Интервью с А.Г. Сидякиным, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, руководителем проекта жилищного просвещения "Школа грамотного потребителя"
Журнал "Законодательство", N 9, сентябрь 2017 г., с. 5-9.
Как развивалось жилищное законодательство в нашей стране за последнее десятилетие, когда завершится реформа ЖКХ и какие задачи в сфере защиты прав потребителей коммунальных услуг сегодня обсуждаются в Государственной Думе? На эти и другие вопросы нам ответил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, руководитель проекта жилищного просвещения "Школа грамотного потребителя" Александр Геннадьевич Сидякин.
- Александр Геннадьевич, Вы вместе с - коллегами по Комитету стояли у истоков эпохальных изменений жилищного законодательства. Расскажите, пожалуйста, как это происходило, какие еще усовершенствования разрабатывает Ваш Комитет?
- В Государственной Думе прошлого созыва впервые появился профильный Комитет, ответственный за жилищное законодательство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Я стал заместителем председателя Комитета, вместе с коллегами мы провели большую законодательную работу. Она, безусловно, принесла плоды. Как показывают результаты социологических опросов, сегодня две трети граждан удовлетворены состоянием дел в ЖКХ.
Реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве завершается, сейчас происходит "донастройка". На очереди развитие темы правового регулирования благоустройства и формирования комфортной городской среды.
Значительные изменения в регулировании жилищных отношений начались гораздо раньше моего избрания в Государственную Думу, а именно в марте 2005 г., когда вступил в силу Жилищный кодекс РФ. Он пришел на смену морально устаревшему кодексу РСФСР и привел нормативно-правовую базу в соответствие с реальным на тот момент состоянием жилищного фонда страны.
Нужно честно признать: государство в 1990-е годы не уделяло должного внимания вопросам ЖКХ, реновации домов, модернизации коммунальных предприятий, которые остались нам в наследство от Советского Союза. В стране 1,28 млн. многоквартирных домов, часть из них находится в ветхом состоянии. Чтобы отремонтировать 735 000 жилых зданий, которым ремонт остро необходим, нужно примерно 3,6 трлн. руб., что соизмеримо с ежегодным ростом ВВП. Для модернизации инфраструктурной системы ЖКХ нужны как минимум 2,5 трлн. руб. частных инвестиций. Поэтому темы капремонта, концессионных соглашений, приборов учета коммунальных ресурсов, реновации - это вопросы будущего ЖКХ как сектора российской экономики.
Первый аспект развития жилищного права в России с момента принятия нового Кодекса связан с тем, что почти 80% жилого фонда в нашей стране приватизировано. Ни в одной развитой стране мира такого нет. Это российская особенность. Граждане массово воспользовались правом оформить квартиры в собственность, чем оживили наследственное право как часть гражданского права. В 2017 г. мной была предложена законодательная инициатива, которая поставила точку в этом затяжном вопросе и сделала бесплатную приватизацию жилья бессрочной.
Первоочередная задача Жилищного кодекса РФ - сделать собственника жилого помещения полноценным хозяином своего имущества и в то же время научить его нести бремя содержания этой собственности, как это предписано гражданским законодательством. У нас общее собрание жильцов по закону наделено широчайшими полномочиями.
Второй аспект развития жилищного законодательства связан с качеством оказываемых потребителю жилищно-коммунальных услуг. Жилищный кодекс РФ предусматривает несколько способов управления многоквартирным домом, но самый распространенный - через управляющие компании (далее также - УК). Мы живем в эпоху рыночной экономики, и сфера управления многоквартирными домами не исключение. Задача государства - избавить рынок от недобросовестных предпринимателей. Для этих целей в 2015 г. было введено лицензирование, по итогам которого 1500 управляющих компаний из 15 000 не прошли профессиональный отбор.
Мы стремимся выстроить правоотношения между УК, собственниками и ресурсоснабжающими организациями так, чтобы права потребителя были защищены наилучшим образом.
В осеннюю сессию наш Комитет рассмотрит законопроект о прямых договорах между гражданами и ресурсоснабжающими организациями, который призван освободить УК от функций посредников в расчете за поставляемые коммунальные ресурсы (горячую и холодную воду, свет, тепло, газ). Кроме того, планируем упростить процедуру отзыва лицензии УК, ограничим срок ее действия пятью годами, запретим получать лицензии-"пустышки" (когда у компании нет реальных домов, с собственниками которых заключен договор управления, лицензия выдаваться не будет).
- Сейчас одна из самых резонансных тем - это капитальный ремонт. В конце 2012 г. был принят закон о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирного жилого дома за счет взносов собственников в составе платы за жилье и коммунальные услуги. Взносы по выбору общего собрания собственников либо собираются в "общий котел" (у регионального оператора), либо зачисляются на специальный счет. Но окончательно система была запущена лишь в 2015 г., когда всеми субъектами Российской Федерации были утверждены региональные программы капремонта. Эти программы определяют срок и перечень работ по капремонту, если взносы уплачиваются в минимальном размере, а если собственники платят больше, то могут добавляться и другие строительные работы. Весной 2016 г. конституционность нормы о капитальном ремонте подтвердил Конституционный Суд РФ. В весеннюю сессию 2017 г. Госдумой был принят подготовленный Вами законопроект о необходимости одновременного проведения смежных строительных работ при планировании капитального ремонта в целях минимизации бытовых неудобств. Какие проблемы обнаружились? Что дальше?
- Поначалу были споры о том, нужен капитальный ремонт или не нужен. Однако, покупая автомобиль, мы за свой счет меняем у него сломанные детали. Если у пальто оторвались пуговицы, мы сами отдаем его в починку. Статья 39 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что бремя содержания общедомового имущества несет собственник. Как я уже говорил, структура жилищного фонда такова, что собственники не могут перекладывать эти проблемы на государство.
Конституционный Суд РФ в 2016 г. подтвердил правомерность финансирования капитального ремонта домов по модели "общего котла". Звучали безответственные призывы не платить за капитальный ремонт, но с каждым годом собираемость взносов возрастает и составляет уже 80%. Вопрос о том, делать капремонт или не делать, больше не стоит в повестке дня. За два года более 70 000 домов отремонтировано по региональным программам капремонта.
За последние годы были приняты поправки, направленные на повышение эффективности капремонта. Кроме того, регионы получили право субсидировать половину взносов на капремонт одиноким лицам старше 70 лет; инвалидам I и II групп и детям-инвалидам компенсируют половину такой суммы; пенсионерам старше 80 лет - эту сумму целиком.
Принят специальный порядок отбора подрядных организаций; урегулированы вопросы, связанные с размещением денежных средств в банках, чтобы защитить средства от инфляции. Кроме того, сокращен с двух лет до одного года срок формирования фонда капремонта у регионального оператора в "общем котле" и перехода на специальный счет многоквартирного дома. Появилась возможность проведения в процессе капремонта реконструкции конструктивных элементов, направления средств на восстановление домов после стихийных бедствий, введен инструмент для защиты средств специальных счетов от инфляции - специальный депозит.
Сегодня собственниками помещений в многоквартирных домах востребованы технологии проведения "зеленого" капремонта, позволяющего за счет применения энергоэффективных приборов и технологий снизить расходы на общедомовые нужды. Однако банки неохотно выдают кредиты на капремонт.
В ближайшие годы перед нами стоят очень сложные задачи: обновить лифтовое оборудование в рамках проведения капитального ремонта, популяризировать проведение энергоэффективных мероприятий при проведении работ и, конечно, повышать уровень информированности собственников о системе капитального ремонта.
- Не следует ли расширить полномочия - муниципальных органов? Они вправе проводить муниципальный жилищный контроль, но не могут составить административный протокол против управляющей компании по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (осуществление деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований), так как не они выдали лицензию. Проблема в том, что практически любое нарушение, допущенное управляющей компанией, является нарушением лицензионных требований. Раньше муниципальные контролеры хотя бы штрафовали управляющие компании по ст. 7.22 КоАП РФ (это иногда предусматривается региональными законами), но определением Верховного Суда РФ от 11 апреля 2017 г. N 307-АД16-13243 этой практике положен конец: Суд постановил, что нарушения управляющей компании нужно квалифицировать только по специальному составу (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), на что у муниципальных органов нет полномочий. Фактически муниципальный жилконтроль теперь может только выдать предписание и затем, если оно не исполнено, оштрафовать на 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Неисполнение предписаний муниципальных органов не влечет исключения сведений из реестра лицензий (в отличие от предписаний на региональном уровне). Таким образом, муниципальный контроль сильно ослаблен.
- После интервью обязательно ознакомлюсь с этим определением Верховного Суда Российской Федерации и при встрече, в рабочем порядке, задам этот вопрос Главному государственному жилищному инспектору Андрею Владимировичу Чибису. Если такая проблема действительно существует, то ситуацию надо исправлять. О лицензировании управляющих компаний я уже упоминал, добавлю лишь, что задача не в том, чтобы штрафовать УК за неисполненные предписания, поскольку штрафные суммы нечестные компании будут пытаться переложить на жильцов, а в том, чтобы стимулировать устранение недоработок и добиться добросовестного оказания жилищных услуг. Иначе на смену тем, кто не дорожит вверенным в управление и содержание домом, придет другая управляющая компания, которая выполнит свою работу лучше.
- Нельзя не коснуться проблем, связанных с - общими собраниями собственников в многоквартирном жилом доме. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ разрешена очно-заочная форма голосования, кроме того, управляющая компания или собственники с 10% голосов получили право созывать общее собрание собственников. Подделка протокола такого собрания стала влечь уголовную ответственность, а сами протоколы обязательно представляются управляющей компанией в орган госжилнадзора для хранения в течение трех лет. Однако и сейчас проведение общего собрания является непростой процедурой, норма о заочном голосовании (ст. 47.1 ЖК РФ) начнет действовать только в 2018 г., причем не для всех. Может быть, процедуру проведения общего собрания собственников следует упростить?
- Как Вы верно заметили, долгое время протоколы общего собрания собственников не были официальным документом, хотя жильцам мог быть причинен серьезный ущерб. В 2014 г. я инициировал внесение поправок в ст. 46 ЖК РФ, согласно которым подделка протокола общего собрания собственников подпадает под ст. 327 УК РФ.
Но в настоящее время из регионов поступают многочисленные сигналы о том, что следственные органы по непонятным причинам отказывают в возбуждении уголовных дел по фактам фальсификации протокола или понуждения собственников к голосованию (отказу от голосования), и эти факты были установлены в том числе жилищными инспекторами. Случаи ухода от ответственности лиц, сфальсифицировавших протокол общего собрания, порождают недоверие собственников жилых помещений, чьи подписи были подделаны, к восстановлению законности и справедливости.
Дополнение ст. 327 УК РФ новым квалифицированным составом требует со стороны МВД РФ дополнительных разъяснений органам внутренних дел по практике привлечения к ответственности лиц, фальсифицировавших протокол общего собрания собственников жилых помещений.
Последовательно выступаю за упрощение процедуры общего собрания жильцов. Наш Комитет до конца 2017 г. рассмотрит мой законопроект о способе проведения общего собрания собственников в форме конференции. В крупных многоквартирных домах (таковых почти 400 000), состоящих более чем из более 50 жилых помещений, в Российской Федерации проживает большое количество собственников помещений, которые испытывают наибольшие трудности при созыве и проведении своих общих собраний.
Законопроект предполагает установить, что в многоквартирных домах, включающих более 50 жилых помещений, для облегчения принятия управленческих решений общее собрание может проводиться в виде конференции. Количество делегатов от собственников помещений в многоквартирном доме определяется исходя из принципа: один делегат от собственников помещений, расположенных на одном или нескольких жилых этажах подъезда дома. При этом собственники помещений вправе избрать делегатом любого собственника помещения в данном многоквартирном доме, а один делегат может быть избран от собственников помещений, расположенных на одном, двух, трех соседних этажах в одном подъезде.
- Федеральным законом от 28 июня 2014 г. - N 200-ФЗ был разрешен общественный жилищный контроль в порядке, установленном регионом. Его субъектами могут являться некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, а также советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица. Работает ли эта норма?
- Эта норма работает. По крайней мере, я прилагаю для этого все усилия. В сентябре 2014 г. по распоряжению Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева был запущен проект жилищного просвещения "Школа грамотного потребителя". Мне было поручено им заниматься. За несколько лет мы создали самую большую в стране сеть локальных общественных организаций, которые проводят специальные образовательные программы для активных собственников жилья любых возрастов. Создан сайт, на котором размещаются методические, разъяснительные материалы. Жилищное законодательство должно быть удобным в применении для любого участника жилищных отношений. И часто нужно учиться, чтобы знать свои обязанности и грамотно использовать юридические средства защиты своих жилищных прав.
- Уважаемый Александр Геннадьевич, - благодарим Вас за беседу!
- Спасибо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с А.Г. Сидякиным, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, руководителем проекта жилищного просвещения "Школа грамотного потребителя"
Александр Геннадьевич Сидякин родился 17 ноября 1977 г. в городе Сегежа Карельской АССР.
В 1999 г. окончил Тверской государственный университет по специальности "юриспруденция".
Долгое время работал юристом и правозащитником в общественных организациях. Преподавал юридические дисциплины в вузах. В 2006 г. получил ученую степень кандидата юридических наук. С 2006 по 2009 г. занимал различные должности в коммерческих структурах. Был заместителем генерального директора ОАО "Туймазыстекло", советником генерального директора по правовым вопросам ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение".
С 2009 по декабрь 2011 г. - секретарь Федерации независимых профсоюзов России - руководитель департамента коллективных действий и развития профсоюзного движения.
В декабре 2011 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Татарстан. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI и VII созывов, член фракции Всероссийской политической партии "Единая Россия", первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. С ноября 2016 г. - руководитель рабочей группы президиума Генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" по защите прав дольщиков.
С мая 2016 г. возглавляет межрегиональную общественную организацию поддержки института семьи и традиционных семейных ценностей "Союз отцов". Отец двоих детей.
Награжден почетными грамотами Президента Российской Федерации: "За активную законотворческую деятельность, заслуги в укреплении законности и многолетнюю добросовестную работу" и "За вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани".
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2017, N 9