Государственная политика повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью в энергетическом секторе
Г. Сенченя,
советник руководителя Роспатента
(г. Москва)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 12, декабрь 2017 г., с. 5-12.
Интеллектуальная собственность является важным инструментом продвижения интересов технологически развитых стран. В конкуренции за технологические рынки эффективно организованное управление интеллектуальной собственностью, дающее максимальную экономическую отдачу для страны, становится ключевым элементом конкурентоспособности компаний. В России, которая сегодня занимает седьмое место среди всех стран по количеству заявок на изобретения, в сфере ИС наблюдается ряд тревожных тенденций, которые требуют принятия срочных мер с целью создания дополнительных для страны источников роста от использования интеллектуальной собственности.
Анализ общемировых трендов показывает, что последние 10 лет интеллектуальную собственность используется все активнее. Правда, в России трендам роста соответствует только ситуация в сфере товарных знаков. Такой рост интереса отечественных компаний к интеллектуальной собственности связан с тем, что за последние годы совершенствовалось законодательство, развивалось правоприменение, был создан Суд по интеллектуальным правам.
Однако в технологическом секторе, где речь идет о правовой охране изобретений, отсутствует положительная динамика. Демонстрируемый в последние годы прирост составляют лишь заявки иностранных компаний. Поэтому стоит задача изменения этой ситуации, учитывая научно-технологический потенциал страны и необходимость поддержки собственного научно-технологического прогресса.
В отличие от технологически развитых стран, где в структуре патентования значительную долю составляют предприятия, в России бизнес формирует лишь четвертую часть патентов на изобретения, что связано с отсутствием культуры управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и, как следствие, эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в энергетическом секторе.
Около трети выдаваемых патентов на изобретения приходятся на вузы и научные учреждения. Однако до внедрения в гражданско-правовой оборот доходит лишь малая часть патентов (доля лицензий вузов и научных организаций в распоряжении исключительными правами составляет около 9% от общего числа лицензий). При этом большую часть в них занимают лицензии, выданные малым инновационным предприятиям при организациях. Низкоэффективная система работы с интеллектуальной собственностью в данных организациях объясняется отсутствием локальных правовых актов, делающих процесс управления изобретений понятным для всех участников процесса (от автора до администрации организации) и эффективной системой сервисов организации по управлению интеллектуальной собственностью.
Оставшаяся часть формируется физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей. Большую долю среди них занимают "мусорные" патенты, не предназначенные для участия в экономическом обороте. Частично эта ситуация связана с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 1366 ГК РФ [1], при публикации предложения о заключении договора об отчуждении патента до его получения заявитель освобождается от уплаты пошлин, необходимых для получения и поддержания патента. Данную норму в последние годы используют порядка 70% заявителей - физических лиц. Перекос в структуре патентования в сторону физических лиц также отражает ряд упомянутых выше проблем в деятельности организаций, в результате которых физические лица вынуждены патентовать и внедрять разработки за пределами своих организаций.
Данные проверок, проводимых Роспатентом в рамках контрольно-надзорной деятельности, также показывают, что в организациях недостаточно эффективно организована деятельность по управлению интеллектуальной собственностью.
В 2016 г. Роспатентом проведены проверки в отношении 1067 контрактов на НИОКТР гражданского назначения и 470 контрактов на НИОКТР военного, специального и двойного назначения.
Из 1067 контрактов на НИОКТР гражданского назначения только по 405 были созданы охраноспособные РИД (38% случаев), из 470 контрактов на НИОКТР военного, специального и двойного назначения только по 209 из них были созданы охраноспособные РИД (44,5% случаев).
На протяжении многих лет остается низким уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также низкая стоимость РИД при постановке в качестве нематериальных активов на бухгалтерский (бюджетный) учет.
Всего 1,7% государственных контрактов на выполнение НИОКТР гражданского назначения, из числа проверенных, завершились созданием результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые стало объектом гражданско-правового оборота. В сфере военного, специального и двойного назначения такие контракты и вовсе не выявлены.
Стоимость прав на результаты интеллектуальной деятельности, поставленные на бухгалтерский (бюджетный) учет, по данным проверок Роспатента, составляет 1,15% от суммы бюджетных средств, выделенных на выполнение НИОКТР гражданского назначения, и 1,79% от суммы бюджетных средств, затраченных на выполнение НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в ходе которых созданы охраноспособные результаты.
Более того, средняя стоимость "гражданского" патента в России составляет 36 млн. рублей бюджетных средств, "военного" - 397 млн. рублей бюджетных средств.
Средняя стоимость патента в российских государственных энергетических компаниях составляет 600-800 млн. рублей, что существенно превосходит среднероссийскую стоимость получения патента на изобретения, а также стоимость получения патентов зарубежными компаниями-аналогами. Исходя из этих данных, компаниям следует принять все возможные меры для повышения эффективности своей деятельности.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации N 642 от 1 декабря 2016 г., включает в себя меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации РИД научных организаций и масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на передовых российских технологиях. Это прежде всего требует построения системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности, удовлетворяющей потребности развития инновационной экономики.
Если за 1968-1991 гг. в СССР было подготовлено около 400 000 квалифицированных специалистов, то за 1992-2015 гг. в России, по оценкам РГАИС, лишь около 10 000 специалистов получили дополнительную подготовку в области ИС. Последствия этого проявляются и в отношении к самой интеллектуальной собственности, которая до сих пор многими воспринимается как возможность признания на уровне получения авторских свидетельств в СССР, но не как инструмент борьбы за рынки и повышение конкурентоспособности компаний, что соответствует роли современного патентного права.
По нашим оценкам, количество подготовленных специалистов (прошедших обучение по какому-либо образовательному уровню - высшее, среднее, дополнительное профессиональное образование) в сфере интеллектуальной собственности должно составлять не менее 10 000 человек в год.
Для сравнения, в Китае ежегодно проходят обучение в сфере ИС порядка 30 000 человек, из которых половина - госслужащие. В 2016 г. Китай зарегистрировал более миллиона заявок на изобретения.
Для осуществления процедур, необходимых для прохождения РИД пути от момента создания до момента регистрации прав на него как объекта интеллектуальной собственности, задействуется, помимо самого изобретателя, несколько специалистов: патентовед или патентный поверенный и эксперты ФИПС.
Тем не менее для эффективного планирования НИОКР или организации трансфера технологий необходимо привлечение еще маркетолога, владеющего компетенциями в сфере интеллектуальной собственности, бухгалтера со специализацией в области бухучета и налогового учета нематериальных активов (НМА), оценщика НМА и юриста с соответствующими компетенциями.
Поэтому подготовка кадров в сфере интеллектуальной собственности должна иметь системный характер и обеспечивать непрерывность образования (на различных уровнях), включая в себя следующие основные шаги:
- создание образовательного контента, в том числе образовательных видеокурсов, а также образовательных программ по интеллектуальной собственности для методистов и учителей средней школы, техникумов и колледжей, образовательных курсов для сети детских технопарков "Кванториум" и существующей системы поддержки молодежного творчества;
- организацию работы, например, с участием Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, способствующей повышению культуры правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе среди детей;
- разработку и внедрение профессиональных компетенций и примерных образовательных программ по интеллектуальной собственности в существующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для высшего и среднего профессионального образования;
- разработку новых профессиональных стандартов в сфере интеллектуальной собственности, например таких, как "Эксперт в области интеллектуальной собственности" и "Патентный поверенный", предусматривающих регулярное повышение квалификации;
- актуализацию ФГОС "Управление интеллектуальной собственностью" и действующего профессионального стандарта "Специалист по патентоведению";
- организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, особенно в высших учебных заведениях, где ранее не преподавались дисциплины, связанные с интеллектуальной собственностью, для обеспечения качественного преподавания новых курсов;
- выделение целевого финансирования на развитие дистанционного и очного образования в сфере интеллектуальной собственности по программам дополнительного профессионального образования (курсы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации, программы которых разработаны на основе профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта, одно-двухдневные семинары, практические тренинги и деловые игры).
Уже сейчас компании энергетического сектора могут организовать повышение квалификации своих работников на базе организаций, входящих в систему Роспатента: вуза (РГАИС) или организации, имеющей образовательную лицензию по дополнительному образованию (ФИПС).
Разработанные ими программы дополнительного образования адаптируются под различные группы участников: от специалистов до топ-менеджеров - с учетом специфики их деятельности.
При этом с 2019 г. организации смогут организовать целевой набор специалистов в сфере интеллектуальной собственности, которые получат образование за счет бюджетных средств. По инициативе Роспатента Министерством образования и науки Российской Федерации было принято решение об увеличении контрольных цифр приема в магистратуру по программе "Управление интеллектуальной собственностью" до 650 человек в год, что существенно сократит дефицит профессионально подготовленных кадров в долгосрочной перспективе.
ФИПС и РГАИС также открыты к сотрудничеству и готовы поддержать формирование компаниями собственных систем управления знаниями, включая образовательный компонент, учитывающий отраслевую специфику, а также правоприменительную практику: решения судов, судебных приставов, таможни, различных федеральных органов исполнительной власти.
Организациями системы Роспатента также создан ряд центров, оказывающих поддержку предприятиям в работе с интеллектуальной собственностью. Так, на базе РГАИС развивается методический центр, целью которого является координация работы по подготовке кадров для сферы ИС всеми образовательными организациями.
Помимо этого РГАИС создан Национальный центр медиации по интеллектуальной собственности. Медиация дает возможность профессионального рассмотрения конфликта, при этом снижается стоимость и ускоряется урегулирование споров, т.к. спор может быть решен во внесудебном порядке. При выстраивании отношений с контрагентами по технологическому трансферу или проведению исследований целесообразно включать медиативные оговорки в договоры, чтобы упростить решение вопросов в случае возникновения споров.
На базе ФАПРИД создан и развивается центр инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности. В текущем году был принят закон, в соответствии с которым выявленные в ходе инвентаризации и поставленные на баланс нематериальные активы не станут облагаться налогом на прибыль. Данная норма будет действовать по 2019 г. включительно. ФАПРИД может помочь квалифицированно провести такую работу компаниям энергетического сектора.
В целях повышения результативности проводимых НИОКР предприятиям следует развивать практику работы с патентной информацией.
Патентные исследования и построение патентных ландшафтов могут проводиться по мере необходимости на различных этапах жизненного цикла производства продукции (создания технологии), включая:
- планирование тематики НИОКР;
- принятие решения о разработке собственными силами, заказе разработки у третьих лиц, приобретении прав на РИД;
- оценку результативности НИОКР, выявление и определение потенциально охраноспособных РИД;
- принятие решения о стратегии правовой охраны РИД и распоряжения правами на РИД;
- определение уровня патентной чистоты продукции организации;
- определение маркетинговой политики и территорий правовой охраны созданных продуктов, технологий, услуг.
Использование патентных ландшафтов на стадии планирования НИОКР и при принятии решений о запуске инвестиционных проектов способно существенно повысить результативность принимаемых решений.
Доступный мировой патентный фонд содержит уникальную классифицированную и структурированную техническую информацию. Ее использование позволяет выявить направления и технический уровень проводимых в мире разработок, существующие исследовательские коллективы и их уровень исследований, сформировавшиеся исследовательские консорциумы, маркетинговую политику конкурентов.
Применять результаты можно как непосредственно для подтверждения обоснованности инвестиционных решений (в том числе при инвестициях в НИОКР), так и при рассмотрении различных вариантов приобретения технологий. Эффективная работа с патентной информацией способна уберечь организацию от неудачных инвестиций.
Такой анализ может быть полезен и для малых и средних предприятий, поскольку раскрывает стратегические возможности, которые выявляются в ходе исследований, осуществляемых крупными игроками рынка.
На базе ФИПС создан Центр перспективных технологий, который оказывает услуги по анализу патентной информации. При этом одна из его основных задач - развитие культуры работы с патентной информацией, поэтому большая часть работы Центра перспективных технологий ФИПС - это формирование развитой школы анализа патентной информации, в том числе подготовка профессиональных специалистов, обладающих навыками качественного анализа при помощи существующего инструментария: информационно-аналитических систем и баз данных. ФИПС будет оказывать содействие в приобретении таких навыков специалистами энергетических компаний, учитывая планы многих предприятий, в том числе в рамках их программ инновационного развития, организовывать такую работу.
Указанные выше подходы к повышению эффективности компаний энергетического сектора были использованы и при актуализации Рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности организациями, реализующими программы инновационного развития (Рекомендации). 25 августа 2017 г. было опубликовано Поручение Правительства РФ N ИШ-П8-5594 в адрес Минэкономразвития РФ, предписывающее министерству обеспечить внедрение Рекомендаций. Последние являются актуализированной версией рекомендаций, утвержденных Поручением Правительства от 4 февраля 2014 года N ИШ-П8-800.
Одной из ключевых новаций в них является то, что управление интеллектуальной собственностью в организации, по общему правилу, должно осуществляться отдельным структурным подразделением, находящимся непосредственно в подчинении одного из руководителей организации в должности не ниже заместителя руководителя организации, отвечающего за научно-технологическое развитие, - главного технического директора (Chief Technology Officer - CTO).
К основным функциям CTO целесообразно отнести:
- формирование основных направлений научно-технологического развития организации и развитие технологий;
- результативность НИОКР (формирование плана НИОКР и обеспечение результативности исследований);
- использование патентной информации при планировании НИОКР (патентные ландшафты);
- управление интеллектуальной собственностью организации (от правовой охраны до распоряжения и защиты).
При этом СТО несет ответственность за эффективность и результативность НИОКР.
В холдинговых организациях СТО необходимо вводить на всех уровнях управления. Координация СТО образует единую вертикаль управления интеллектуальной собственностью по всей группе, обеспечивая:
- наличие единого центра ответственности и принятия решений;
- единую информационную среду;
- скоординированную политику по управлению интеллектуальной собственностью (в широком понимании управления);
- оперативность решения задач на всех уровнях управления;
- принцип разделения полномочий на каждом уровне управления.
Рекомендации могут применяться всеми коммерческими структурами различных организационно-правовых форм и форм собственности в целях содействия повышению конкурентоспособности и создания условий для устойчивого развития, реализации целей и задач компаний в области инновационного и технологического развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на РИД.
Применение указанных подходов в энергетическом секторе будет способствовать повышению эффективности технологического развития компаний, вовлечению малого и среднего бизнеса в цепочки поставок крупных компаний, поддержке развития научных школ в сфере энергетики и в целом - укреплению технологической независимости России и международной конкурентоспособности ее компаний.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сенченя Г. Государственная политика повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью в энергетическом секторе
Советник руководителя Роспатента Г.И. Сенченя освещает подходы ведомства к повышению результативности работы госкомпаний с интеллектуальной собственностью. Предложены подходы к решению проблемы обеспечения кадрами данной сферы. Перечислены новые инициативы Роспатента, направленные на повышение эффективности управления интеллектуальной собственностью: от развития инфраструктуры анализа патентной информации до организационных изменений на уровне управления в госкомпаниях.
The publication by G. Senchenya, advisor to head of Rospatent, covers the agency's approach to boosting efficiency of intellectual property management by state companies. The author suggests approaches to providing human resources to this sector and names the new initiatives of Rospatent aimed at increasing the efficiency of intellectual property management: from developing the infrastructure for patent analysis to changes to top management of state companies.
Ключевые слова: Роспатент, интеллектуальная собственность, учет прав, обеспечение кадрами, патентная информация, управление правами на РИД в госкомпаниях.
Keywords: Rospatent, intellectual property, accounting of rights, human resources management, patenting information, IP rights management by state companies.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.