Бюджетное учреждение объявило аукцион (ФЗ-44), его победитель на этапе заключения договора был признан "уклонистом", даже оказался в РНП - не было своевременно предоставлено обеспечение непосредственно самого договора (банковская гарантия). Площадка удержала с контрагента обеспечение заявки, по истечении месяца перечислила его в учреждение. Убытка от незаключения договора учреждение не понесло. Ранее с этим контрагентом уже был заключен другой договор, который был исполнен без нареканий, обе стороны остались довольны. В ситуации с некорректной банковской гарантией тоже разобрались - негативно повлиял человеческий фактор. Сейчас контрагент просит рассмотреть возможность возврата ему удержанных средств. Имеет ли право учреждение осуществить возврат? Какие документы-основания для этого требуются? Будет ли достаточно письма от контрагента с положительной резолюцией руководителя.
Законом четко определен перечень основания для возврата средств в качестве обеспечения заявки.
Согласно ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 18 настоящей статьи в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
- подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
- отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- отклонение заявки участника закупки;
- отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
- получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
- отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 настоящего закона;
- получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
Законом также четко определены случаи невозврата средств.
Согласно ст. 44 того же закона, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
В вашем случае получается, что уклонение участника от заключения контракта подтверждено решением УФАС, поэтому возврат невозможен. Также - возврат средств заказчиком участнику не предусмотрен Федеральным законом N 44-ФЗ.
Такой вывод подтверждает судебная практика.
Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 305-ЭС17-1681 по делу N А40-78204/2016:
"Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене протокола аукционной комиссии, обязании осуществить возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, т.к. суды пришли к правильному выводу о том, что решение о признании участника аукциона уклонившимся от заключения контракта является обоснованным".
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 307-ЭС16-20809 по делу N А56-73777/2015:
"Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для возврата средств, внесенных обществом как участником конкурса".
Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2016 N 307-КГ16-2364 по делу N А56-71478/2014:
"Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании уклонившимся от заключения контракта по итогам открытого аукциона и о взыскании денежных средств.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, т.к. суды пришли к правильному выводу о том, что ответчиком принято законное и обоснованное решение о признании истца уклонившимся от заключения контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме".
В вашем случае можно только обжаловать решение УФАС, если срок еще не прошел, и возвращать средства в судебном порядке.
И. Фролова
Правовед.RU
12 сентября 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU