"Реестр тунеядцев"
Н. Пластинина
Журнал "Трудовое право", N 11, ноябрь 2017 г., с. 75-89.
В России создадут "реестр тунеядцев" для сбора налогов с их имущества. Кто и как это будет администрировать?
Новость от 06.09.2017: Правительство собирается ввести налог на все возможные доходы людей, которые не имеют официальной работы, но при этом находятся в трудоспособном возрасте. При обложении налогом самозанятых граждан власти хотят учитывать имущество, которое находится в их собственности. Об этом рассказал министр труда Максим Топилин*(1).
В Госдуме сейчас как раз готовится законопроект о персонифицированном учёте населения. "Тяжело идёт, потому что тема специфическая, - пожаловался министр. - Надо собрать данные из многих источников обо всех доходах - с тем, чтобы субъекты РФ могли определять данные налоговой службы и службы, ведущей учёт имущества, земли и так далее".
То есть работа предстоит титаническая. Зато по её итогам должен появиться "реестр тунеядцев" - людей, которые пользуются всеми видами помощи от государства, но не вносят платежей в пенсионную систему и систему ОМС.
Предполагается, что в реестре могут оказаться 15 млн. человек. Ранее сообщалось, что в год один человек может выплатить до 25 тыс. рублей налогов: 10 тыс. должны поступить в систему медицинского страхования и 15 тыс. - "для формирования пенсионных прав".
Власти уверяют, что российский законопроект о "налоге на тунеядство" будет построен с учётом опыта такого же сбора, что и в Белоруссии. Там граждане, которые не работают и не платят налоги, обязаны в год вносить в казну около 250 долларов.
Напомним: два года назад в Белоруссии был издан президентский декрет "О предупреждении социального иждивенчества", согласно которому все формально не работающие граждане должны каждый год выплачивать в бюджет 3,6 млн. белорусских рублей (около 250 долларов). Декрет вызвал такие массовые протесты, каких ещё не было в истории страны. В итоге власти вынуждены были дать задний ход с "налогом за тунеядство". Президент Александр Лукашенко приостановил сбор налога и пообещал вернуть деньги всем, кто трудоустроился. А в начале нынешнего года дал указание чиновникам к 1 мая обеспечить рабочие места для всех, кого скопом записали в тунеядцы. А это, как сами понимаете, куда труднее, чем стричь налог с безработного.
Вот только не пришлось бы чиновникам из Минтруда возвращать деньги, как это уже делают в Белоруссии, и заниматься прямым своим делом, то есть созданием рабочих мест.
1. Зачем это нужно?
1.1. Увеличить бюджет
Зачем это нужно, думаем, понятно каждому: для сбора в казну денег! Власть ищет пути и способы собрать как можно больше налогов с населения и предприятий. Но, наверное, не решается пуститься во все тяжкие и уподобиться сказочному принцу Лимону из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино", устанавливающему то налог на воздух, то налог на погоду.
Для каждого нового налога правительство придумывает достойное обоснование: для исключения тунеядства, иждивенческих настроений среди трудоспособного населения. При этом, как верно отмечает большинство, не принято сразу, одномоментно, предусматривать рациональные пути оптимизации данного налога/сбора. Попросту не предусматривается, что "тунеядца", желающего работать, на работу бы... трудоустраивали те или иные государственные органы или уполномоченные организации. На деле получается, в общем-то, привычная ситуация, грозящая стать нонсенсом при принятии российского "декрета о тунеядцах".
Органы занятости не в состоянии сейчас даже помочь в трудоустройстве, не то что трудоустроить фактически. Да и срок поиска работы с получением пособия по безработице законом ограничен. В отличие от западных стран, российского безработного государство поддерживает (на "смешное" пособие) очень и очень недолго.
Справочно: "Каждый период выплаты пособия по безработице... не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев..." (п. 4 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
А затем - живи, как знаешь сам!
Однако при этом государство будет брать с него... Налог!
1.2. Восстановить социальную справедливость!?
Министр труда Топилин пояснил журналистам, что этот налог нужен якобы для "восстановления социальной справедливости": "Чтобы восстановить социальную справедливость, с граждан нужно собирать 10 тысяч рублей в систему медицинского страхования и 15 тысяч - для формирования пенсионных прав"*(2).
При этом чиновники искренне полагают, что те, за кого не уплачиваются взносы в ПФ и ФСС РФ, вообще не трудятся. А перечисленные за официально работающих граждан средства "расплываются" и на работающих, и на неработающих. А это несправедливо!
Стимулировать работать!
В Белоруссии подобный закон о "налоге с тунеядцев" в своё время принимался с благой целью - "в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов".
В России, очевидно, одной из целей тоже является стимулирование трудоустройства. Однако реально безработных бездельников трудоспособного возраста не такое количество, по которому отчитывается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и на основании чего формируется статистическая отчётность.
Справочно: по данным Роструда, на 01.09.2017 численность безработных граждан составила 772 605 человек*(3).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятостью признаётся деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
Исходя из положений ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и пр.;
самозанятые граждане: зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, адвокаты и пр., занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;
избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
обучающиеся;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В рамках Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона о занятости).
Таким образом, закон не предусматривает вообще "теневую" занятость, которая на самом деле в современной кризисной экономике была, есть и, скорее всего, долго ещё будет. Доля тех, кто реально работает, зарабатывает, но получает оплату "в конвертах", никак официально нигде не оформлен и не состоит на учёте в Центре занятости (то есть в рамках проекта является тунеядцем), остаётся довольно существенной, даже несмотря на предпринимаемые контролирующими органами действия по выявлению и пресечению "теневой" занятости.
2. Чем это грозит?
2.1. Возможно, появлением "мёртвых душ"
Давайте теоретически представим себе, что предпримет человек, которому необходимо иметь официальную работу с "неважно-какой-заработной-платой"? Правильно! Он будет искать место в организации, где нужно заполнение штатного расписания, но реальные люди не нужны.
Пример. В дошкольных учреждениях (попросту - в детских садах) очень часто один работник выполняет функции нескольких: социальный педагог может и в качестве работника физической культуры себя показать, а дворник вполне пригождается в качестве электрика (сложности с допуском при этом как-то удаётся обходить) и сторожа. Однако быть "многоруким Шивой" не всегда и не везде разрешено, да и про ограничения, установленные Трудовым кодексом РФ, не стоит забывать... И в этом случае руководство работодателя идёт на такие уловки, как принятие "мёртвых душ": на ставку оформляется человек, которому не нужна ни реальная работа, ни реальная зарплата. А нужно лишь официальное трудоустройство. Такой человек только "числится" на работе, но в реальности он порой даже не знает адреса своего места работы или ФИО своего руководителя!
Не вдаваясь в подробности допущенных при такой схеме нарушений требований и ограничений трудового законодательства, можно сказать, что "никто не пострадает": ни бюджет (или ФОТ, если это обычная коммерческая организация, - но в них такая схема, как правило, не приживается, ибо никому не нужна), ни люди - как "мёртвые души", так и реальные "трудоголики", трудящиеся на нескольких местах ради того, чтобы прокормить семью. Условно можно сказать, что пострадает лишь бюджет в части недобора "налога на тунеядство".
2.2. Необходимостью законотворчества
Как и всякое новшество, оно должно быть урегулировано. А поскольку это будет касаться ещё и налогов, новшество потребует ещё и тщательной проработки, доработки, изменения Налогового кодекса РФ и т.д. Что есть процесс длительный, с исправлением ошибок (уж как обычно!), и не всегда эффективный (возможен и путь приостановки процесса, как в Белоруссии).
Кроме того, учёт имущества "тунеядцев" в целях налогообложения не имущественным налогом как-то не вписывается в уже существующую и налаженную систему, а, возможно, и противоречит ей.
2.3. Необходимостью дополнительных трат
Для создания, ведения и поддержания в актуальном состоянии нового реестра "тунеядцев" потребуется материально-техническое и программное обеспечение, штат обслуживающего процесс персонала, возможно - создание новых структур в органах власти... На всё это потребуется и время, и деньги.
3. Источник данных - Пенсионный фонд?
Исходя из идеи формирования реестра "самозанятых граждан" (в народе окрещённый "реестром тунеядцев", в который войдут люди, которые пользуются всеми видами помощи от государства, но при этом не вносят платежей в пенсионную систему, основным (а может, и единственным?) источником формирования реестра должен стать Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой связи возникает вопрос о разделении ответственности. Так, например, среди всех предприятий-работодателей есть ещё много тех, кто всеми известными им способами уклоняется от уплаты налогов/сборов и взносов. Применительно к рассматриваемому в статье вопросу то же касается и страховых взносов (см. ст. 425-426 НК РФ о тарифах страховых взносов; ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; гл. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). В чём повинен работник, работавший и работающий у недобросовестного работодателя, не уплатившего за него взнос? А ведь если исходить из логики появления информации о тех гражданах, за которых не уплачены взносы - получается, что они не только страдают от недобросовестности работодателя, но ещё и могут войти в группу тех, кто будет обременён новым налогом!
Кроме того, ПФ РФ сможет давать данные только по взносам (за кого перечислены, за кого - нет), но ведь есть ещё и организации-должники, которые взносы должны уплатить, но не уплатили. Среди застрахованных есть много тех, кто стоит на учёте в Центре занятости в поисках работы. Они в соответствии с законом признаются безработными, но, исходя из целей и задач "реестра тунеядцев", не должны попасть в категорию плательщиков "налога на тунеядство". Много и тех, кто пользуется социальной помощью. Эти данные Пенсионный фонд РФ предоставить уже не может.
Тогда в формировании "реестра тунеядцев" должно поучаствовать несколько источников?! Так, вскользь по теме вопроса упоминаются службы, ведущие учёт имущества. Но ведь, исходя из норм действующего законодательства с учётом определённых обстоятельств дела, иногда имущество может быть длительное время вообще нигде не учтено.
В этой связи встаёт ещё один вопрос: а насколько органично смогут данные разных источников сформировать одну базу данных без ошибок и накладок?
Пока механизм формирования данных "реестра тунеядцев" не ясен. Будет ли он формироваться только за счёт данных Пенсионного фонда РФ или ещё данных Роструда, ФСС или иных источников - непонятно.
4. Закон что дышло?
Очень интересно решение вопроса ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных). А также нарушение цели настоящего Федерального закона, определённой в ст. 2: "Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну...".
С учётом требований настоящего закона к даче гражданином согласия на обработку и передачу своих персональных данных (ст. 9 Закона), отсутствия условий для обработки персональных данных без согласия гражданина (ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных), для того чтобы его персональные данные были включены в реестр (пока не ясен механизм его формирования), гражданин должен дать на то согласие. Но тогда вполне логичным будет вопрос: "А зачем ему это?".
Если будет принят механизм сводного формирования реестра (за счёт данных ПФ, ФСС, Роструда и пр.) как же будет реализовываться принцип "...не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой..." (п. 3 ст. 5 Закона о персональных данных)?
Не ясна связь данных службы, ведущей учёт имущества граждан (как один из вариантов источников формирования "реестра тунеядцев"), с налогообложением за тунеядство. То есть быть наследником богатого дядюшки и всю жизнь жить рантье не запрещается.
Справочно: Рантье (фр. rentier от rente - рента) - лица, живущие за счёт ренты, то есть доходов, получаемых с капитала, как правило, размещённого в виде банковских вкладов, ценных бумаг, доходной недвижимости, земли, бизнеса, а также за счёт доходов, получаемых за счёт авторских прав и гонораров. В конце XIX - начале XX вв. понятие "рантье" приобретает более широкий характер. Теперь рантье - лицо, которое живёт не на трудовые, но законные доходы.
Но при этом тогда надо платить налог. Даже если не пользуешься услугами бесплатной медицины. Но ведь пенсионером стать собирается даже гражданин - рантье.
По-видимому, потребуется некоторая законотворческая деятельность в области приведения тех или иных нормативных актов в соответствие с идеей создания "реестра тунеядцев" и взимания на основе его данных нового налога.
5. Кто это будет администрировать?
И, пожалуй, самым интересным моментом во всём этом нововведении является поиск ответа на вопрос: "А кто это будет администрировать?". Так, например, неизбежно возникают следующие вопросы:
1) Какому органу передадут поддержание и защиту системы банка данных "тунеядцев"?
2) Кто будет нести ответственность (и как) за защиту базы данных от хакерских краж? И не будет ли такая ответственность формальной, незначительной?
Так, по одним данным, ответственными за ведение "реестра тунеядцев" предлагается назначить местные власти субъектов РФ*(4). Не создаст ли такое доверие риск возникновения злоупотреблений со стороны местных властей, и так слишком часто попадающихся на злоупотреблениях? Не создаст ли это дополнительные не совсем законные источники доходов чиновников?
3) И немаловажный вопрос: данный налог будет федеральным или региональным?
4) Сколько будет выделяться средств на администрирование этого "реестра тунеядцев"?
5) За счёт какой статьи расходов из бюджета будут выделяться средства?
6) Как часто данные реестра будут обновляться? В каком порядке?
Статьёй 423 НК РФ расчётным периодом для начисления всех страховых взносов признаётся календарный год. Отчётными же периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 423 НК РФ).
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений статьёй 424 НК РФ определяется как:
- день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками, указанными в абзацах втором и третьем подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (к ним отнесены организации и индивидуальные предприниматели);
- день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица - для плательщиков, указанных в абзаце четвёртом подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (а к ним относятся физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Если данные "реестра тунеядцев" будут обновляться в связи со сданной отчётностью, то данные, по сути, будут верны только на конец каждого квартала. Если же на день осуществления выплат, то, по сути, раз в месяц - на день расчёта зарплаты и её выплаты (который у разных работодателей может приходиться на разные даты).
7) На какие даты будет начисляться налог? Не будет ли установленный подход к начислению налога способствовать увеличению простых и сложных мошеннических схем для ухода от уплаты налогов?
Например, налог принято будет начислять на последний рабочий день месяца за прошедший месяц. По данным "реестра тунеядцев" гражданин Иванов не значится тунеядцем. По фактическим же данным гражданин ежемесячно устраивается на работу 28-го числа и после отработки трёх дней увольняется (при условии наличия испытательного срока срок предупреждения работодателя об увольнении составляет 3 рабочих дня). Формально Иванов не тунеядец. Фактически - мошенник, которому удаётся уйти от уплаты "налога на тунеядство".
8) Будет ли учитываться реальная причина безработицы, или будет главенствовать формальный подход?
Пример. Человек, получивший во время безработицы бытовую травму или попавший в ДТП, вынужден проходить долгий курс реабилитации. В связи с тем, что он не работает, листок нетрудоспособности ему не выписывают, пособие по социальному страхованию не выплачивают. Инвалидность пока не оформляют. Казалось бы, человек попал в трудную жизненную ситуацию. Мало того, что государство ему никак не помогает, оно ещё и будет требовать с него налог, так как обстоятельства тунеядства системой не учитываются.
По-видимому, пока эти вопросы останутся без ответа. По крайней мере, до момента уточнения всех деталей процесса формирования реестра и начисления налога.
Выводы
1. Идея взимания нового налога, естественно, хороша. Для бюджета.
2. Однако более ничего хорошего в ней нет:
- она не будет способствовать выводу "из тени" занятых граждан, так как это не в их компетенции, а работодателям, уклоняющимся от оформления трудовых отношений, предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных законом, безразлично, какие налоги платит наёмный работник. Скорее, это спровоцирует граждан из "группы риска" (для обложения новым налогом - прим. автора) и заинтересованное руководство некоторых организаций создавать "мёртвые души";
- такой налог будет полностью противоречить принципам и задачам социальной политики: вместо помощи нетрудоустроенным гражданам (между прочим, львиную долю которых составляют вчерашние выпускники вузов!), государство собирается облагать их налогом и способствовать увеличению их финансовой нагрузки, а попросту - долгов;
- это потребует дополнительной законотворческой деятельности - чтобы урегулировать весь процесс сбора данных в реестр, начисления налога и его сбора;
- это потребует дополнительных расходов из бюджета - хотя бы на администрирование ведения "реестра тунеядцев";
- это создаст дополнительные возможности для противоправных действий всех, чьи интересы могут быть затронуты созданием и функционированием нового реестра;
- это создаст благоприятные и новые условия для злоупотребления чиновниками своими полномочиями;
- передача полномочий по ведению реестра органам власти субъекта РФ с учётом опыта их бессилия создаст лишь новую строку в отчётах по невыполнению задач...
На настоящий момент, спустя некоторое время после пережитого испуга от планируемого нововведения, думается, что большинство россиян не ожидают в скором времени реального начала работы предложенной системы. Возможно, это связано лишь с ожиданием президентских выборов и недопущением непопулярных действий в преддверии данного события.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) https://news.rambler.ru/articles/37852067-v-rossii-dolzhen-poya vitsya-reestr-tuneyadtsev/
*(2) https://svobodoff.livejournal.com/586084.html
*(3) https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID=596312
*(4) https://svobodoff.livejournal.com/586084.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реестр тунеядцев"
Автор
Н. Пластинина
Журнал "Трудовое право", 2017, N 11