Особенности принятия законопроектов в сфере интеллектуальных прав в Государственной Думе РФ
А.Б. Никишов,
ассистент кафедры авторского права, смежных прав
и частноправовых дисциплин ФГБОУ ВО РГАИС,
аспирант 3-го года обучения,
г. Москва
Журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 12, декабрь 2017 г., с. 39-44.
Интеллектуальная собственность является чрезвычайно динамичным институтом права, подлежащим периодическим изменениями ввиду происходящих интеграций в международном сообществе. Стремительное развитие экономики и высоких технологий требует быстрых и адекватных изменений в действующем законодательстве об интеллектуальных правах. Ратификация международных договоров, предоставление дополнительной охраны различным объектам интеллектуальных прав, а также совершенствование правоприменительной практики неразрывно связано с внесением определенных коррективов в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ) и некоторые другие законодательные акты. В связи с этим важно уделять особое внимание процедуре принятия законов в сфере интеллектуальных прав.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации [2] правовое регулирование интеллектуальной собственности и гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации, и это означает, что принятие любых законов, связанных с интеллектуальными правами, на уровне субъекта не допускается. Законодатель неслучайно отнес правовое регулирование интеллектуальной собственности к ведению Российской Федерации, так как в своей совокупности институт интеллектуальной собственности является комплексным, включающим в себя нормы публичного и частного права. Например, предоставление правовой охраны объектам промышленной собственности осуществляется в соответствии с регламентами Роспатента. Единый кодифицированный акт в сфере интеллектуальных прав в настоящее время отсутствует. Все нормы, связанные с предоставлением правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, включены в четвертую часть ГК РФ.
При этом, как верно отмечает Еременко В.И., "с включением в ГК РФ большого количества норм административного права кодификация, по сути, подменена инкорпорацией, когда сравнительно небольшое количество общих положений дополнено по существу механическим переносом специальных законов в сфере интеллектуальной собственности" [3]. В полном соответствии с принципами и нормами Конституции РФ действуют принятые отраслевые законы, такие как: ФЗ "О патентных поверенных", ФЗ "О научной и научно-технической деятельности" и т.д., призванные регулировать отношения, возникающие в результате создания и использования объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Возможно, в дальнейшем законодатель пойдет по пути кодификации и объединит все нормы, связанные с интеллектуальными правами, в единый акт.
Законодательный процесс представляет собой урегулированный нормами права процесс принятия и вступления в силу законов. В Российской Федерации, в соответствии с действующей Конституцией РФ законы принимаются Государственной Думой РФ, одобряются Советом Федерации РФ и подписываются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных нормативных актов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе [4].
В ст. 104 Конституции РФ закреплены субъекты законодательной инициативы, т.е. те, кто обладает правом законодательной инициативы. Федеральная служба по интеллектуальной собственности в настоящее время не обладает таким правом, поэтому любые предложения по внесению изменений или принятию нового закона будут представлены через Правительство РФ, которое обладает таким правом. Правительство РФ оформляет свою законодательную инициативу путем издания постановления Правительства РФ, которое направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
Основные требования, предъявляемые к проектам федеральных законов, закреплены в Постановлении Правительства РФ N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" [5].
Проект федерального закона должен отвечать установленным критериям, которые в общем виде сводятся к следующему:
1. Унификация формы источников права одного вида и терминологическое единство.
2. Логическая последовательность изложения нормативного материала.
3. Четкость формулировок и исключения повтора и двусмысленности норм права.
Каждый проект закона требует индивидуального подхода. Разработка концепции предполагает анализ правоприменительной практики в той или иной области. Так, например, последним существенным изменением было принятие ФЗ N 43 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" [6], в соответствии с которым существенно расширили охрану интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков. При разработке данного законопроекта использовалась обширная зарубежная практика, связанная с вопросами охраны и защиты интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков, которая легла в основу внесенных изменений. Немаловажным является единая выработанная структура, наименование и содержание, а также цели и задачи принятия соответствующих норм права.
Проект федерального закона после его написания и приведения в соответствие с едиными требованиями направляется в Государственную Думу РФ, которая рассматривает его в трех чтениях.
Первоначально текст законопроекта отправляется в профильный комитет. В отношении законопроектов, касающихся сферы интеллектуальных прав, профильным комитетом является Комитет ГД по государственному строительству и законодательству, в ведении которого находится гражданское законодательство. Указанный комитет проводит экспертизу проекта закона и готовит его к рассмотрению на очередном заседании Государственной Думы РФ. Предварительное рассмотрение законопроекта регулируется Регламентом Государственной Думы РФ.
Профильный комитет при поступлении текста законопроекта обязан провести его экспертизу на соответствие ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы РФ. В случае несоответствия проект закона возвращается обратно субъекту законодательной инициативы для дальнейшего устранения замечаний.
К большинству законопроектов необходимо прикладывать заключение Правительства РФ, но если оно отсутствует, то профильный комитет с учетом мнения правового управления решает вопрос о необходимости такого заключения. Получение заключения Правительства РФ на законопроект регулируется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ. Так, например, если законопроект о внесении изменений в четвертую часть ГК РФ будет каким-то образом влиять на расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, либо касаться введения налогов или их отмены, то на такой законопроект будет необходимо заключение Правительства РФ.
В дальнейшем, если текст законопроекта соответствует всем требованиям, то Совет Государственный Думы РФ по предложению профильного комитета назначает ответственный комитет по законопроекту. При этом Совет Государственной Думы РФ обязан направить законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии, фракции, Президенту РФ, Совету Федерации РФ, Правительству РФ, Общественной палате РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Все поступившие отзывы и заключение Общественной палаты рассматриваются в комитете. Обсуждение законопроекта в комитетах происходит с учетом соблюдения принципа открытости. Подготовленный к рассмотрению в первом чтении законопроект и материалы к нему должны быть направлены в Совет Государственной Думы РФ не позднее чем за 14 дней до его рассмотрения.
Из положений Конституции РФ с очевидностью следует, что главная нагрузка по работе с законопроектами и по принятию федеральных законов ложится на Государственную Думу РФ [7]. Обсуждение законопроекта происходит в трех чтениях. На первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей группы, после чего депутаты высказывают свои предложения и замечания в форме поправок к тексту законопроекта. По результатам первого чтения депутаты либо принимают текст законопроекта, либо отклоняют его.
Во втором чтении выступает с докладом только председатель комиссии, производившей доработку проекта закона. Обсуждение, как правило, происходит по разделам либо постатейно. По итогам второго чтения депутаты одобряют, отклоняют или направляют на доработку текст законопроекта.
В третьем чтении обсуждение законопроекта не допускается, решается же только вопрос о его принятии или отклонении. Принимаются законы простым большинством голосов, после чего направляются в пятидневный срок на рассмотрение Советом Федерации РФ, который в дальнейшем либо принимает закон, либо направляет на повторное рассмотрение в Государственную Думу РФ.
Интересным, с точки зрения авторского права, представляется вопрос: возникают ли авторские права на текст закона или законопроект?
Нормы гражданского законодательства*(1) четко регулируют этот вопрос, а именно, что законы и иные нормативно-правовые акты не являются объектами авторского права и, следовательно, на них исключительное право не распространяется. Это связано с тем, что, с одной стороны, изначально закон предназначен для использования широким кругом лиц, с другой стороны, кому будет принадлежать исключительное право? Закон принимается национальным парламентом, который является выборным органом.
На международном уровне, в частности, в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений [8], содержится диспозитивная норма, в соответствии с которой законодательством стран Бернского союза может предоставляться правовая охрана официальным текстам законодательного характера. Отсюда следует, что государствами на национальном уровне может предоставляться охрана текстам законодательного характера, но не в обязательном порядке.
Однако, как уже описывалось выше, применение положений авторского права к законам не имеет практического смысла ввиду правовой природы исключительного права.
Тем не менее следует иметь в виду, что до принятия закона парламентом текст законопроекта фактически является литературным произведением, у которого имеются авторы. Таким образом, можно говорить, что положения авторского права могут распространяться на текст законопроекта, что косвенно подтверждается положениями ст. 1264 Гражданского кодекса РФ.
Резюмируя вышеизложенное, стоит выделить ряд особенностей процесса принятия законопроектов в сфере интеллектуальных прав:
1. Принимать законы по вопросам правового регулирования интеллектуальной собственности возможно только на федеральном уровне в силу п. о ст. 71 Конституции РФ.
2. Роспатент в настоящее время не обладает правом законодательной инициативы и поэтому самостоятельно не может направлять законопроекты в Государственную Думу РФ.
3. При обсуждении в профильном комитете текста законопроекта с учетом особенностей и сложностей правового регулирования интеллектуальных прав стоит привлекать широкий круг заинтересованных лиц.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Еременко В.И. Некоторые проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Законодательство и экономика. - 2014. - N 2. - С. 37-48.
4. Кашанина Т. В. Юридическая техника: Учебник. 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М. - 2011 г., 496 с.
5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 13.03.2015) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" // Собрание законодательства РФ, 06.08.2001, N 32, ст. 3335.
6. Федеральный закон от 28.03.2017 N 43-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Парламентская газета, N 12, 31.03-06.04.2017.
7. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - 624 с.
8. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров, N 9, 2003.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 6 ст. 1259 ГК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Никишов А.Б. Особенности принятия законопроектов в сфере интеллектуальных прав в Государственной Думе РФ
Nikishov A. Specifi cs of adopting intellectual property bill in Russia's State Duma
А.Б. Никишов - ассистент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин ФГБОУ ВО РГАИС, аспирант 3-го года обучения, г. Москва
В настоящей статье ассистент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин ФГБОУ ВО РГАИС, аспирант 3-го года обучения Никишов А.Б. анализирует особенности принятия законопроектов в сфере интеллектуальных прав в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с учетом складывающихся тенденций в правоприменительной и правотворческой практиках. Отдельно автором исследован вопрос о возникновении авторского права на текст законопроекта.
A. Nikishov, teaching assistant at the "International Law and International Cooperation in IP sphere" faculty of RSAIP, third year postgraduate student, analyzes the specifics of passing intellectual property bills through the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation given the current trends in legal precedents and lawmaking. He focuses specifically on how the copyright for the text of the bill emerges.
Ключевые слова: интеллектуальные права, авторское право, законотворческий процесс, ГД ФС РФ.
Keywords: intellectual rights, copyright, lawmaking, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.
Научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N ФС77-35400
Из номера в номер: освещение актуальных проблем в области охраны авторского права и смежных прав, консультации ведущих специалистов в области ИС, а также все, что нужно знать о правах на результаты вашего творчества, о проблемах, связанных с контрафактной продукцией, о том, как защитить свои права в суде и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.