Особенности изменения условий соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Е.А. Громова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры предпринимательского, конкурентного
и экологического права ФГБОУ ВПО
"Южно-Уральский государственный университет"
Журнал "Право и экономика", N 10, октябрь 2017 г., с. 15-17.
Мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон (далее - ОЭЗ) давно доказал их инвестиционную привлекательность*(1). В этой связи стремление государства стабилизировать отечественную экономику, равно как и модернизировать ее основные отрасли, обусловило создание в границах Российской Федерации ОЭЗ - территорий, в границах которых действует особый режим предпринимательской деятельности и может применяться процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 Федерального закона "Об особых экономических зонах Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ*(2)).
Осуществление будущим резидентом предпринимательской деятельности в границах ОЭЗ возможно при условии заключения с органами управления данных территорий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ. В рамках данного договора потенциальный резидент-инвестор обязуется осуществлять предусмотренную соглашением деятельность (промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную и портовую), а также инвестирование; Минэкономразвития РФ предоставляет резиденту необходимое для осуществления данной деятельности государственное и (или) муниципальное имущество; управляющая компания осуществляет подключение к необходимым объектам инфраструктуры ОЭЗ (ст. 12 Закона об ОЭЗ).
Как и для всякого гражданско-правового договора*(3), для соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ важна стабильность его условий, в особенности с учетом общественной значимости деятельности (связанной с увеличением притока инвестиций в отечественную экономику)*(4), осуществляемой резидентом.
В то же время, как и любой договор, исследуемое соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ способно адаптироваться к существенному изменению рыночной среды, поэтому Законом об ОЭЗ предусмотрены основания и порядок его изменения. При этом указанные основания и порядок обладают некоторыми особенностями.
Во-первых, Закон об ОЭЗ регламентирует несколько случаев, при наступлении которых в исследуемое соглашение могут быть внесены изменения: изменение бизнес-плана (ч. 1 ст. 18); внесение в данное соглашение изменений, не связанных с изменением его существенных условий (ч. 7 ст. 18 Закона об ОЭЗ).
Во-вторых, инициатором изменения соглашения по указанным основаниям может выступать только резидент. Кроме того, для каждого из этих случаев предусмотрена процедура согласования изменений, сходная с процедурой заключения рассматриваемого соглашения:
Резидент, намеревающийся изменить условия исследуемого соглашения, связанные с внесением изменений в бизнес-план, представляет в Минэкономразвития РФ заявление, а также бизнес-план. Данный орган, в свою очередь, передает бизнес-план в Экспертный совет по ОЭЗ, который принимает и направляет Минэкономразвития РФ решение о поддержке бизнес-плана или об отказе в его поддержке. На основании одного из указанных решений Экспертного совета Минэкономразвития РФ направляет резиденту уведомление: об изменении условий соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана; об отказе в изменении условий данного соглашения при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана; об изменении его условий при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план (ч. 1-6 ст. 18 Закона об ОЭЗ).
Из закона следует, что резидент должен согласовать с Минэкономразвития РФ внесение изменений в бизнес-план только в том случае, если он намерен изменить условия соглашения (ч. 1 ст. 18 Закона об ОЭЗ). Однако в законе не оговаривается ситуация, когда резидент намерен внести изменения в бизнес-план, не изменяя условия соглашения об осуществлении деятельности, что порождает вопрос, должен ли резидент уведомлять об этом Минэкономразвития РФ?
Представляется, что ответ на данный вопрос должен быть положительным, поскольку ключевые обязанности резидента по рассматриваемому соглашению исполняются им в соответствии с бизнес-планом. Следовательно, изменение данного документа может оказать существенное влияние на исполнение самого соглашения. Иными словами, самовольное внесение изменений в бизнес-план может повлиять на исполнение резидентом условий соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности и нарушить этим права других контрагентов.
В связи с этим считаем, что изменения, вносимые резидентом в бизнес-план, должны согласовываться сторонами соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности, что надлежит отразить в ч. 1 ст. 18 Закона об ОЭЗ: "В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, или же внести изменения в бизнес-план, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющую компанию заявление, а также бизнес-план".
В плане сравнения отметим, что стороны договора строительного подряда согласовывают внесение изменений в техническую документацию в большем объеме (п. 2 ст. 744 ГК РФ) против указанного в ч. 1 ст. 18 Закона об ОЭЗ.
Если резидент намерен внести изменения в соглашение об осуществлении предпринимательской деятельности, не связанные с изменением его существенных условий, он должен предоставить в Минэкономразвития РФ документы, подтверждающие обоснованность внесения изменений в данное соглашение, без рассмотрения их Экспертным советом (ч. 7 ст. 18 Закона об ОЭЗ).
Выше отмечалось, что в качестве инициатора изменений условий соглашения Закон об ОЭЗ называет лишь резидента. Можно предположить, что данный факт указывает на стремление законодателя защитить резидента посредством обеспечения стабильности соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности. В то же время такая ситуация не представляется справедливой, поскольку лишение иных сторон соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности права инициировать изменение его условий нарушает принцип равенства сторон.
Для устранения данного дисбаланса предлагается дополнить ст. 18 Закона об ОЭЗ частью 9 следующего содержания: "соглашение об осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны может быть изменено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об особых экономических зонах Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - N 31. - Ст. 3521.
2. Гасников К.Д., Оболонкова Е.В. Правовое регулирование территорий с особыми условиями экономического развития // Журнал российского права. - 2017. - С. 105-109.
3. Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности - гражданско-правовой договор // Администратор суда. - 2014. - N 2. - С. 45-50;
4. Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: монография. - М.: Юстицинформ, 2016. - 216 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гасников К.Д., Оболонкова Е.В. Правовое регулирование территорий с особыми условиями экономического развития // Журнал российского права. - 2017. - С. 105.
*(2) Федерального закона "Об особых экономических зонах Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - N 31. - Ст. 3521.
*(3) Подробно о гражданско-правовой природе соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ см.: Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности - гражданско-правовой договор // Администратор суда. - 2014. - N 2. - С. 48.
*(4) Подробно о б общественной значимости предпринимательской деятельности в ОЭЗ, осуществляемой резидентами см.: Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: монография. - М.: Юстицинформ, 2016. - С. 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Громова Е.А. Особенности изменения условий соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Gromova E.A. Peculiarities of changing the conditions of agreements on the implementation of business activity in special economic zones
Е.А. Громова - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет"
В статье исследуются порядок и основания изменения условий соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Автором выявлены особенности изменения условий данных соглашений. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства об особых экономических зонах в части изменения условий соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
The article deals with the procedure and grounds for changing the terms of the agreement on the implementation of entrepreneurial activities in special economic zones. The author reveals the peculiarities of changing the terms of these agreements. The conclusion is made about the need to improve legislation on special economic zones in terms of changing the terms of the agreement on the implementation of entrepreneurial activities in special economic zones.
Ключевые слова: изменение условий договора, соглашение об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, особые экономические зоны.
Keywords: change in the terms of the agreement, agreement on the implementation of entrepreneurial activities in special economic zones, special economic zones
Особенности изменения условий соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах
Автор
Е.А. Громова - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет".
Родилась 7 декабря 1986 года в Челябинске.
Сфера научных интересов Е.А. Громовой охватывает вопросы создания и функционирования особых экономических зон, соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в их границах, а также государственно-частного партнёрства и его форм.
Автор более 30 публикаций, в том числе: Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: монография. М.: Юстицинформ, 2016. - 216 с; О месте соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в системе гражданско-правовых договоров // Хозяйство и право. - 2015. - N 6. - С. 82-86; О понятии технико-внедренческой деятельности // Право интеллектуальной собственности. - 2016. - N 1. - С. 10-15; О признании недействительными некоторых сделок резидента особой экономической зоны // Юрист. - 2014. - N 11. - С. 27-30.
Журнал "Право и экономика", 2017, N 10