О сроке выездной налоговой проверки
Е.Н. Моряк,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 69-71.
Сколько в общей сложности может длиться выездная налоговая проверка? Может ли период проверки превысить девять месяцев?
Процедура и сроки проведения выездной налоговой проверки регламентируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 6 этой статьи выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Из данного общего правила есть исключения: срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев установлены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение 4), это:
1) проверка налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение при проверке информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка. По общему правилу выездная налоговая проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
- менее четырех ОП - до четырех месяцев, но при условии, что доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
- четыре и более ОП - до четырех месяцев;
- десять и более ОП - до шести месяцев;
5) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки. В общем случае на представление истребованных документов налогоплательщику даются 10 рабочих дней;
6) иные обстоятельства. Необходимость и сроки продления проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Таким образом, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать два, четыре или шесть месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
В то же время следует учитывать, что в силу п. 9 обозначенной статьи руководитель налогового органа (его заместитель) может приостановить проведение выездной налоговой проверки. Цель приостановления может быть такова:
истребование документов (информации) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. В этом случае приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
проведения экспертиз (экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле);
перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (его заместителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Приостанавливать проверку налоговый орган может неоднократно. Однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. Правда, и здесь есть исключение, но только одно: он может быть увеличен еще на три месяца, если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.
К сведению. По мнению ФНС, нарушение установленного в п. 9 ст. 89 НК РФ срока приостановления выездной налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры проведения проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (Письмо от 22.09.2017 N СД-4-3/19092@).
Приостановление проведения выездной налоговой проверки означает, что приостанавливается течение срока проведения данной проверки. Кроме того, приостанавливаются:
- действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
- действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
* * *
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 2, 4 или 6 месяцев. Однако в случае приостановления выездной налоговой проверки в общей сложности проверка может длиться 8, 10 или 12 месяцев, а при запросе информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ - 11, 13 или 15 месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"