Новое в уголовном законодательстве: установлена ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств
19 апреля 2017 г.
Р.В. Шумило,
начальник управления по надзору за процессуальной
деятельностью органов Следственного комитета
Российской Федерации прокуратуры города
15 апреля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03 апреля 2017 года N 60-ФЗ, которым внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Он дополнен статьёй 267.1 "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств".
Теперь совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Практически любое транспортное средство (то есть устройство, предназначенной для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём) согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к источнику повышенной опасности. Вследствие этого данная норма закона налагает на водителей транспортных средств повышенную ответственность.
Однако ответственность пользователей транспортных средств - пассажиров до настоящего времени не была урегулирована в полном объёме. Кажущиеся на первый взгляд невинными такие шалости, как самовольное прицепление к подвижному составу, воспрепятствование автоматическому закрытию дверей или раскачивание вагона "из озорства", теперь для лица, совершившего такие действия, могут обернуться гораздо более серьёзными последствиями, чем уплата штрафа в несколько сотен рублей. Беспричинное включение "стоп-крана" во время движения электропоезда или вагона трамвая, скорее всего, приведёт на скамью подсудимых.
Стоит обратить внимание, что состав этого преступления не предполагает наступления тяжких или хотя бы каких-нибудь негативных последствий. Для привлечения лица к уголовной ответственности достаточно самого факта совершения хулиганских действий во время нахождения на транспортном средстве или в непосредственной близости от него. Как показывает практика, большинство таких действий на транспорте так или иначе угрожают его безопасной эксплуатации. В отличие от "обычного" хулиганства (совершённого, допустим, при ожидании автобуса на остановке), предусмотренного статьёй 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой ответственность наступает лишь в случае применения оружия, предметов, используемых в качестве оружия или если оно совершено по определённым мотивам (которые требуется доказать), для привлечения к ответственности по статье 267.1 того же Кодекса достаточно лишь самого факта хулиганства, то есть грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу.
Чем были мотивированы хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (или, может, совершены безмотивно), - в данном случае не имеет значения.
В условиях мегаполиса, когда почти любое хулиганское действие на транспортном объекте может вызвать цепную реакцию зачастую с непредсказуемыми негативными последствиями, такие жёсткие меры представляются оправданными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте прокуратуры г. Москвы (www.mosproc.ru)