Пассажиры (граждане РФ) со ссылкой на постановление (EC) N 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС от 11.02.2004, устанавливающее общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов, требуют от российского авиаперевозчика выплаты им компенсации за задержку рейса (в размере 400 евро). Данный регламент применяется к любым авиакомпаниям мира (вне зависимости от принадлежности авиакомпании к государству, входящему или нет в состав ЕС), вылетающим из аэропорта, находящегося на территории государства - члена ЕС.
При этом в справке данного документа указано, что данный регламент не принят РФ, следовательно, не подлежит применению в РФ.
Правомерны ли указанные требования?
В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно абзацу первому п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (абзац второй того же пункта).
Пунктом 1 ст. 793 ГК РФ определено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Так, в силу п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Действительно, в пп. "а" п. 1 ст. 3 Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского Союза N 261/2004 от 11.02.2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) N 295/91 (далее - Регламент) указано, что названный Регламент применяется к пассажирам, отправляющимся из аэропорта, расположенного на территории государства-члена, к которой применяется Договор об учреждении Европейского сообщества.
Однако Регламент не является частью российской правовой системы. Он не относится ни к федеральным законам, регулирующим отношения, связанные с перевозкой пассажиров (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ), ни к транспортным уставам и кодексам. Обязанность перевозчика по уплате штрафа пассажиру за задержку рейса не связана с общепризнанными принципами и нормами международного права, и Регламент не является международным договором Российской Федерации, вследствие чего он мог бы стать обязателен для применения в соответствии со ст. 7 ГК РФ.
По существу упомянутый Регламент представляет собой наднациональный нормативный правовой акт, входящий в правовую систему Европейского Союза. Россия членом этого Союза, как известно, не является. Поэтому Регламент не может быть признан обязательным для применения в отношениях, регулируемых законодательством РФ (смотрите в связи с этим официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона N 531753-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об ответственности перевозчика при отказе пассажиру воздушного судна в посадке на рейс, отмене или задержке рейса", внесенный депутатом Государственной Думы А.С. Ивановым).
Отметим, что даже в случае, если договор перевозки воздушным транспортом с российским авиаперевозчиком заключил иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо, по общему правилу (при отсутствии соглашения сторон договора о выборе права) к отношениям по такому договору применяется гражданское законодательство РФ (п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 1211, п.п. 1-3 ст. 1212 ГК РФ). Тем более нет оснований для применения норм Регламента в случае, если пассажиром является гражданин РФ.
Следует заметить, что сказанное относится к ситуациям, когда пассажиры предъявляют свои требования к авиаперевозчику на территории РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
22 ноября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.