Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования (М.Н. Кудилинский, журнал "Журнал российского права", N 12, декабрь 2017 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Кудилинский М.Н. Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования


Kudilinsky M.N. Key Features of Legal Regulation of State Control in the Field of Education


М.Н. Кудилинский - доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук


M.N. Kudilinsky - associate professor at the Department of state and administrative law of the Faculty of law of the St. Petersburg State University


Вопрос о правовом регулировании государственного контроля в сфере российского образования является малоизученным как с точки зрения описания проблемы контроля и надзора в современной научной юридической литературе, так и с позиции понимания и практического использования различных нормативных актов со стороны образовательных организаций, выступающих объектом контроля во время проведения контрольных мероприятий.

Анализ существующей правовой практики и деятельности контрольных органов в данной сфере показал следующее.

1. Государственный контроль в сфере образования включает федеральный лицензионный контроль, федеральный аккредитационный контроль, внутренний контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, которым подведомственны государственные и муниципальные образовательные организации.

2. Государственный контроль в сфере образования прежде всего ориентирован на корректировку деятельности проверяемых организаций.

3. Организациям, являющимся объектами контроля в сфере образования, дается реальная возможность исправить выявленные нарушения.

4. Прекращение приема обучающихся и решения, влекущие ограничение или прекращение образовательной деятельности в отношении организации, являются исключительными мерами воздействия и применяются лишь в случаях, когда образовательная организация не выполняет предписаний уполномоченного органа.

5. Государственный контроль в сфере образования содержит элемент общественного контроля, связанный с привлечением граждан к проведению контрольных мероприятий, что отличает его от государственного контроля в иных сферах.

6. Приоритетная цель государственного контроля в сфере образования - обеспечение качества образовательной деятельности и приведение ее в соответствие с государственными стандартами. Для достижения этой цели законодатель использует методы общественного контроля (посредством привлечения к контрольным мероприятиям обучающихся и их родителей или законных представителей), снижает гарантии прав и законных интересов проверяемых образовательных организаций и упрощает применение принудительных мер правовосстановительного характера.


The author explores the problem of legal regulation of state control in the field of education in Russia.

The problem of exercising state control and supervision does not widely disseminated in the modern scientific literature. And furthermore, educational establishments under the State control don't have the common understanding how to use the law in the right way during the monitoring activities.

The analyses of established legal practice and the supervisory authorities' activity in the field of education shows that:

1. State control in this area includes: Federal licensing control, Federal accreditation control, internal control by the executive state authorities in the sphere of education.

2. State control in this area is focused on adjustments in activities of the educational establishments.

3. Organizations under control are provided with a real opportunity to correct the detected abuses which were found out during the monitoring activities.

4. Ban on admission and educational activities are the sole penalties. They used to apply if an educational establishment for one reason or another ignores the requirements of the executive state educational authorities.

5. Exercising of public (social) control methods based on citizen involvement in the process of control by the executive state authorities is one of the specific characteristics of state control in the field of education.

6. The major goal of state control in this area is ensuring the quality of education and conforming it with the state standards. To achieve this aim the Russian legislature agrees to use the methods of public (social) control through a variety of activities: survey of students and their parents or guardians; degeneration of the educational establishments' rights and their legitimate interests; using coercive measures of a restorative justice.


Ключевые слова: правовое регулирование, контроль, государственное управление, образование, лицензирование, государственная аккредитация, надзор.


Keywords: legal regulation, supervision, state control, sphere of education, licensing control, accreditation of the education establishments, monitoring activities.


Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования


Автор


М.Н. Кудилинский - доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук


"Журнал российского права", 2017, N 12