Анализ изменений с 2017 года порядка проведения государственными и муниципальными унитарными предприятиями закупок в связи с вступлением в силу положений закона от 03 июля 2016 г. N 321-ФЗ и смежного законодательства
О.В. Федякина
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Закон N 321-ФЗ). Этот закон внес значительные изменения в порядок и процедуру проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственными унитарными предприятиями и муниципальными унитарными предприятиями.
Закон N 321-ФЗ затрагивает основные положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее Федеральный закон N 44-ФЗ) и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее Федеральный закон N 223-ФЗ). С 1 января 2017 года на "арене" закупок появляются новые полноценные участники закупок, а именно государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, которые обязаны руководствоваться основными положениями Федерального закона N 44-ФЗ и в некоторых случаях положениями Федерального закона N 223-ФЗ.
До 1 января 2017 года государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия не являлись полноценными участниками закупок, то есть они имели привилегированные права и обязанности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг; также от них не требовалась дополнительная отчетность и документация о проведенных и предполагаемых закупках, что значительно упрощало жизнь данным субъектам закупок. Муниципальные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия проводили свои закупки согласно Федеральному закону N 223-ФЗ, и в исключительных случаях (а именно при закупках на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности) руководствовались положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, муниципальные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия подстраивали все свои закупки с учетом вида своей хозяйственной деятельности, используя наиболее удобную форму закупок: заключение прямого договора с исполнителем. При этом конкурсные процедуры закупки в основной своей части не проводились, а соответственно от муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий не требовалось разрабатывать планирование по N 44-ФЗ, составлять планы-графики, размещать отчетность, а также создавать контрактную службу и работать в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Данная привилегия была расширена законодателем ещё и тем обстоятельством, что муниципальные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия были изолированы от применения к ним административной ответственности при проведении закупок, так как привлечь к административному наказанию с учетом льготного режима при осуществлении закупок практически невозможно.
По мнению автора, до вступления в законную силу положений Федерального закона N 321-ФЗ был нарушен принцип прозрачности и открытости закупок для муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий. С момента вступления в силу Федерального закона N 321-ФЗ (а именно с 1 января 2017 года) этот пробел в законодательстве исключен, но в то же время на муниципальные и государственные унитарные предприятия возложена дополнительная обязанность и ответственность при проведении закупок.
Итак, рассмотрим более подробно основные изменения, которые коснулись муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий в связи с принятием Федерального закона N 321-ФЗ.
1) До 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия не облагались обязанностью принимать Положение о закупках по N 223-ФЗ, а тем более размещать его в ЕИС. Однако, возможно, на предприятиях все же проводилось планирование закупок по N 223-ФЗ, но это не являлось обязанностью муниципальных и государственных унитарных предприятий как участников закупок.
Федеральный закон N 321-ФЗ внес изменения в закон N 223-ФЗ в части изменения порядка осуществления закупок муниципальными и государственными унитарными предприятиями следующего содержания: с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по N 223-ФЗ только при условии, что до 31 декабря 2016 года данные предприятия приняли правовой акт, утвержденный в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ, то есть Положение о закупках. Положение о закупках должно быть утверждено непосредственно руководителем муниципального унитарного предприятия или государственного унитарного предприятия. Положение о закупках, а также вносимые в него изменения должны быть размещены в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) не позднее чем в течение пятнадцати дней с момента утверждения правового акта руководителем данных предприятий. Причем, размещение утвержденного Положения о закупках в ЕИС должно быть осуществлено также до 31 декабря 2016 года (согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Приведем пример, если муниципальное или государственное унитарное предприятие решило проводить закупки по Федеральному закону N 223-ФЗ непосредственно в 2017 году, то оно должно разработать и утвердить руководителем данного унитарного предприятия Положение о закупках. Произойти данное событие должно примерно 15 декабря 2016 года, после чего в течение 15 дней необходимо разместить принятый правовой акт в ЕИС (то есть как раз до 31 декабря 2016 года).
Отсюда следует вывод, что муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны зарегистрироваться в ЕИС (об этом мы подробнее рассмотрим позже).
Положение о закупках должно разрабатываться и утверждаться непосредственно самим унитарным предприятием. В Федеральном законе N 223-ФЗ рассматриваются только общие нормы и принципы проведения закупок, поэтому Положение о закупках, принятое муниципальным и государственным унитарным предприятием должно конкретизировать способы закупок, процедуру проведения закупок, а также порядок заключения и исполнения контракта. По желанию Заказчика в Положение могут быть включены и другие важные моменты (например, коррупциогенность проведения закупок, положение об обеспечении закупок).
Существуют типовые Положения о закупках, которые муниципальные и государственные унитарные предприятия могут просмотреть и подкорректировать под свое предприятие. Основным условием при разработке Положения о закупках является соблюдение основных принципов осуществления закупочной деятельности: открытость, равноправие участников закупки, экономическая и целевая эффективность проведения закупок, отсутствие ограничения к участниками закупок.
При разработке Положения о закупке следует учесть, что с 1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.09.2016 года N 925. Данный нормативный акт регламентирует возможность Заказчика приобрести товар российского производства, для этого заказчик имеет право установить в документации о закупке (исключение составляет только закупка у единственного поставщика) преимущество приобретения товаров, работ, услуг непосредственно российского происхождения. В данном нормативном акте регламентирован информационный минимум, который необходимо включить в Положение о закупках и в документацию о проведении закупок для предоставления указанного приоритета товарам российского происхождения. Поэтому каждое учреждение и предприятие вправе самостоятельно принять решение о включении в свое Положение национального режима, либо не включении. Однако эта информация должна быть размещена в Единой информационной системе (ЕИС) не позднее чем до 31 декабря 2016 года в виде ежегодно размещаемых на следующий финансовый год Положений о закупках.
Следует заметить, что если ранее практически все закупки муниципальные и государственные предприятия осуществляли только согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ (за исключением закупок на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности), то ныне (с 1 января 2017 года) перечень оснований для возможности проведения закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ значительно сократился, теперь практически все закупки муниципальные и государственные унитарные предприятия должны проводить согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ. Основания, при которых возможно проведение закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ рассмотрим ниже.
В соответствии с вышеуказанным, так как уменьшились основания для проведения закупок по 223-ФЗ, муниципальные и государственные унитарные предприятия вправе не принимать Положение о закупках по 223-ФЗ, если у них отсутствуют необходимые основания для проведения таких закупок.
2) Как было указано выше муниципальные и государственные унитарные предприятия смогут в 2017 году осуществлять закупки с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ только при условии, что до 31 декабря 2016 года они утвердили и разместили в ЕИС Положение о закупках, причем проведение закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ возможно только по следующим основаниям:
- За счет грантов, которые передаются муниципальным и государственным унитарным предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе гражданами РФ и юридическими лицами РФ.
- За счет грантов, которые передаются муниципальным и государственным унитарным предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе иностранными гражданами и иностранными юридическими организациями, а также международными организациями;
- За счет субсидий (грантов), предоставляемых бюджетной системой РФ на конкурсной основе, если условиями грантодателей не установлено иное;
- Если муниципальное или государственное унитарное предприятие по условиям контракта может быть привлечено в качестве исполнителя. То есть заказчиками (в данном случае муниципальное или государственное унитарное предприятие) должен быть заключен договор с иными третьими лицами для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения исполнения ранее заключенного контракта. В данном случае заказчик выполняет обязательства предприятия, предусмотренные контрактом, для исполнения контракта. При этом данное условие закупок обязательно должно быть прописано в самом контракте, в противном случае процедура закупок считается нарушенной и влечет привлечение к административной ответственности согласно пункту 1.4 части 1 статьи 7.30 КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях РФ) и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тысяч рублей, на юридических лиц в размере 50 тысяч рублей. Однако, есть исключения при осуществлении закупок по данному основанию: не требуется заключение договора для привлечения иных лиц, если муниципальное или государственное унитарное предприятие исполняет контракт при закупках для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом, поручением или распоряжением Президента Российской Федерации, а также в случае осуществления закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (согласно пункту 2 части 1 статьи 93 ФЗ-44).
Приведем пример, муниципальное или государственное унитарное предприятие имеет право заключить контракт согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ в случае монтажа систем видеонаблюдения, если по условиям заключенного контракта предприятие являлось исполнителем по закупке таких систем видеонаблюдения (заказчик в качестве исполнителя заключил договор на приобретение данных товаров), причем это условие было прописано в условиях контракта.
Следует заметить, что если муниципальные или государственные унитарные предприятия приняли решение об осуществлении закупок согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ по основаниям, указанным выше, в порядке, установленном Федеральными законами N 223-ФЗ и N 44-ФЗ, а также разместили утвержденное Положение о закупках в ЕИС, то данное решение в текущем году не может быть изменено. Таким образом, если данные предприятия захотят изменить свое решение об осуществлении закупок согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ, то оно вступит в действие только в следующем году.
До 1 января 2017 года требование о возможности принять решение, и внести изменения в Положение о закупках только один раз в год, было регламентировано только для бюджетных учреждений.
Некоторые муниципальные и государственные унитарные предприятия ранее проводили планирование закупок на следующий год. В данном случае, если у данных предприятий уже есть разработанные планы закупок на 2017 год, согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ, то из этого плана необходимо исключить все закупки, кроме закупок за счет грантов и в качестве исполнителя по контракту. Эти исключенные закупки необходимо включить в план-график закупок согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ, так как с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия будут проводит все свои закупки уже в основном согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ.
3) До 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия осуществляли закупки согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ только при предоставлении средств из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. При этом для муниципальных и государственных унитарных предприятий был регламентирован порядок и процедура проведения мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок при осуществлении закупок по указанному выше основанию.
Как указывалось выше, с 1 января 2017 года муниципальные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия, наравне с бюджетными учреждениями, становятся полноценными участниками закупок согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ. Муниципальные и государственные унитарные предприятия ныне будут обязаны осуществлять практически все свои закупки (кроме закупок за счет грантов и в качестве исполнителя при заключении контракта, при условии, что было принято Положению о закупках по 223-ФЗ), в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с эти обстоятельством с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия исключены из части 4 статьи 15, как участники, ранее пользовавшиеся определенными льготами и преимуществами наравне с автономными учреждениями, а ныне осуществляющие закупки на общих основаниях, наравне с бюджетными учреждениями.
4) В связи с тем, что до 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия пользовались льготным режимом осуществления закупок, им не требовалось составление и размещение плана закупок и плана-графика закупок согласно требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
С 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия, как полноценные равноправные участники закупок, обязаны формировать план закупок и план-график закупок. Причем как план закупок муниципальными и государственными унитарными предприятиями, так и план-график утверждаются в течение 10 (десяти) рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального и государственного унитарного предприятия.
Планы закупок муниципальных и государственных унитарных предприятий формируются исходя из основных целей закупок, с учетом основных требований к закупаемым товарам, работам, услугам и нормативным затратам на обеспечение функций государственных и муниципальных органов.
При осуществлении планирования закупок в обязательном порядке следует учитывать требования статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ. В планы закупок необходимо включить: идентификационный код закупки (обеспечивает взаимосвязь документов закупочной деятельности и должен быть составлен на основе кодов бюджетной классификации и общероссийского классификатора товаров, работ, услуг), цель осуществления планируемой закупки, наименование объекта закупки, объем выделенных средств, сроки проведения закупок, обоснование закупок, дополнительную информацию о технически сложных объектах закупки, а также при необходимости информацию об обязательном общественном обсуждении закупки, в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг" (далее Постановление N 1043) планы закупок муниципальные и государственные унитарные предприятия должны формировать на срок, на который был утвержден план (программа) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия. Требуемая форма плана закупок подробно представлена в Постановлении N 1043.
Наравне с планом закупок муниципальное и государственное унитарное предприятие обязано утвердить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок планы-графики закупок. Именно данный документ является основанием для проведения и финансирования закупки. Если закупка не включена в план-график, то заказчик не имеет право её проводить. Поэтому все планируемые закупки обязательно должны быть отражены в плане-графике предприятия.
Основные требования и порядок размещения планов-графиков регламентированы статьей 21 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг". В частности, планы-графики формируются на основе уже утвержденных планов закупок. В отличие от плана закупок, план-график утверждается ежегодно и размещается в ЕИС. В план-график могут быть внесены изменения в соответствии с частью 13 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, причем изменения могут вноситься не позднее, чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении закупок.
С 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия должны использовать конкурсные процедуры закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (статья 93 Федерального закона N 44-ФЗ), то есть осуществлять проведение конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений с учетом требований Федерального закона N 44-ФЗ.
5) До 1 января 2017 года нормирование закупок не проводилось. С 1 января 2017 года все участники закупок, подчиняющиеся требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, обязаны выполнять нормирование закупок.
Однако есть исключение, с 1 января 2017 года освобождены от нормирования закупок казенные учреждения, которым установленным образом сформировано государственное задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также на выполнение работ.
Под нормированием в сфере закупок понимается установление определенных требований (в том числе относительно цены закупаемых товаров) к закупаемым товарам, работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение нужд соответствующих учреждений.
Требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также нормативные затраты на обеспечение нужд предприятия на основании правил нормирования (статья 19 пункт 4 Федерального закона N 44-ФЗ) обязаны разработать, утвердить и разместить в ЕИС государственные и муниципальные органы, в ведении которых находятся государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия соответственно. При этом закупки муниципальных и государственных унитарных предприятий должны проводится с учетом утвержденных уполномоченными органами требований и правил нормирования.
Использование нормирования при осуществлении закупок исключает приобретение товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства, или являющиеся предметом роскоши.
Например, руководитель муниципального унитарного предприятия решил осуществить закупку на приобретение автомобиля класса люкс, стоимостью 5 млн. рублей. Конечно же, ранее трудно было привлечь руководителя к ответственности, так как явных ограничений по осуществлению покупки предметов роскоши законодатель не налагал. Ныне, принцип нормирования не позволит руководителю осуществить такую закупку.
6) С 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия могут быть участниками централизованных закупок наравне с бюджетными и казенными учреждениями. При условии, если муниципальному или государственному унитарному предприятию выделяются средства из федерального бюджета или бюджета государственных межбюджетных фондов, причем эти средства носят целевой характер, с основным условием проведения централизации закупок, тогда муниципальное или государственное унитарное предприятие участвуют в данной централизованной закупке, при этом Правительство РФ вправе наделить соответствующие государственные и муниципальные органы правом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для проведения соответствующей закупки.
Если средства выделяются из бюджета субъектов РФ, высший орган исполнительной власти данного субъекта РФ определяет уполномоченный в сфере централизации закупок орган, который осуществляет непосредственно поиск поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупке определенного товара (работы, услуги).
Муниципальные и государственные унитарные предприятия при централизации закупок не осуществляют поиск поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Данных поставщиков от имени данных предприятий определяет уполномоченный орган, уполномоченное учреждение субъекта РФ, а также уполномоченное муниципальное учреждение муниципального образования, осуществляющие непосредственные свои функции при закупках. При этом данные уполномоченные органы вправе осуществлять функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае заключения соглашения между субъектом РФ и муниципальным образованием или государственным органом, в ведомстве которого находится соответствующее муниципальное или государственное унитарное предприятие. В противном случае при отсутствии соглашения не может быть проведена централизованная закупка.
Централизованные закупки могут быть осуществлены для муниципального унитарного предприятия, если предоставляются средства из муниципального бюджета. При этом уполномоченные органы определяются решением органов местного самоуправления, муниципального района, городского округа. В данном случае, как и рассматривалось выше, обязательно должно быть заключено соглашение между уполномоченным органом и соответствующим муниципальным заказчиком, действующим от имени муниципального унитарного предприятия.
7) Муниципальные и государственные унитарные предприятия могут осуществлять закупку у единственного поставщика согласно статье 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Помимо общих условий закупки (закупка до 100 тысяч рублей, закупка у субъектов естественных монополий и по другим основаниям согласно части 1 статьи 93) муниципальные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия, наравне с бюджетными учреждениями, могут совершать закупки у единственного поставщика, если предметом закупки является банковская гарантия (пункт 36 части 1 статьи 93 44-ФЗ), при этом положения Федерального закона N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта в данном случае не применяются.
8) Требования об участии муниципальных и государственных унитарных предприятий при осуществлении закупок в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ при вложении в капитальное строительство, которые планировалось ввести с 1 января 2017 года, ныне Федеральным законом N 321-ФЗ упразднены. Теперь муниципальные и государственные унитарные предприятия, как указывалось выше, являются полноценными участниками закупок, и обязаны подчиняться при осуществлении закупочной деятельности положениям Федерального закона N 44-ФЗ, также как и бюджетные учреждения.
В соответствии с этим, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны в течение года осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях не менее чем 15 процентов от совокупного годового объема закупок, согласно положениям статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом ежегодно до 1 апреля необходимо размещать в единой информационной системе отчет о произведенных закупках у субъектов малого предпринимательство и социально ориентированных некоммерческих организациях за прошедший год. Отчет должен быть составлен по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования". Соответственно, отчет размещается за прошедший год, а значит, в 2017 году размещение данного отчета муниципальным и государственным унитарным предприятиям не требуется. Размещение отчета для муниципальных и государственных унитарных предприятий будет необходимо, начиная с 2018 года. Нарушение объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях (менее 15 процентов) влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей, согласно пункту 11 статьи 7.30 КоАП.
9) С 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
Если совокупный годовой объем закупок муниципального или государственного унитарного предприятия превышает сто миллионов рублей, то предприятие обязано создать контрактную службу. Если не превышает ста миллионов рублей, то достаточно будет назначить контрактного управляющего для осуществления закупочной деятельности. Причем согласно статье 38 Федерального закона N 44-ФЗ, осуществлять свою деятельность контрактная служба, или контрактный управляющий, должны в соответствии с разработанным и утвержденным положением (регламентом) о контрактной службе. Данное положение должно быть разработано на основе типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631.
Все члены контрактной службы должны иметь соответствующее высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
Однако здесь возникает коллизия закона: контрактная служба должна быть сформирована с 1 января 2017 года, но планы закупок, планы графики, Положение о закупках по 223-ФЗ должны быть утверждены и размещены в ЕИС до 31 декабря 2016 года. Тогда вопрос: кто это будет делать, если контрактной службы ещё не создано? Конечно же, при принятии закона N 321-ФЗ законодателем допущена явная ошибка в юридической технике: не соответствие дат размещения информации и даты вступления в законную силу данного Федерального закона. В связи с этим, есть вероятность, что законодатель исправит свою ошибку и позволит разместить всю необходимую информацию не как планировалось до 31 декабря 2016 года, а немного позже, например, до 31 марта 2017 года.
Помимо создания контрактной службы при осуществлении закупок заказчик (в частности муниципальное и государственное унитарное предприятие) обязан создать комиссию по осуществлению закупок, исключая закупки у единственного поставщика, согласно положениям статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ. Решение о создании закупочной комиссии принимается до момента проведения закупки.
10) В соответствии с вышеизложенным и нормами Федерального закона N 321-ФЗ, для осуществления всей процедуры закупочной деятельности муниципальному унитарному предприятию и государственному унитарному предприятию в обязательном порядке необходимо зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере закупок, получить ключ и электронную цифровую подпись в казначействе по месту нахождения предприятия. Произвести данную процедуру нужно в течение 2016 года, чтобы успеть до 31 декабря 2016 года разместить всю необходимую информацию для проведения закупок в будущем году.
Для общего понимания электронной системы организации закупок необходимо пояснить следующее: существует единая информационная система закупок www.zakupki.gov.ru, в которой и будет размещаться вся информация по закупочной деятельности (планы, планы-графики, отчетность, информация о закупках). Однако, сами закупки и заключение контракта происходит на выбранной предприятием электронной площадке (например, Сбербанк-АСТ (sberbank-ast.ru), Росэлторг (roseltorg.ru), РТС-тендер (rts-tender.ru), ММВБ Госзакупки(etp-micex.ru), ОСЭТ ZakazRF (zakazrf.ru)). В данном случае оператор выбранной предприятием или учреждением электронной площадки является посредником между заказчиком и исполнителем, либо другим участником закупки. Для осуществления закупки на выбранной электронной площадке необходимо зарегистрироваться на ней, затем получить аккредитацию и электронную цифровую подпись. О процедуре получения аккредитации и ЭЦП необходимо подробно уточнить у представителей выбранной электронной площадки для проведения торгов.
На сегодняшний день помимо ЕИС существуют региональные информационные системы в сфере закупок, в которых нужно размещать всю необходимую информацию, а далее операторы данной системы передают её в ЕИС посредством слияния единого потока информации. Региональные электронные системы в сфере закупок созданы с целью разгрузки работы самой ЕИС, а также для ускорения размещения информации Заказчиками.
Итак, в заключение хотелось бы выделить основные моменты при осуществлении закупок муниципальными и государственными унитарными предприятиями, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц". Муниципальные унитарные предприятия и государственные предприятия обязаны:
1) Зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок;
2) Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
3) До 31.12.2016 года утвердить и разместить в Единой информационной системе в сфере закупок план закупок, план график закупок согласно положениями Федерального закона N 44-ФЗ, а также при желании и имеющихся основаниях Положение о закупках по 223-ФЗ;
4) Осуществлять все свои закупки согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ, за исключением случаев осуществления закупок согласно положениям Федерального закона N 223-ФЗ (за счет грантов и в качестве исполнителя при осуществлении контракта).
Муниципальным и государственным унитарным предприятиям необходимо строго соблюдать все регламенты и положения Федерального закона N 44-ФЗ, в противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности согласно действующим нормам КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федякина О.В. Анализ изменений с 2017 года порядка проведения государственными и муниципальными унитарными предприятиями закупок в связи с вступлением в силу положений закона от 03 июля 2016 г. N 321-ФЗ и смежного законодательства. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.
Автор
О.В. Федякина