Основные механизмы финансирования изобретательской деятельности
В. Леонтьева,
(г. Москва)
заместитель генерального директора ООО "СОИС"
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 12, декабрь 2017 г., с. 45-50.
Любые полноценные НИОКР изначально ориентированы на выделение и изучение полезных эффектов, которые затем можно будет превратить в технологии и изделия. Факторы новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости лишь усиливают любую техническую идею, системно изученную и обоснованную в рамках НИОКР. В рамках НИОКР лучшие изобретатели самостоятельно проводят весь комплекс работ, включающих патентные исследования, моделирование технологий и изделий, их маркетинг, а также испытание своих технических решений на уровне лабораторного, опытного образца. Такие инициативные исследования также относятся к категории НИОКР, разве что по итогам их проведения изобретатель сам для себя не пишет отчет.
Примечание. Сегодня необходимо вернуться к вопросу активизации отраслевых и региональных центров изобретательства и рационализации, известных как центры ВОИР. Они должны стать ключевыми организациями российской инновационной инфраструктуры.
Тем не менее он аккуратно собирает статистику по своим испытаниям, отмечает достоинства и недостатки собственной идеи как вновь создаваемого изобретения. На этом уровне инициативного самоорганизованного изобретательства происходит самофинансирование собственной разработки.
Самостоятельные и самоорганизованные изобретатели, которые уже не один десяток лет изобретают, весьма ярко отличаются от молодых изобретателей тем, что они, во-первых, в силу своего многолетнего опыта обычно обладают весьма качественным системным междисциплинарным мышлением, необходимым для плодотворного изобретательства. Во-вторых, они обычно уже сформировали свою инструментальную и испытательную базу либо у себя, либо у своих давних партнеров на предприятиях, куда они имеют доступ. В-третьих, они уже имеют определенный имидж и признание среди производственников, управленцев и других специалистов в этой области, что существенно облегчает дополнительное финансирование работ по освоению их изобретения в практической деятельности.
Лучшим объектом для финансирования изобретательской деятельности не только в России, но и во всем мире являются НИОКР, содержащие ценные патентоспособные идеи, интересные потребителю как источники ценной потребительной стоимости, недостающей на современном рынке.
В российских условиях тотальной непрозрачности всяческих научно-технических инновационных систем управления финансирование изобретательской деятельности почти всегда убыточно. Организация изобретательства особенно бесперспективна, если за нее берутся дилетанты, ожидающие, что их искреннюю любознательность, подкрепленную высокими патриотическими чувствами, государство или иной патриотично настроенный инвестор будут аккуратно финансировать. На практике неопытные инвесторы нередко финансируют проекты дилетантов до тех пор, пока не разорятся.
Госчиновники традиционно минимизируют финансирование НИОКР из-за вероятности получения отрицательных результатов. Щедрое финансирование НИОКР при плохом менеджменте обычно приводит к безответственному отношению к научно-изобретательской деятельности на грани имитации активного творчества. Именно это и происходит сегодня во многих НИИ, где финансируются не столько компетентные, способные и талантливые изобретатели и ученые, сколько "удобные" люди.
А талантливые и способные изобретатели вынуждены переходить на самоокупаемость и самообеспечение, либо уходить в другие организации с лучшими условиями финансирования разработок, либо создавать свое предприятие, используя при этом институтскую базу и некоторые материально-технические блага НИИ, в штате которого они числятся. Так, сидя, что называется, на двух стульях, они оформляют изобретения, ноу-хау и другие РИД в основном на свои предприятия и на себя. Туда же со временем ими списывается измерительная техника, испытательное оборудование и стенды.
Пользы от такого изобретательства государству немного, ввиду того что никто не собирается финансировать подобные малые предприятия самоорганизованных изобретателей. Бессмысленным остается и финансирование НИИ, находящихся в отраслевой системе весьма капиталоемких проектов и технологий, саморазрушение которых в том числе происходит из-за некомпетентности их менеджеров.
Поэтому успешное финансирование изобретательской деятельности возможно лишь при возникновении следующих событий:
1. При создании отраслевых и региональных центров поддержки изобретательской деятельности и выделении в таком локальном изобретательском сообществе талантливых и перспективных изобретателей. Необходимо собирать изобретателей, их интегрировать по отраслям и научным дисциплинам, а также ранжировать по их интеллектуальному капиталу. Поэтапно такие центры необходимо создавать во всех регионах и отраслях экономики. Также изобретателей обязательно следует оценивать по критериям состоятельности [1].
2. В рамках таких центров необходимо обеспечить организацию проектов и проектного финансирования под состоятельные идеи талантливых изобретателей и ученых. Все несостоятельные деятели могут находиться и действовать в составе команд, возглавляемых состоятельными изобретателями, учеными и инновационными менеджерами с техническим образованием и богатым инновационным опытом.
3. В рамках таких центров, технопарков необходимо формирование инфраструктуры сопутствующих юридических, оценочных, аудиторских и других услуг для реализации проектов в рамках проектного финансирования.
4. Для этих центров необходимо создание льготных условий для реализации идей и проектов талантливых изобретателей и ученых. Эти льготы должны быть не только экономические, но и материально-технические, информационные, энергетические, транспортные, а также в форме морального поощрения [2].
5. Финансирование услуг по обеспечению проектов может быть отложенным с гарантированными выплатами на основе паспорта творческого участия.
6. Оказанием услуг в таких центрах могут заниматься в том числе студенты, аспиранты и волонтеры из числа молодежи, стремящейся к участию в будущих проектах.
Модель такого центра представлена на рисунке 1. Его основной задачей является поиск изобретателей, их системное использование в рамках изобретательского сообщества. Эту работу должны организовать и проводить опытные управленцы, давно работающие в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Руководители центра должны вместе со своими региональными или отраслевыми заказчиками выявлять проблемы, формировать команды специалистов, ставить задачи для мозгового штурма, находить и проверять эффективные решения, патентовать их и передавать результаты решений для использования их в инновационной деятельности промышленных предприятий.
/----------------------\
| Финансирование |
| деятельности Центр |
\----------------------/
|
|
/-------------\ /------------------\ -----------------------------\
| Заказчики |-----| Центр | | Научно-технические |
|создания РИД | | изобретательской | |исследовательские Центры|
| по темам |-----| деятельности |-----\------------------------/
\-------------/ \------------------/
| /------------------------\
| | Испытательные |
| | | лаборатории |
| \------------------------/
/------------------/-----------\
| Патентные| | РОСПАТЕНТ |
| услуги | | |
\----------/ ------------------/
Рис. 1. Модель специализированного отраслевого или регионального центра изобретательства, финансируемого из бюджета отрасли, региона, либо частным инвестором
Однако такой центр не сможет эффективно работать, если не будет создана соответствующая инфраструктура, обслуживающая и стимулирующая изобретательскую деятельность в отраслях и регионах.
Крайне важно, чтобы изобретатели без особых хлопот могли бы организовывать и проводить эксперименты и получать точно измеренные результаты в рамках своих опытов.
Модель такой системы стимулирования творческой, и особенно изобретательской, деятельности (рисунок 2) на уровне отрасли, региона и государства неоднократно была представлена вниманию специалистов различных госорганов специалистами СОИС.
Модель, представленная на рисунке 2, является универсальной для развития изобретательства, как на уровне государства, так и на уровне отраслей и регионов. Истоком для будущих изобретений здесь должны быть РИД академических институтов, выявленные в виде новых, ранее не известных природных эффектов. Эти РИД изобретатели должны превращать в изобретения, патенты, ноу-хау и далее в новейшие технологии. Управленцы и маркетологи должны искать и разрабатывать новые ниши для их практической реализации.
Измерять результаты функционирования всей системы изобретательства в отраслях, регионах и на госуровне разумнее и эффективнее по конечным показателям, т.е. по количеству вновь созданных рабочих мест, по количеству вновь созданных товаров и услуг и по количеству реально разрешенных региональных экологических проблем.
Примечание. Бюджетное финансирование НИОКР на государственном уровне более целесообразно распределять с учетом результативности созданных и реализованных патентов в рамках российской экономики. Критериями оценки должны быть вновь созданные на основе патентов рабочие места, товары и услуги.
Эти показатели могли бы экспертным путем ежегодно определять ученые и специалисты региональных вузов и отраслевых институтов. Именно на основе данной статистики должны, в конце концов, распределяться бюджетные средства, идущие на финансирование НИОКР и изобретательской деятельности.
Такая система стимулирования изобретательства через финансирование НИОКР была бы наиболее справедливой для всех ученых и разработчиков Российской Федерации. Здесь исключается как уравниловка, так и коррупционные схемы распределения финансирования [3]. Ценность данной системы также состоит в том, что она полностью соответствует новым тенденциям цифровизации экономики. Все показатели регулирования отношений в данной системе, выраженные посредством цифр, обеспечивают максимальную прозрачность денежных потоков, складывающихся в лицензионных и во внелицензионных отношениях.
Для большей ясности предлагаемые модели стимулирования и механизмы финансирования изобретательской деятельности следовало бы более подробно обсудить. На основе предложений автора необходимо осуществить разработку и подготовить проект данной системы стимулирования изобретательства в контексте всей творческой деятельности российских ученых, изобретателей и инноваторов.
Литература:
1. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Интеллектуальные активы малого и среднего бизнеса: классификация, система охраны и коммерциализация / ТПП РФ, Комитет по ИС [Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов]. - М.: Офсет-Принт, 2011.
2. Леонтьева В.Б. Системная организация управления стоимостью инновационно ориентированной компании: Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. - М.: ФГОБУ ВО "Финансовый университет", 2015.
3. Леонтьева В.Б. Интеллектуальная собственность - источник, вектор и система формирования стоимости в экономике // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2014. - N 10. - С. 68-76.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Леонтьева В. Основные механизмы финансирования изобретательской деятельности
В статье к.э.н. В.Б. Леонтьевой, заместителя генерального директора ООО "СОИС", представлена система стимулирования изобретательской деятельности на отраслевом, региональном и государственном уровне.
Ключевые слова: государство, бизнес, изобретательство, инновации, интеллектуальная собственность, инновационная система, научное открытие, развитие, управление, экономика.
The publication by V. Leontyeva (Ph. D. in Economics), deputy general director of SOIS company, presents a system for stimulation of inventive activities across sectors and regions as well as on the national government level.
Keywords: state, business, invention activity, innovation, intellectual property, innovation system, scientific discovery, development, management, economy.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.