Нужно ли отменить дополнительный отпуск (3 дня) директору компании, если он работает по трудовому договору только 4 часа в день (при этом, в уставе компании прописано, что директор - единоличный исполнительный орган работает в режиме ненормированного рабочего дня)? Этот вопрос можно рассмотреть шире, распространяя на группы работников-совместителей. По сути, в свете законодательной нормы, они не могут работать более 4-х часов в день, а значит к ним, согласно ч. 2 ст. 101 ТК РФ, не может быть применён режим ненормированного рабочего дня. Однако 4 часа работы в день, на мой взгляд, не может рассматриваться как установление режима неполного рабочего времени по соглашению сторон, так как это правовая норма трудового законодательства. То есть, для этой декретированной группы 4 часа в день и есть норма полного (возможного и максимально разрешённого) рабочего времени. Отсюда напрашивается вывод, что законодатель безосновательно ограничил работодателя в праве использовать труд вышеуказанных мною категорий работников в режиме ненормированного рабочего дня, заставляя увеличить свои расходы на содержание персонала в части оплаты их сверхурочной работы. При этом, на мой взгляд, законодателем создана ещё и правовая коллизия, то есть в режиме ненормированности можно работать неполную неделю с полным рабочими днями, а с неполными рабочими днями нельзя. Какой в этом смысл, если продолжительность еженедельной работы всё равно будет менее 40 часов, то есть нормальной? Таким образом, введение в ТК РФ ч. 2 ст. 101 является законотворчеством ради законотворчества, а не проявлением интереса к сторонам трудового договора.
Поскольку директор компании работает на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день), ему нельзя установить ненормированный рабочий день. Следовательно, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день директору компании не полагается.
По общему правилу продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Поэтому если продолжительность рабочего времени совместителю определена в соответствии с указанным положением, то ему не может быть установлен ненормированный рабочий день.
Данный ресурс создан для оперативного консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. За консультацией по вопросу обоснованности введения законодателем указанного нормы рекомендуем обратиться в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16 вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.