Размер тарифа на перевозку и форма оплаты: зависимость возможна?
Г.К. Габелли,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 48-52.
Может ли орган государственной власти субъекта РФ при установлении регулируемых тарифов на регулируемые перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом поставить стоимость проезда в зависимость от формы оплаты: наличной или безналичной? Другими словами, может ли стоимость проезда по тарифу быть разной: допустим, при расчете за проезд картами для безналичной оплаты тариф меньше, чем при оплате наличными денежными средствами?
О договоре перевозки пассажиров и багажа
Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 1 Устава).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст. 20 Устава).Серия изданий
О том, что следует понимать под публичным договором, можно узнать из п. 1 ст. 426 ГК РФ.
/-----------------------\ /------------------------------------------\
| Публичный договор | |Договор, заключенный лицом, осуществляющим|
| | | предпринимательскую или иную приносящую |
| |----|доход деятельность, и устанавливающий его |
| | |обязанности по продаже товаров, выполнению|
| | | работ либо оказанию услуг, которые такое |
| | | лицо по характеру своей деятельности |
| | | должно осуществлять в отношении каждого, |
| | | кто к нему обратится |
\-----------------------/ \------------------------------------------/
На основании п. 2 указанной статьи цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Таким образом, отношения между пассажиром и перевозчиком возникают на основании публичного договора перевозки. В качестве цены за перевозку может выступить тариф, установленный в соответствующих случаях уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.
О тарифе на перевозку пассажиров
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон N 220-ФЗ*(1). Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:
регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;
регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком.
На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов. Предметом такого контракта является выполнение юридическим лицом (ИП), с которым заключен контракт (подрядчиком), регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен ст. 15 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ.
Вид маршрута | Кто устанавливает регулируемые тарифы |
Муниципальные маршруты регулярных перевозок | Органы государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законом данного субъекта |
Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъекта РФ | Органы государственной власти данного субъекта РФ |
Смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок | Органы государственной власти субъектов РФ, в границах которых расположены начальные остановочные пункты по данным маршрутам, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, в границах которых расположены конечные остановочные пункты маршрутов |
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района | Орган местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения |
На то, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ, указано в пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ*(2). А вот создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - это уже вопрос местного значения муниципального района (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ*(3)).
Итак, регулярные перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок могут осуществляться с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Такие перевозки являются регулярными перевозками по регулируемым тарифам.
О защите прав потребителей
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Задачи Закона РФ N 2300-1 определены в преамбуле к нему, это:
1) регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) установление прав потребителей:
- на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и товаров (работ, услуг), безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов;
3) определение механизма реализации указанных прав.
Пунктом 4 ст. 16.1 представленного закона введен запрет на установление продавцом (исполнителем) в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Однако в рассматриваемой ситуации цену на перевозку устанавливает не перевозчик (исполнитель), а орган государственной власти субъекта РФ. Между данным органом и потребителем договорные отношения отсутствуют, поэтому положения Закона РФ N 2300-1 применению не подлежат. Устанавливая тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, региональные власти реализуют предоставленные им законом административные публично-властные полномочия, то есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Более того, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Именно такая позиция озвучена в Апелляционном определении ВС РФ от 24.08.2017 N 31-АПГ17-7.
* * *
По мнению высшего арбитра, орган государственной власти субъекта РФ при установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом может стоимость проезда поставить в зависимость от формы оплаты: наличной или безналичной.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"