Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы: проблемы законодательного обеспечения
Д.И. Габайдуллина,
аспирантка Института проблем экологии и
недропользования Академии наук Республики Татарстан
Научный руководитель:
Р.Н. Салиева,
доктор юридических наук, профессор,
заведующая лабораторией правовых проблем
недропользования, экологии и ТЭК Института
проблем экологии и недропользования
Академии наук Республики Татарстан,
заведующая научно-исследовательской лабораторией
энергетического права Юридического факультета
Казанского (Приволжского) федерального университета
Рецензент:
А.М. Туфетулов,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой налогообложения
Казанского (Приволжского) федерального
университета
Журнал "Образование и право", N 9, сентябрь 2017 г., с. 246-252.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит стратегическая цель - рост экономики государства на глобальном уровне посредством перехода от экспортно-сырьевого на инновационный социально ориентированный путь развития. Направления и пути перехода определены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития) и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Стратегия инновационного развития).
В России создаются правовые условия для развития инновационной деятельности в различных сферах экономической (хозяйственной) деятельности и активизации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, в научных организациях, а также принимаются меры к дальнейшему формированию и совершенствованию механизмов реализации (коммерциализации) результатов научно-исследовательской деятельности [12, с. 177]. С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) вузы и научные учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью. При создании в качестве вклада в уставный капитал указанные хозяйственные общества вносят право использования таких результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), как программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). При этом исключительные права на РИД сохраняются за вузами и научными учреждениями. Следует отметить, что законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, создаваемые при вузах и научных учреждениях, отнесены к субъектам малого предпринимательства, а в научной литературе и на практике их называют малыми инновационными предприятиями (далее - МИП). Предпринимательская деятельность хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, направлена на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности для извлечения прибыли. В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) под коммерциализацией научных и (или) научно-технических результатов понимается деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов. Однако при изучении законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики и научной литературы выявилось, что раскрываемое в Федеральном законе N 217-ФЗ понятие "коммерциализация" сформулировано недостаточно четко, а нормативно-правовое обеспечение коммерциализации РИД образовательной сферы является недостаточно разработанным.
При изучении научной литературы обращает на себя внимание то, что авторы предлагают свои трактовки, которые более уточняют и конкретизируют понятие "коммерциализация". Так, например, М.С. Плешко и соавторы сформулировали коммерциализацию научно-технических разработок как процесс практического использования результатов научных исследований с целью вывода на рынок новых или улучшенных продуктов, услуг, процессов с получением коммерческого эффекта [8, с. 195].
По мнению Е.Н. Новиковой и В.Н. Парахиной, коммерциализация - это механизм получения прибыли от научных разработок в результате внедрения их в производство [5, с. 258]. При этом авторы отмечают, что коммерциализация включает в себя не только стадию, когда ученый выводит новую формулу, создал новую инновационную технологию или разрабатывает новый инновационный продукт, но и цепочку стадий, когда научные разработки представляются на рынке знаний и идей, внедряются в производство, доводятся до потребителя и начинают приносить доход.
Следует указать также, что в локальных актах вузов и научных учреждений содержатся свои трактовки понятия "коммерциализация". Так, например, в Положении о создании хозяйственных обществ при ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет" под коммерциализацией понимается процесс практического применения (внедрения) РИД, передачи прав пользования ими и связанных с ними материальных носителей хозяйственным обществам, созданным с участием Университета в рамках Федерального закона N 217-ФЗ для производства на их основе продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли [14]. Аналогичное понятие коммерциализации содержится и в Положении о создании хозяйственных обществ с целью применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет" [15].
Следовательно, указанное в Федеральном законе N 127-ФЗ понятие "коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов" используется в общем, широком смысле. Во-первых, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ научным и (или) научно-техническим результатом является продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения. Полагаем, что в формулировке понятия "коммерциализация" необходимо указать на то, что результаты научной деятельности должны нести в себе инновационное составляющее, быть новшеством. Во-вторых, экономический оборот включает в себя реализацию разработок и идей в результаты интеллектуальной деятельности, то есть процесс коммерциализации является одним из этапов экономического оборота. В свою очередь, результатом коммерциализации является получение коммерческого эффекта, то есть извлечение прибыли. Так, например, М.Г. Балыхин раскрывает понятие "коммерциализация РИД", используя термин "коммерческий оборот": включение РИД в коммерческий оборот и получение дохода от их использования или передачи третьим лицам [1, с. 79].
Полагаем, что целесообразно конкретизировать понятие "коммерциализация", а также совершенствовать правовое регулирование коммерциализации РИД. Исходя из изложенного, считаем, что целесообразно расширить указанное в Федеральном законе N 217-ФЗ понятие "коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов". В частности, на наш взгляд, под коммерциализацией РИД образовательной сферы необходимо понимать включение в коммерческий оборот инновационных идей и разработок образовательной сферы, таких, как РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, путем их реализации на рынке с целью последующего извлечения прибыли.
Как уже отмечалось, процесс коммерциализации направлен на поиск, оценку, отбор разработок и идей в качестве РИД, обладающих инновационным перспективным потенциалом. Российским законодательством предусмотрено регулирование инновационной и научной деятельностей в общем смысле. Особая специфика малого бизнеса, в том числе деятельность хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, в законодательстве не предусматривается. В гражданском и налоговом законодательстве предусматриваются только льготы и меры предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях. Единый нормативный акт, регламентирующий процесс коммерциализации, в том числе коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, до настоящего времени не принят. Как указывает А.С. Бовкун, несмотря на наличие большого количества нормативных и правовых актов, регламентирующих отношения в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, нормативно-правовая база характеризуется отсутствием комплексности и согласованности, в которой роль вуза определена частично [2, с. 17]. Следует согласиться с этим мнением.
Стратегия инновационного развития содержит раздел основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации, направленных на стимулирование инновационного развития, в том числе развития малого предпринимательства в вузах и научных учреждениях. Однако, как справедливо отмечает В.А. Перькова, данный раздел носит довольно общий и непредметный характер, следовательно, возможна его практическая реализация, выражаемая в принятии конкретных правовых актов [6, с. 78]. Таким образом, полагаем, что целесообразно разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий создание и деятельность хозяйственных обществ при вузах и научных учреждениях.
Попытки принятия нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность в целом в Российской Федерации, принимались неоднократно. Например, был разработан и принят в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации от 01.12.1999 г. первый проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" [9]. Данный проект был отклонен Президентом Российской Федерации и снят с рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации. Вторая попытка была предпринята 23.10.2009 г. внесением законопроекта Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" N 344994-5 [10] (далее - Законопроект N 344994-5). Однако и на этот раз законопроект был отклонен [7]. Указанными законопроектами к инновационной деятельности были отнесены, в частности, деятельность по продвижению на рынки новой продукции, деятельность по коммерциализации и передаче технологий. Также отметим, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Законопроекта N 344994-5 инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [16] (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), признается малым инновационным предприятием. А, согласно критериям, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ, хозяйственные общества, создаваемые при вузах и научных учреждениях, являются малыми инновационными предприятиями. Следовательно, данные хозяйственные общества являются субъектами инновационной деятельности.
Обратим внимание, что 20 ноября 2014 г. в Российской академии наук был представлен проект Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" [11]. В Концепции проекта Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" указано на такую актуальную проблему, как отсутствие механизмов взаимодействия науки и бизнеса в ряде отраслей, в том числе, через создание развитой системы коммерциализации РИД [4]. Текст документа не опубликован, но, как следует из содержания проекта Федерального закона, предусматривается перечень организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в том числе внедренческую. Кроме того, глава 7 проекта Федерального закона содержит ст. 37, посвященную центрам поддержки инновационной деятельности, а также центрам коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. Проектом Федерального закона в целом предлагается уточнение и систематизация общественных отношений в сфере науки, технологий и инноваций, в том числе реализация исследователями и научными организациями прав интеллектуальной собственности посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Целесообразно отметить, что на региональном уровне принимаются законодательные акты, положения которых затрагивают регулирование процесса коммерциализации РИД образовательной сферы. Так, например, в Республике Татарстан принят Закон от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан". Указанный Закон относит к инновационной деятельности охрану, приобретение и передачу прав на РИД и средства индивидуализации с целью их освоения и реализации, а также деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки. Согласно Закону РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ "Об образовании" [3], создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику возложено на федеральные государственные органы и орган исполнительной власти Республики Татарстан в рамках их полномочий. Однако ни один из нормативных актов не раскрывает содержание процесса коммерциализации и порядок его осуществления.
Нормативными актами, регулирующим коммерциализацию РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, являются Федеральный закон N 217-ФЗ, Федеральный закон 127-ФЗ, а также Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Указанные нормативные акты не содержат полный понятийный аппарат, в том числе не в полной мере раскрыто понятие "коммерциализация". Кроме того, в законодательстве не отражена последовательность механизма коммерциализации РИД, что, в свою очередь, затрудняет правильное и успешное внедрение РИД в практическое использование. Полагаем, что целесообразно разработать единый нормативный акт, регулирующий инновационную деятельность в целом, в том числе коммерциализацию РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях. При этом с учетом специфики создания и деятельности хозяйственных обществ при вузах и научных учреждениях как субъектов малого предпринимательства следовало бы отнести их к субъектам инновационной деятельности с указанием на это в законодательстве.
В работе "Конституционализм правовой образовательной политики" Р.Ф. Степаненко отмечает, что организация образовательного пространства сегодня предполагает формулирование инновационных механизмов создания современных знаниевых просветительских и иных практик, с одной стороны, и прагматичные подходы в сфере образования, в том числе коммерциализацию знаний, - с другой. Они имеют большое значение для укрепления отечественной государственности, развития образованной России.
Исходя из вышеизложенного, можем сказать, что в Российской Федерации не принята достаточная нормативная база для успешной коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях. В качестве выводов отметим, что целесообразно:
- конкретизировать понятие "коммерциализация" в законодательстве Российской Федерации с учетом рекомендаций, которые даны авторами в научной литературе;
- принять единый нормативный правовой акт, регулирующий сферу инновационной деятельности, а также вопросы коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях;
- указать в качестве участников научной и инновационной деятельности хозяйственные общества, создаваемые при вузах и научных учреждениях.
Список литературы:
[1] Балыхин М.Г. Развитие предпринимательства в высшем учебном заведении на основе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: Дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2016. - 299 с.
[2] Бовкун А.С. Формирование подходов к повышению эффективности управления инновационной деятельностью вуза: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Иркутск, 2014. - 143 с.
[3] Закон РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ "Об образовании" // Республика Татарстан. N 111. 26.07.2013.
[4] Министерство образования и науки Российской Федерации. Концепция Проекта Федерального закона Российской Федерации "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" // URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D1%82%D1%8B/7894 (дата обращения: 30.05.2017).
[5] Новикова Е.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации инноваций / Е.Н. Новикова, В.Н. Парахина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. N 2(35).
[6] Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 6(234).
[7] Паспорт проекта Федерального закона N 344994-5 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ И.Д. Грачевым, Н.В. Левичевым, О.Г. Дмитриевой; снят с рассмотрения).
[8] Плешко М.С. Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций / М.С. Плешко, М.В. Россинская, А.И. Абрамова // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань: Казан. ун-т, 2013.
[9] Проект Федерального закона N 99029071-2 "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 01.12.1999).
[10] Проект Федерального закона N 3449945 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.03.2010).
[11] Российская академия наук. Проект Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" // URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2183e50e-14f1-4fcf-b08a-5b89cac34 a64 (дата обращения: 30.05.2017).
[12] Салиева Р.Н. Особенности правового статуса хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных организациях // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения". Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2016.
[13] Степаненко Р.Ф. Конституционализм правовой образовательной политики // Обзор материалов 4 Всероссийского "Круглого стола" по общетеоретическим проблемам права и государства "Конституция и конституционализм: проблемы законотворчества и правореализации" // Степаненко Р.Ф., Солдатова А.В. Право и государство: теория и практика. 2017. N 3(147).
[14] ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет". Положение о создании хозяйственных обществ. ПВД СМК 7.5.102012. Марий-Эл, 2013 // URL: http://cmk.marsu.ru/file/index.html?file=Pol_o_sosd_obch. (дата обращения: 24.05.2017).
[15] ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет. Положение о создании хозяйственных обществ с целью применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Тамбов, 2013 // URL: http://www.tstu.ru/general/docum/pdf/dokum_06.pdf (дата обращения: 24.05.2017).
[16] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Габайдуллина Д.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы: проблемы законодательного обеспечения
Gabaidullina D.I. Legal problems of commercialization of intellectual activity results
Д.И. Габайдуллина - аспирантка Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, Научный руководитель: Р.Н. Салиева, доктор юридических наук, профессор, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и ТЭК Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, заведующая научно-исследовательской лабораторией энергетического права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, Рецензент: А.М. Туфетулов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогообложения Казанского (Приволжского) федерального университета
D.I. Gabaidullina - Post-graduate student of Institute of problems of ecology and subsoil use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan dina-1812@mail.ru; 420127, Republic Of Tatarstan, Supervisor: R.N. Saliyeva, doctor of legal Sciences, Professor, head of laboratory of legal problems of subsoil use, environment and energy, Institute of problems of ecology and subsurface use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, head of the research laboratory of the energy law, faculty of law Kazan (Volga region) Federal University, Reviewer: A.M. Tufetulov, doctor of economic Sciences, Professor, head of Department of the taxation of Kazan (Volga region) Federal University
Аннотация. В статье анализируются нормативно-правовые акты, направленные на регулирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных учреждениях. В результате анализа нормативно-правовых актов и изучения научной литературы выявлены правовые проблемы обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. На основании этого сделан вывод о необходимости совершенствования законодательной базы, регулирующей коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях.
Annotation. The article analyses normative legal acts and scientific literature dedicated to the commercialization of results of intellectual activities of economic societies, created at universities and research institutions. Identified legal issues that impede the commercialization of results of intellectual activity. On this basis the conclusion is drawn on necessity of improvement of the legislative framework governing the commercialization of results of intellectual activities of economic societies, created at universities and research institutions.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, научные учреждения, хозяйственные общества, результаты интеллектуальной деятельности, коммерциализация.
Keywords: higher institutions, scientific institutions, intellectual property, commercialization.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.