратов") муниципального образования
"Город Саратов")
Максимальный срок исполнения административной процедуры при подаче заявления в МФЦ - 10 рабочих дней.
Процедуру документирования муниципальной услуги "Постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования" можно представить в виде оперограммы (рис. 6).
Таким образом, в процессе документирования данной услуги может оформляться три вида документов: заявление, талон-уведомление и уведомление об отказе. Все эти документы оформляются по унифицированным формам, закрепленным в административном регламенте и содержат в себе полную и достаточную информацию для принятия решения, просты и удобны в оформлении.
Весь пакет документов, прилагаемых к заявлению, готовит сам заявитель. Однако, согласно действующим нормативным актам, участие гражданина в оформлении государственной или муниципальной услуги должно быть минимальным. Для этого должен быть реализован принцип межведомственного обмена информацией, то есть органам государственного управления необходимо осуществлять представление межведомственной информации, позволяющее по одному запросу получать обобщенные сведения из нескольких источников и выполнять их комплексный анализ. Например, копия свидетельства о рождении - из органов ЗАГС, копия документа, подтверждающего право заявителя на пребывание на территории Российской Федерации для иностранных граждан либо лиц без гражданства - из Миграционной службы РФ и т.д., чего в настоящее время пока не происходит.
Проанализируем порядок документирования государственной услуги на примере Государственной услуги по выдаче и замене удостоверения многодетной семьи и (или) вкладыша(шей) к удостоверению многодетной семьи.
Для предоставления данной государственной услуги заявителю необходимо обратиться с заявлением и приложить к нему пакет необходимых документов, согласно административному регламенту *(3). В исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, закрепленный административным регламентом, не входит документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) заявителя и детей, учитываемых для признания семьи многодетной (справка с места жительства).
Согласно административному регламенту, специалист МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии), в рамках СМЭВ должен запрашивать в органах, имеющих в распоряжении документы, указанные в пунктах 2.16, 2.16.1 данного Административного регламента, информацию, содержащуюся в указанных документах, если заявитель не представил их по собственной инициативе, в частности - документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) заявителя и детей, учитываемых для признания семьи многодетной. На практике же заявителям отказывают в приеме документов, в случае не предоставления данного документа, что является грубым нарушением действующего законодательства и свидетельствует об отсутствии на практике электронного межведомственного взаимодействия.
Сама процедура документирования данной государственной услуги аналогична рассмотренной выше технологии документирования муниципальной услуги. Многофункциональный центр является лишь посредником при исполнении услуги между заявителем и органом власти. На практике, к сожалению, технологии электронного межведомственного взаимодействия не функционируют в том объеме, в котором они предусмотрены действующим законодательством.
В данном случае также решение задач межведомственного взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, происходит за счет заявителя. При документировании некоторых государственных услуг количество документов, включаемых в состав необходимого для предоставления услуги комплекта, может исчисляться десятками в зависимости от вида государственной или муниципальной услуги. Зачастую заявитель сталкивается с практикой, что орган власти самостоятельно без регламентирующих норм определяет условия и порядок предоставления услуг. При этом представляется затруднительным установить количество документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, следует констатировать, что перечень документов, прилагаемый к заявлению на предоставление государственной или муниципальной услуги через МФЦ гораздо шире, чем, пакет, требуемый органом власти, когда заявитель обращается напрямую. Это объясняется тем, что в распоряжении органов власти уже находятся копии личных документов заявителей и при постоянном обращении, например, при продлении удостоверения многодетной семьи, оформлении пособия и др., работники органов власти обращаются к заведенным делам на конкретных заявителей. Однако в настоящее время при оформлении услуги через МФЦ заявителю каждый раз приходится предоставлять полный пакет документов.
Таким образом, МФЦ не только не повышает качества обслуживания заявителей за счет сокращения перечня документов и сроков предоставления комплексных услуг, но и существенно ухудшает положение заявителей. Из-за многократных передач сроки наоборот увеличиваются, а из-за территориальной разобщенности информационно-справочная работа ведется медленнее.
Работа по документированию услуг ведется исключительно по административным регламентам и соглашениям с органами власти. В качестве положительного момента можно отметить унификацию всех форм документов, используемых при документировании предоставления государственных и муниципальных услуг и закрепление данных форм в административных регламентах. Однако в МФЦ отсутствуют альбомы унифицированных форм документов, отсутствует внутренняя локальная регламентация документирования предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, отсутствует единая технология регистрации заявлений. Вид регистрации и регистрационные формы зависят от органа власти, который будет эту услугу предоставлять. В результате одни заявления регистрируются в журналах, другие - в электронных системах регистрации. В конечном итоге отсутствует единая информационная система. Для обеспечения единства информационных ресурсов и оперативного поиска информации необходима разработка единой системы регистрации, что будет способствовать построению единой информационно-поисковой системы.
Таким образом, несмотря на успешно распространенную практику создания и развития МФЦ на территории Российской Федерации и определенное повышение качества и доступности получения государственных и муниципальных услуг посредством МФЦ, имеется ряд проблем, которые, в свою очередь, необходимо решать.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный Закон от 27.07.2010 (ред. от 28.12.2016) N 210-ФP "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 02.08.2010. N 31. Ст. 4179.
*(2) Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования" / Утвержден Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1171 от 29 апреля 2015 года.
*(3) Административный регламент предоставления Министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по выдаче и замене удостоверения многодетной семьи и (или) вкладыша(шей) к удостоверению многодетной семьи // Утвержден приказом Министерства социального развития Саратовской области от 11.07.2008 г. N 429.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Делопроизводство"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Регистрационное свидетельство ПИ N 7715415. Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.