Вправе ли заказчик требовать представления участником закупки документов, подтверждающих отсутствие высоких налоговых рисков, а именно соответствие организации утвержденным ФНС (Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@*(1)) критериям к размеру налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов, доле вычетов по НДС?
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 23-24.
Нет, такое требование незаконно.
Обоснование. Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий единый перечень требований к участникам закупок, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявок на участие в закупках. При этом не допускается установление иных требований (ч. 6 ст. 31 данного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 101 того же закона заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Вместе с тем закон не наделяет заказчика правом оценивать благонадежность участника закупки с точки зрения налоговых рисков. В целях ограничения участия в закупках недобросовестных участников ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включение в который лишает возможности участия в закупках в течение двух лет.
Таким образом, требование заказчика о представлении участниками закупки документов, подтверждающих соответствие организации критериям, установленным Приказом ФНС России N ММ-3-06/333@, противоречит законодательству. Участник закупки вправе обжаловать действия заказчика.
Отметим, что этот вывод соответствует позиции Минфина, изложенной в Письме от 12.09.2017 N 24-02-05/58628. Оценивая предложение об установлении обязанности участника закупки представлять в составе заявки документы для проверки добросовестности, благонадежности (неблагонадежности) с точки зрения налоговых рисков, финансовое ведомство сообщило следующее.
Приказ ФНС России N ММ-3-06/333@ содержит рекомендации налогоплательщику при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами. Закон о контрактной системе вместо рекомендаций содержит обязательные требования к участникам закупок (в том числе об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты), соответствие которым является условием допуска к участию в закупках. Законом о контрактной системе не предусмотрено применение Приказа ФНС России N ММ-3-06/333@. Оценка налоговых рисков не отнесена к полномочиям заказчика, в том числе при контроле исполнения условий контракта.
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"