Стратегические угрозы экономике
А. Сухаренко,
директор Центра изучения новых вызовов
и угроз национальной безопасности РФ, г. Владивосток
Газета "эж-ЮРИСТ", N 41, октябрь 2017 г., с. 6.
В условиях прогрессирующего кризиса обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач государства. Сегодня к числу основных внутренних угроз национальной экономике относятся преступность, коррупция и теневая экономика. Перечисленные проблемы снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность России на международной арене. Для их решения в мае текущего года была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года.
Криминальная "тройка"
В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208, под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов.
Важнейшими из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, являются высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики. Для их минимизации предлагается не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей, предупреждать рейдерские захваты, преднамеренные банкротства и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов, а также предотвращать появление коррупционных схем.
О неудовлетворительном состоянии законности в экономике говорит и прокурорская отчетность (см. рис. 1). В 2016 году прокуроры выявили 1,1 млн. правонарушений, в том числе 123,6 тыс. незаконных правовых актов. По материалам прокурорских проверок было возбуждено 8,4 тыс. уголовных дел. Почти 170 тыс. нарушений касалось защиты прав предпринимателей*(1).
В свою очередь аудиторы Счетной палаты РФ обнаружили 3,8 тыс. нарушений (+11,6% к 2015 году) на общую сумму 965,8 млрд. руб. (+87%). В общем объеме выявленных правонарушений 56% приходилось на формирование и исполнение бюджетов, проведение госзакупок, а 35% - составление и представление бюджетной и бухгалтерской отчетности.
Учитывая широкий диапазон угроз экономической безопасности России, остановимся на них подробнее.
Криминализация экономики
По данным ГИАЦ МВД России, за последние 9 лет (2008-2016 годы) общее число регистрируемых преступлений экономической направленности сократилось в 4 раза (с 448,8 до 108,7 тыс.), а тяжких и особо тяжких - почти вдвое (с 124 до 65,1 тыс.). Удельный вес таких преступлений в общей структуре преступности снизился с 14% до 5%. Однако размер материального ущерба по оконченным уголовным делам, наоборот, вырос - с 142,5 млрд. до 398 млрд. руб. Максимальный размер ущерба был зафиксирован в 2009 году - 1 трлн. руб.*(2)
Что касается преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), то их регистрация сократилась с 80,7 до 28,9 тыс. При этом заметно снизилось число деяний, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Среди выявляемых преступлений преобладают фальшивомонетничество и отмывание денег. Однако наиболее криминализированными сферами экономики остаются потребительный рынок, природоресурсные отрасли (лесная, рыбная, драгметаллы и ТЭК) и внешнеэкономическая деятельность.
Основными причинами "снижения" регистрации экономической преступности являются:
- гуманизация уголовного законодательства,
- перманентное реформирование полиции,
- повышение нагрузки на ее сотрудников,
- их неосведомленность о планируемых и совершаемых преступлениях.
Последнее обстоятельство обусловлено незаинтересованностью бизнесменов в сотрудничестве с правоохранителями из-за недоверия и отсутствия гарантий собственной безопасности и сохранности имущества.
В последнее время наблюдается динамичный рост киберпреступлений (мошенничеств и краж, совершаемых с помощью сети Интернет). Существующие правила эксплуатации киберпространства позволяют обеспечивать анонимность действий и существенно осложняют идентификацию пользовательского оборудования преступников. Большинство киберпреступлений совершается с использованием вредоносных программ, а также специфических возможностей операционных систем, позволяющих получить удаленный доступ к информационным ресурсам, в том числе находящимся в госсобственности или отражающим финансово-хозяйственную деятельность компании. По данным Центробанка, в 2016 году количество несанкционированных операций с использованием платежных карт выросло на 13,8% (с 260 до 296 тыс.), а объем ущерба по ним достиг 1,08 млрд. (1,15 млрд.) руб. В свою очередь, число несанкционированных транзакций по корпоративным счетам сократилось с 1074 до 717, а их объем - с 3,79 млрд. до 1,89 млрд. руб. Основной целью злоумышленников являются не крупные предприятия, а малый и средний бизнес. При этом если средний объем несанкционированной транзакции по картам составлял 3,7 тыс. руб., то по счетам юрлиц - уже 2,7 млн. *(3).
Коррупция
В соответствии с Законом N 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача (получение) взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц. То есть коррупция - это злоупотребление властью для получения личной выгоды.
Как показывает практика, значительная часть коррупционных преступлений совершается в интересах юрлиц. Наиболее часто встречаются деяния, связанные с передачей денежных средств за освобождение от административной ответственности, обеспечение победы по итогам участия в конкурсных процедурах (в том числе при размещении госзаказов), выделением земельных участков или помещений, предоставление преференций в ходе осуществления разрешительных процедур.
Согласно опросу Торгово-промышленной палаты России, 32% из 3,5 тыс. предпринимателей признались в передаче неофициальных платежей (подарков) чиновникам. В силу экономического кризиса наиболее распространенная сумма взяток - 3-10 тыс. руб. (ранее 25-150 тыс.). Тройка самых коррумпированных сфер осталась прежней: получение разрешений и справок, госзакупки, госконтроль (надзор). Каждый 20-й респондент отметил коррупцию в природоохранной сфере (вывоз ТБО, вырубка леса, сброс сточных вод и т.д.)*(4).
Теневая (ненаблюдаемая) экономика
Кризисная экономическая ситуация, связанная с неэффективным управлением и выбранной моделью развития, привела к росту теневой экономики (охватывает деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую регулярным статистическим наблюдением, которая подлежит включению в расчеты ВВП)*(5).
Ненаблюдаемая экономика включает в себя:
- скрытую деятельность - производство и обращение товаров и услуг, разрешенные законом, но скрываемые (полностью или частично) в целях утаивания доходов, невыплаты налогов;
- незаконную (подпольную) - производство, обращение и использование запрещенных законодательством товаров и услуг (наркотики, проституция, оружие, азартные игры).
В настоящее время при корректировке ВВП на "операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами" (в 2015 году - 16,2% ВВП) Росстат выделяет лишь две категории: теневые операции всех юрлиц (5,7%) и все операции неформального сектора, включая продукцию, произведенную домохозяйствами для собственных нужд (10,5%)*(6). Однако существуют и альтернативные оценки теневой экономики. Согласно исследованию международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), Россия занимает 4-е место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира, включающем 28 стран (см. рис. 2).
Эксперты определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы госрегулирования, налогообложения или надзора. Объем теневой экономики в РФ - 33,6 трлн. руб. (39% ВВП)*(7).
Занятость в неформальном секторе экономики по итогам прошлого года достигла рекордного размера - 15,4 млн. человек, или 21,2% от общего числа занятых. К числу неформально занятых относятся лица, работающие на незарегистрированных предприятиях: самозанятые, фермеры, индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму, а также члены семьи. Поэтому в неформальный сектор не включаются лица, работающие на предприятиях без оформления договора или получающие там "серые" зарплаты. Росстат рассчитывает объем неформального сектора как разницу между числом всех занятых в экономике и количеством рабочих мест, замещенных в юрлицах.
Неформальный сектор непрерывно растет с 2011 года и за это время увеличился на 4 млн. человек*(8). Больше всего неформальная занятость характерна для южных регионов страны, а среди отраслей экономики по этому критерию лидируют торговля и ремонт, сельское хозяйство и строительство - совокупно в них заняты 9 млн. человек.
Перечисленные проблемы, безусловно, снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность национальной экономики. Об этом наглядно свидетельствует доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) "Глобальная конкурентоспособность 2017-2018". Согласно ему среди 137 изученных стран по уровню взяточничества Россия занимает 78-е место, ущерба, причиняемого преступностью и насилием, - 69-е, организованной преступности - 86-е, независимости судов - 90-е, надежности полиции - 98-е место.
В этой связи системное противодействие экономической преступности и коррупции, а также сокращение объемов теневой экономики являются одним из ключевых факторов улучшения инвестиционного климата. Надежду на изменение сложившейся ситуации дает не только принятие упомянутой Стратегии, но и своевременная корректировка отраслевого законодательства в целях устранения содержащихся в нем пробелов и коррупциогенных норм, а также надлежащая реализация федеральных/региональных антикриминальных (антикоррупционных) программ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Состояние законности и правопорядка в РФ в 2016 году. М.: Генеральная прокуратура России. 2017.
*(2) Состояние преступности в России за 2008-2016 годы. М.: ГИАЦ МВД РФ.
*(3) Кибербезопасность РФ зависит от консолидации информационного сообщества. // http://tass.ru/politika/4406609.
*(4) Бизнес-барометр коррупции. // http://ach.tpprf.ru/barometer/stage2/.
*(5) Межгосударственный статистический комитет СНГ: рекомендации по совершенствованию оценок ненаблюдаемой экономики. М., 2000.
*(6) Корректировка валовой добавленной стоимости на экономические операции, ненаблюдаемые прямыми статистическими методами. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/ tab14-19-2.xls.
*(7) ASSA (2017) Emerging from the shadows. The shadow economy to 2025. URL: http://www.accaglobal.com/ content/dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economy.pdf.
*(8) Могилевская А., Фейнберг А. Неформальная экономика выросла до рекордных размеров. // РБК. 17.04.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.