Экстрадиция: основания и условия выдачи
9 августа 2017 г.
А.Н. Кулагин,
прокурор Московского метрополитена
Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Чтобы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий и судебного разбирательства, вынесения приговора и привидения его в исполнение. Особое значение институт выдачи и передачи таких лиц приобретает в условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Как следствие, возрастает и количество международных договоров Российской Федерации, направленных на достижение указанных целей.
На сегодняшний день Российская Федерация заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. С точки зрения процессуального права экстрадиция - это процесс передачи лица, совершившего преступление, одним государством другому государству, на территории которого было совершено преступление.
Решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статуса лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 1 статьи 61 Конституции РФ провозглашает: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Конкретизируя это предписание, часть 1 статьи 13 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства. В части 2 статьи 13 Уголовного Кодекса РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Как правило, выдача осуществляется на основании двухстороннего договора между соответствующими государствами или многостороннего договора (конвенции). Примерами таких соглашений являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года. Именно в международных договорах Российской Федерации оговорены условия и основания выдачи, разыскиваемых лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации:
Следует отметить, что Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора только за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Выдача лица может быть произведена в случаях:
1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
В выдаче лица может быть отказано, если:
1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
В соответствии со статьей 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем на основании соответствующего запроса. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право на обжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. После вступления в законную силу решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранный гражданин или лицо без гражданства компетентными органами Российской Федерации передается запрашиваемому государству.
На сегодняшний день прокуратурой Московского метрополитена благодаря слаженной работе с сотрудниками УВД метрополитена выявлено более 90 лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранных государств за совершение преступлений. В отношении данных лиц проведены экстрадиционные проверки, по результатам которых 34 человека заключены под стражу.
Таким образом, деятельность органов прокуратуры Российской Федерации в указанной сфере позволяет обеспечить уголовное преследование и назначение наказания совершившим преступления лицам вне зависимости от места их фактического нахождения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте прокуратуры г. Москвы (www.mosproc.ru)