С чувством, с толком, с расстановкой
Ю. Тай,
член совета АП г. Москвы,
управляющий партнер АБ "Бартолиус"
Газета "Новая адвокатская газета", N 22, ноябрь 2017 г., с. 5.
Концепция представляется достаточно подробной и аргументированной.
Реформа в такой чувствительной сфере, как юридическая помощь гражданам, должна быть осуществлена так, чтобы ее проведение концептуально улучшило имеющуюся ситуацию. При этом нельзя забывать об истинном бенефициаре реформы - населении страны. Комплексная реализация основных составляющих реформы поможет достичь поставленной цели, попутно улучшив и упорядочив деятельность его участников.
В течение многих лет в юридическом сообществе шла дискуссия о необходимости реформирования рынка юридических услуг - как в части "адвокатской монополии" на представление интересов доверителей в судах, так и вопросах стандартизации качества, повышения уровня внутреннего (негосударственного) контроля за деятельностью юристов и обеспечения важного, гарантированного Конституцией РФ права на получение квалифицированной юридической помощи.
Правильный подход
В соответствии с результатами исследований экспертов Института проблем правоприменения*(1) за последнее десятилетие объем рынка правовых услуг в России почти удвоился - возрос с 114 млрд. руб. в 2003 г. до 222 млрд. руб. в 2015 г.*(2).
Количество лиц, которым требуется юридическая помощь, тоже продолжает расти в связи с увеличением количества судебных споров. В 2000 г. российские суды рассмотрели 4,8 млн. гражданских дел и 1,6 млн. лиц было привлечено к административной ответственности; в 2008 г. эти показатели увеличились до 10,6 млн. дел и 5,5 млн. человек соответственно, а в 2015 г. - до 16 млн. дел и 6 млн. человек. Таким образом, количество гражданских дел и дел об административных правонарушениях за пятнадцать лет выросло в три раза.
Число юристов тоже растет: каждый год российские вузы выдают 150 тыс. дипломов с квалификацией "юрист". Юристов упрекают в недостаточной квалификации, недобросовестных методах конкуренции, намеренном завышении цен. Низкая квалификация отдельных рыночных игроков бросает тень на все юридическое сообщество.
Государство также не осталось в стороне и приняло государственную программу "Юстиция" на 2013-2020 гг., в которой, в частности, поставило задачу создания единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения. А 24 октября этого года на сайте Минюста России был опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
В отличие от предыдущих проектов, этот документ является не только содержательным, но и мотивированным. Минюст основывает свои суждения и выводы на статистических данных, зарубежном опыте, консультациях со всеми заинтересованными лицами и, что весьма немаловажно, не просто определяет общий вектор реформы, но и достаточно точно указывает на этапы ее реализации. Кроме того, отдельно отмечается, что при прохождении всех этапов и при решении вопроса о переходе к следующему будет осуществляться контроль за регулирующим воздействием ранее сделанного и за фактической готовностью для перехода к следующей фазе. Такой подход, безусловно, является правильным, но в условиях российской действительности крайне редким способом реализации законодательных планов.
Когнитивный диссонанс
Сама по себе идея реформирования, а следовательно, воздействия на каждого из участников этого рынка, по понятной причине, в принципе не у всех вызывает поддержку, причем по совершенно разным поводам: у кого-то - из-за косности и консерватизма ("зачем что-то делать, если у меня и так все хорошо"); у кого-то - из-за лени ("ну вот, теперь с печи слезать, что-то переделывать, как-то реагировать"), у кого-то - по причине опасения, что возможность их неблаговидных (иногда на грани или даже за гранью Уголовного кодекса) поступков будет ограничена или заблокирована; у кого-то - из принципа "а я против!"; у других - из опасения лишиться сладкой и большой части "пирога". Безусловно, существуют и те, кто знает или предполагает, что вообще лишится возможности практиковать (на рынке существует огромное количество "юристов без юридического образования").
Указанный перечень хоть и велик, но явно не носит исчерпывающего характера. Мало ли у людей комплексов, тревог, опасений, фобий?! Кроме того, нельзя не заметить, что многочисленные реформы как вообще, так и особенно на современном этапе истории нашей страны, сами по себе никакого воодушевления и оптимизма не внушают. В качестве демонстрации очевидного когнитивного диссонанса можно привести целый ряд выступлений противников реформ, которые приводят значительное количество доводов и аргументов, подтверждающих недостатки нынешнего положения дел, недопустимость его сохранения, но в итоговой части своей позиции констатируют нежелательность или недопустимость изменений, поскольку "будет еще хуже", как бы не замечая парадоксальности подобных рассуждений.
Составляющие реформы
Реформа в такой чувствительной сфере, как юридическая помощь гражданам, должна быть осуществлена "с чувством, с толком, с расстановкой", а не в привычном уже режиме "капманейщины". Но, как известно, "дьявол кроется в деталях", поэтому важна не сама по себе реформа - необходимо такое ее проведение, которое концептуально улучшит имеющуюся ситуацию, а не приведет к тому, что во время изменений мы что-то потеряем или лишимся чего-то важного, что значительней, чем все те недостатки, о которых справедливо говорят авторы реформы.
При этом в пылу дискуссий и словесных дебатов нельзя забывать об истинном бенефициаре реформы - населении страны. Ознакомление со многими дискуссиями и статьями на указанную тему позволяет утверждать, что далеко не все с этим согласны и приводят различные доводы, аргументы, опасения, обсуждают все что угодно, кроме того главного, на что направлены возможные изменения. Все мы понимаем, что "своя рубаха ближе к телу", но все же в основание рассуждений должна быть положена указанная базовая ценность.
Являясь участником данного рыка услуг, хочу обозначить основные составляющие реформы, комплексная реализация которых поможет достичь поставленной цели, попутно улучшив и упорядочив деятельность его участников:
- создание единого механизма гарантий сохранения тайны клиента;
- повышение доступности юридической помощи для граждан, в том числе и территориальной;
- улучшение качества правовой помощи посредством повышения профессионального уровня предоставляющих ее лиц;
- повышение гарантий качества правовой помощи при оказании ее на бесплатной основе;
- установление равенства всех участников данного рынка и единообразия в их работе;
- создание нормативно определенных профессиональных стандартов, регламентирующих деятельность его участников;
- распространение на всех участников рынка единого саморегулирования с механизмами и институтами, осуществляющими контроль и привлечение к ответственности нерадивых членов сообщества;
- введение определенной специализации юристов как неотъемлемого условия профессионализма;
- повышение уровня защищенности и независимости юристов от всех внешних воздействий, прежде всего от давления со стороны государственных органов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Моисеева Е., Скугаревский Д. Рынок юридических услуг в России. http://www.enforce.8pb.ru/lmages/lawfirms_report_e_version.pdf.
*(2) В соответствии с оценками Минюста объем российского рынка правовых услуг в 2016 г. составил 96 млрд 49 млн. руб. По нашим оценкам, реальный размер рынка в несколько раз больше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.