Злоупотребление правом на обращение
А.В. Пересыпкин,
прокурор отдела прокуратуры Белгородской области
Журнал "Законность", N 11, ноябрь 2017 г., с. 27-28.
Анализ работы надзорных, контролирующих и правоохранительных органов показывает, что институт злоупотребления правом требует серьёзного реформирования применительно к процедуре взаимодействия физических и юридических лиц с государственными органами посредством подачи и рассмотрения обращений.
Недостаточная регламентация порядка такого взаимодействия, отсутствие действенного механизма пресечения необоснованных обращений, ответственности за них приводят к повышенной нагрузке на государственные органы, дополнительным бюджетным расходам, порождает необоснованные проверки и истребование информации у проверяемых граждан и организаций.
К примеру, на сайте "Праворуб" пользователь из г. Кемерово задал вопрос юристам по поводу "одержимого субъекта", который в четвёртый раз обращается с одним и тем же заявлением в прокуратуру. При этом по результатам каждой из проверок нарушений законодательства установлено не было. По мнению указанного гражданина, основной целью заявителя является причинение вреда путём недобросовестного использования властной компетенции органов государства, у него нет действительной цели обращения за защитой нарушенных прав.
Эта проблема весьма актуальна, и приведённый пример не единичен.
Так, в органы прокуратуры Белгородской области в 2015-2016 гг. поступали обращения, содержащие оскорбления должностных лиц государственных органов и иных лиц; к обращениям прикладывались не имеющие отношения к существу заявления распечатки картинок из сети "Интернет", фотографии, вырезки из газет оскорбительного содержания. Зафиксирован случай приобщения заявителем к жалобе копии ответа на ранее поданное обращение, в которое им же посредством компьютерной техники внесены изменения, влекущие искажение его содержания; факт поступления обращения, написанного на рулоне обоев; случай подачи жалобы с требованием провести проверку по факту превращения человечества в расу киборгов и т.п.
Пользуясь тем, что обращения, направленные с электронной почты, не признаются анонимными, а этот способ подачи обращения прост и не требует значительных временных и финансовых затрат, некоторые заявители рассылают дубликаты обращений одновременно в адрес нескольких государственных органов (в том числе разных регионов), должностных лиц.
Зафиксирован факт подачи в контролирующий орган региона с использованием интернет-сайта, предоставляющего такую возможность, единовременно более 100 обращений с требованием о проведении проверок. Отсутствие ответственности за доводы, изложенные в обращениях в контрольно-надзорные органы, и чётких требований к их оформлению порождает жалобы, в которых заявителями указаны "граф Дракула", "Мэри Поппинс" и т.д.
Широко распространена подача обращений без мотивировки, почему конкретно заявитель не согласен с принятым по его обращению решением, обращений по вопросам, по которым суд дал оценку в принятом решении, и оно вступило в законную силу.
Отдельного внимания заслуживают обращения в государственные органы с требованием о проведении проверок в целях причинения неудобств либо из чувства мести (к примеру, в отношении соседей, родственников, руководителей).
Несмотря на всё многообразие проявлений злоупотребления правом на обращение, целью которых является блокирование или дезорганизация работы государственных органов, причинение вреда и неудобства третьим лицам, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" упоминает о злоупотреблении лишь один раз.
Согласно ч. 3 ст. 11 названного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нём вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
При этом национальное законодательство не предусматривает механизма противодействия и ответственности за указанные злоупотребления, в том числе возможности государственного органа либо лица (преимущественно проверяемого), которое понесло временные, финансовые затраты, соответствующие расходы взыскать.
Вместе с тем возможность возмещения вреда будет преследовать как компенсационную, так и воспитательную цель, прививать чувство ответственности за действия, затрагивающие иных лиц, снизит количество необоснованных обращений, которые негативным образом сказываются на эффективности работы государственных органов.
Для предупреждения и пресечения злоупотреблений правом на обращение в государственные органы требуется установить чёткие критерии приемлемости обращения, требования к процедуре его подачи и ответственность заявителя за достоверность и обоснованность сведений, содержащихся в обращении (при этом не должно быть ограничено право граждан на обращение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пересыпкин А.В. Злоупотребление правом на обращение
Peresypkin A.V. Misuse of the right to petition
А.В. Пересыпкин - прокурор отдела прокуратуры Белгородской области
A.V. Peresypkin - Public Prosecutor of the Division, Public Prosecutor's Office of the Belgorod Region
В статье рассматриваются проблемы, связанные со злоупотреблением правом, его проявлениями. Предлагаются некоторые способы предупреждения и пресечения случаев злоупотребления правом на обращение.
The article examines the problems associated with the abuse of the right, its manifestations. Offers some ways to prevent and combat cases of abuse of rights, including the right to appeal.
Ключевые слова: использование права; злоупотребление правом; правовой институт; регламентация; пресечение; обращение; ответственность.
Keywords: use rights; abuse of law; the legal institution; regulation; suppression; treatment; responsibility.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.