Согласно абзацу 6 п. 10 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.05.2011 N 475, размер компенсации педагогическому работнику, педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, определяется для расчета размера компенсации потребления услуг за природный газ, в части расходов на оплату отопления, по показателям соответствующих приборов учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденным в соответствии с законодательством РФ.
Прибор учета природного газа установлен в жилом доме общий для отопления и газовой плиты.
Как определить компенсацию только в части отопления? Если педагогический работник уволился в течение месяца или находился в трудовом отпуске, то компенсация рассчитывается пропорционально отработанному времени (у уволенного педагогического работника отсутствует необходимый стаж для сохранения льгот)?
1. В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Таким образом, субъектам РФ предоставлено право устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для педагогических работников.
Так, Законом Краснодарского края от 14.12.2006 N 1141-КЗ "О мерах социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения" определен перечень педагогических работников образовательных организаций, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Порядок предоставления перечисленных мер утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.05.2011 N 475 (далее - Порядок).
Согласно абз. 6 п. 10 Порядка размер компенсации педагогическому работнику, педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, для расчета размера компенсации потребления услуг за природный газ, в части расходов на оплату отопления определяется по показателям соответствующих приборов учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из вопроса, прибор учета природного газа, установленный в жилом доме, является общим для отопления и газовой плиты. Поскольку предусмотренная Порядком компенсация предназначена лишь для возмещения педагогическому работнику расходов на отопление жилого дома, то при расчете такой компенсации следует вычесть количество природного газа, израсходованного газовой плитой, руководствуясь при этом нормативами потребления, утвержденными приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края. Суды исходят из того, что никакой другой расчет при наличии у граждан газового счетчика не может быть применен при исчислении компенсации за отопление, поскольку не утвержден каким-либо нормативным актом (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 14.05.2015 по делу N 33-1225/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2014 по делу N 33-246/14).
2. По вопросу расчета размера компенсации в случае увольнения работника до истечения календарного месяца отметим, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлены для педагогических работников образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
То есть право на меры социальной поддержки возникает у лица, которое состоит в трудовых (служебных) отношениях с образовательной организацией, выполняет обязанности педагогического работника, проживает и работает в сельской местности, поселках городского типа. Соответственно, утрата статуса педагогического работника, например, в случае прекращения с ним трудовых отношений, лишает его права на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством. Полагаем, что с даты увольнения педагогического работника компенсационные выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения должны быть прекращены, поскольку у гражданина с этого момента отсутствуют правовые основания для их получения. Расчет компенсации в такой ситуации, на наш взгляд, может определяться исходя из количества календарных дней, предшествующих дню увольнения (пропорционально).
Подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
15 ноября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.