Субъектный состав специального инвестиционного контракта
Л.В. Андреева,
доктор юридических наук,
профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 4, октябрь-декабрь 2017 г., с. 13-16.
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - это новая договорная конструкция, предусмотренная законодательством. Чтобы понять предназначение этого договора и замысел законодателя по введению данной конструкции, надо учесть, что СПИК предусмотрен в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"*(1), и соотнести правила о нем с определенными Законом целями и задачами государственной промышленной политики. Не рассматривая подробно данный вопрос, отметим, что одной из основных целей промышленной политики является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития (п. 1 ч. 1 ст. 4).
Достижение данной и иных поставленных целей обеспечивается решением ряда задач, среди которых создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств; стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции; поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение; а также стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда; внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и др. (ч. 2 ст. 4).
На решение указанных задач и направлен СПИК.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.
В Типовой форме специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708, установлено, что предмет инвестиционного контракта может быть составлен в трех вариантах*(2).
По первому варианту инвестор принимает на себя обязательства по созданию или модернизации промышленного производства в целях освоения производства промышленной продукции в установленном объеме и номенклатуре, что предполагает выполнение на промышленном производстве технологических и производственных операций в соответствии с указанным в контракте графиком выполнения таких операций.
По второму варианту инвестор обязуется внедрить в промышленное производство наилучшие доступные технологии в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.
Наилучшая доступная технология означает технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Третий вариант предполагает разработки инвестором технологических и производственных операций по освоению производства продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.
Таким образом, независимо от варианта СПИК предназначен для решения государственных задач в области промышленности - по созданию нового производства и выпуска конкурентоспособной продукции российского происхождения. В этом заключается отличие СПИКа от иных заключаемых с государством договоров - концессионных соглашений, соглашений по государственно-частному партнерству, в соответствии с которыми решаются иные задачи.
Своеобразие конструкции СПИК заключается в том, что инвестор с привлечением иных лиц принимает на себя полностью обязательства по строительству, модернизации и (или) освоению с финансированием всего комплекса проводимых работ, а государство - обязуется осуществлять меры стимулирования. Правила о СПИК сформулированы в Законе о промышленной политике в самом общем виде. Более того, для реализации установленных правил по применению публично-правовыми образованиями мер стимулирования необходимо установить их в законодательстве, что сопряжено с трудностями принятия законопроектов и может снизить привлекательность контракта для инвестора.
Предусмотренные в Законе условия СПИК не обозначены в качестве существенных, хотя таковыми, на наш, взгляд, являются. В ч. 3 ст. 16 Закона о промышленной политике установлено, что специальный инвестиционный контракт может содержать:
1) срок действия специального инвестиционного контракта;
2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;
3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
4) объем вкладываемых инвестиций;
5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;
6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;
7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.
Краткость изложения в Законе условий СПИКа и новизна данной договорной конструкции порождает неоднозначное понимание правовой природы данного договора.
Так, высказано мнение, что "специальный инвестиционный контракт является одним из видов административных договоров, одной из сторон которых является государство в лице уполномоченных органов власти"*(3). Само понятие "административный договор", сторонами которого являются соподчиненные субъекты, вызывает споры. В рассматриваемых отношениях инвестор заключает с государством договор по свободному волеизъявлению.
Представляется, что оценивать СПИК нельзя и с точки зрения обычного гражданско-правового договора. Договорные отношения предпринимателей с государством составляют особую группу договоров. В главе 5 ГК РФ выделены публично-правовые образования как участники имущественных правоотношений и определено их правовое положение, но ГК РФ не содержит правил о заключаемых государством и муниципальными образованиями договорах. Ст. 124 ГК РФ озаглавлена "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права". Вступая в договорные отношения с юридическими и физическими лицами, государство не применяет свои властные полномочия, а действует, как и инвестор, в соответствии с общими началами гражданского законодательства, установленными ст. 1 ГК РФ.
Масштабностью решаемых задач и вытекающих из этого содержания договора, наличием специального порядка заключения договора и других особенностей СПИК отличается от иных договоров. Можно сказать, что, по существу, СПИК заменяет акт планирования производства. Не случайно, для обоснования необходимости заключения СПИК инвестор предоставляет документацию с обоснованием инвестиционного проекта, в состав которой включаются сведения о характеристиках промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается в ходе исполнения СПИК; о перечне мероприятий инвестиционного проекта; об объеме инвестиций в инвестиционный проект; о результатах (показателях), которые планируется достигнуть в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодные и итоговые показатели), включая в том числе: объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока специального инвестиционного контракта); перечень планируемых к внедрению наилучших доступных технологий, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (в случае их внедрения); объем налогов, планируемых к уплате по окончании срока специального инвестиционного контракта; доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене промышленной продукции, выпускаемой к окончанию срока специального инвестиционного контракта; количество создаваемых рабочих мест в ходе реализации инвестиционного проекта; иные показатели, характеризующие выполнение инвестором принятых обязательств, а также бизнес-план. Состав информации может различаться в зависимости от варианта СПИК, но включаемые в состав информации количественные и качественные показатели являются плановыми показателями производства продукции. Вместе с тем, представляется, что именно в Законе о промышленной политике должно быть указано имеющее большое значение для цели обоснования заключения СПИК основание разработки и заключения контракта - государственная программа по развитию промышленности в определенной отрасли хозяйства, во исполнение которой заключается СПИК, и результатом инвестиционного проекта должно быть достижение индикаторов соответствующей государственной программы.
Особенностью СПИК является и многосторонний характер договора. Стороной СПИК выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование, если меры стимулирования деятельности в сфере промышленности предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. Минпромторг России или иной уполномоченный орган, а также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подписывают специальный инвестиционный контракт (п. 18 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708).
В Законе о промышленной политике не указано, кто выступает инвестором. Согласно п. 2 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов инвестором СПИК могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Отсутствие требований к инвестору является недостатком Закона. Основные требования к инвестору, подтверждающие его устойчивое финансовое положение, следует указать в Законе.
Формулировки Закона о привлекаемых лицах изложены нечетко. В ст. 16 говорится об обязательствах инвестора и "привлекаемых им иных лиц" (п. 1), "иных лиц, указанных в контракте" (п. 2). Из данных формулировок неясно, на каком основании инвестор привлекает к исполнению контракта иных лиц. Поскольку к СПИК применяются правила об инвестиционной деятельности при отсутствии специальных правил, в законодательстве об инвестиционной деятельности предусмотрено привлечение инвестором для реализации инвестиционного проекта различных лиц: заказчиков, подрядчиков, исполнителей. В отношении СПИК речь идет о промышленном предприятии, которое будет выпускать товары в соответствии со СПИК.
Заключение СПИК осуществляется в соответствии с Правилами заключением специальных инвестиционных контрактов и Типовой формой специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности (машиностроения, станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиоэлектронной промышленности), утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708. Типовая форма соответствует признакам типового договора, предусмотренного п. 4 ст. 426 ГК РФ и содержит императивные нормы, сформулированные преимущественно в нескольких вариантах, что позволяет учесть варианты заключаемых специальных инвестиционных контрактов.
Правила заключения СПИК содержат более развернутые положения о привлечении инвестором иных лиц, чем Закон о промышленной политике. В них установлены правила об участии промышленного предприятия на всех этапах подготовки, преддоговорного согласования, заключения и исполнения СПИК.
Так, в Правилах предусмотрено, что заявление (с предложением о заключении контракта) для заключения инвестиционного контракта подписывает и инвестор, и привлеченное лицо - промышленное предприятие и представляет в уполномоченный орган (последний абзац п. 4). Обязательства промышленного предприятия указываются в контракте отдельно от обязательств инвестора. И инвестор, и промышленное предприятие подписывают проект специального инвестиционного контракта либо оформленный в письменном виде отказ инвестора или привлеченного лица от подписания специального инвестиционного контракта, либо протокол разногласий (п. 15). Исходя из данных правил можно сделать вывод, что промышленное предприятие также выступает стороной СПИК.
Еще одной особенностью СПИК является его тесная взаимосвязь с государственным контрактом на закупку товаров, производимых в соответствии с ним. В Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включена ст. 111.3, содержащая специальные правила по таким закупкам. В соответствии с новыми правилами Правительство РФ вправе определить своим актом сторону - инвестора СПИК или привлеченное инвестором иное лицо, осуществляющие создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со СПИК, единственным поставщиком указанного товара при соблюдении ряда установленных в ст. 111.3 условий. Гарантированность закупки определенного объема производимых в соответствии со СПИК товаров можно рассматривать как еще одну меру стимулирования инвестора.
С теоретической точки зрения поставку товаров, произведенных в соответствии со СПИК, и определенных в государственном контракте, можно рассматривать как единое сложное обязательство, возникающее из двух частей (стадий), последовательно сменяющих друг друга: обязательство по исполнению СПИК, возникающее из СПИК, и обязательство по поставке товаров для обеспечения государственных нужд, возникающее из государственного контракта и акта Правительства РФ. Участие в таком обязательстве нескольких должников и кредиторов обусловливает необходимость выяснения стороны государственного контракта.
Государственный контракт заключается при соблюдении ряда условий: объем инвестиций, предусмотренных СПИК, в создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации превышает три миллиарда рублей; производство товара на территории Российской Федерации будет осуществляться российским юридическим лицом и страной происхождения товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, является Российская Федерация.
Таким образом, государственный контракт заключается с единственным поставщиком - производителем товаров, который должен быть российским юридическим лицом. Вместе с тем, если инвестор - иностранное юридическое лицо в соответствии со СПИК не привлекает российское юридическое лицо, а осуществляет, помимо строительства и (или) реконструкции, также производство товаров, он не сможет выступать единственным поставщиком товаров по государственному контракту. Данную коллизию в законодательстве необходимо устранить.
Представляется, что в Законе о промышленной политике следует установить, что при необходимости инвестор привлекает к заключению специального инвестиционного контракта российское юридическое лицо, осуществляющее промышленную деятельность. В заключаемом многостороннем контракте должны быть четко определены объем прав и обязанностей как инвестора, так и промышленного предприятия, а также объем предоставляемых государством мер стимулирования инвестору и предприятию.
Библиографический список
1. СЗ РФ. 2015. N 1 (часть 1). Ст. 41.
2. СЗ РФ. 2015. N 30. Ст. 4587.
3. А.Б. Дидикин, А.В. Юдкин. Закон о промышленной политике: Экспертный комментарий // Фонд "СЭЦ "Модернизация", 2015. Доступ СПС "Гарант".
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2015. N 1 (часть 1). Ст. 41.
*(2) СЗ РФ. 2015. N 30. Ст. 4587
*(3) А.Б. Дидикин, А.В. Юдкин. Закон о промышленной политике: Экспертный комментарий // Фонд "СЭЦ "Модернизация", 2015. Доступ СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Андреева Л.В. Субъектный состав специального инвестиционного контракта
Lyubov' V. Andreeva Parties of the special investment contract
Л.В. Андреева - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Andreeva L.V. - Professor of Entrepreneurial and Corporate Law Department at Kutafin Moscow State Law University, Doctor of Science (Law), Professor, Honored worker of higher professional education
В статье рассматривается новая договорная конструкция - специальный инвестиционный контракт, опосредующий отношения публично-правовых образований - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и инвестора по созданию либо модернизации и (или) освоения производства промышленной продукции в Российской Федерации. Рассматривается проблема определения субъектного состава специального инвестиционного контракта и контракта на закупку товаров, произведенных по специальному инвестиционному контракту. Сделаны предложения по совершенствованию законодательства.
The article deals with the new contractual structure - special investment contracts which mediate the relations of the public-law entities - Russian Federation, its constituent entities and the investor for creating or upgrading and (or) development of industrial production in the Russian Federation. Author considers the problem of defining the parties of the special investment contract and the contract for the purchase of goods produced in the special investment contract Proposals on improvement of legislation are made.
Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, инвестор, государство, промышленность, стороны специального инвестиционного контракта.
Keywords: special investment contract, investor, government, industry, parties of the special investment contract.
Журнал выпускается издательством Юридический Дом "Юстицинформ". Выходит в свет с марта 2016 года, издается 4 раза в год, является федеральным научным и научно-практическим изданием.
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ N ФС77-65454 от 18.04.2016 г.