Многотарифный ОПУ электроэнергии: расчеты с РСО
Е.В. Емельянова,
редактор журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 29-34.
Вопрос о том, как определить стоимость электроэнергии, поставленной в МКД, если ОПУ ведет измерение объема ресурса дифференцированно по времени суток, всегда был спорным. Проблема была в том, что далеко не все ИПУ в помещениях дома имели аналогичные функциональные возможности. Из-за того, что в доме был установлен, к примеру, двухтарифный ОПУ, а в некоторых помещениях были смонтированы однотарифные ИПУ или индивидуальные счетчики вовсе отсутствовали, управляющий МКД мог получать определенную выгоду (при условии, что с РСО расчеты велись на основании ОПУ по тарифам, дифференцированным по времени суток). Что изменилось с 2017 года?
До 2017 года пп. "г" п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения звучал так: стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам (ценам), дифференцированным по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, если ОПУ в МКД, а также ИПУ в МКД (в случае, предусмотренном пп. "д" п. 21 правил, здесь речь идет о случае, когда дом не оборудован ОПУ) позволяют осуществлять такого рода дифференцированные измерения объема коммунального ресурса. Иначе говоря, если дом оснащен многотарифным ОПУ, управляющий МКД ведет расчеты с РСО за объем, поставленный в дом, по дифференцированным тарифам. Наличие или отсутствие в помещениях дома многотарифных ИПУ в этом вопросе ни на что не влияет.
Начиная с 2017 года в Правила заключения договоров ресурсоснабжения внесены изменения в связи с введением понятия коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества (КР на СОИ). Новшества появились и в пп. "г" п. 22.
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам (ценам), дифференцированным по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, если индивидуальный прибор учета в жилом доме, а также комнатный прибор учета электрической энергии, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета в многоквартирном доме (в случае, предусмотренном пп. "д" п. 21 настоящих правил) позволяют осуществлять такого рода дифференцированные измерения объема коммунального ресурса, потребляемого в помещениях, а также потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме в случае, если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. В иных случаях стоимость объема коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается по тарифам (ценам) без учета указанной дифференциации, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Если структурировать данную норму, получается, что по дифференцированным тарифам рассчитываются:
- стоимость коммунального ресурса, потребляемого в помещениях (при отсутствии в доме ОПУ и при условии, что помещения оснащены соответствующими ИПУ);
- стоимость коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества в МКД (при условии, что ОПУ в доме и все ИПУ во всех помещениях имеют одинаковые функциональные возможности. Если такие возможности разные, применяется одноставочный тариф).
Обратите внимание, что здесь не сказано прямо, как определять стоимость коммунального ресурса, поставленного в МКД, оснащенный ОПУ, в целом.
Начиная с 2017 года возможно заключение двух категорий договоров ресурсоснабжения:
- договор ресурсоснабжения, заключенный в целях предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества, в том смысле, в каком он существовал и раньше (предмет - поставка коммунального ресурса в точке поставки, объем ресурса определяется согласно п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Причем в силу пп. "г" п. 21 в совокупном объеме ресурса, поставляемого в МКД, выделяется объем ресурса, потребленного при содержании общего имущества в доме);
- договор ресурсоснабжения, заключенный в целях содержания общего имущества (предмет - поставка коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, объем ресурса определяется на основании п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Значит, если между УК и РСО заключен "усеченный" договор (в целях содержания общего имущества), к объему ресурса, потребленного при содержании (использовании) общего имущества, применяется дифференцированный по времени суток тариф только в ситуации, когда ОПУ и все ИПУ имеют одинаковые функциональные возможности. Если МКД оснащен трехтарифным ОПУ, а в некоторых помещениях установлены двухтарифные ИПУ или вовсе не смонтированы индивидуальные счетчики, стоимость ресурса определяется по тарифу без учета дифференциации (по так называемому одноставочному тарифу). Аналогичные правила определения применяемого тарифа действуют при расчете платы за КР на СОИ для потребителей.
Если же между УК и РСО заключен полноценный договор и дом оборудован многотарифным ОПУ, есть мнение, что стоимость ресурса должна определяться с учетом дифференцированных тарифов, применяемых ко всему объему поставки ресурса в дом. Прямо об этом в Правилах заключения договоров ресурсоснабжения не сказано, можно привести следующие обоснования:
- по такому договору не определяется стоимость ресурса, потребленного при содержании общего имущества, поскольку УК приобретает ресурс, необходимый как для содержания общего имущества, так и для предоставления коммунальных услуг. Объем обязательств УК - это ресурс, поставленный в дом в целом. Поскольку его можно измерить дифференцированно по зонам суток, должны быть применены соответствующие тарифы;
- Правила заключения договоров ресурсоснабжения требуют выделения в совокупном объеме ресурса, поставляемого в дом, объема ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги в помещениях, дифференцированного по зонам суток, если дом не оснащен ОПУ (пп. "д" п. 21). В доме, в котором есть ОПУ, такие объемы ресурса не обособляются.
Вместе с тем на практике находит поддержку такой подход: положения жилищного законодательства исключают возложение на УК - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя УК. Недавно он был вновь поставлен во главу угла в споре о порядке оплаты горячей воды по двухкомпонентным тарифам в Определении ВС РФ от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016.
Каким образом с 2017 года потребители оплачивают коммунальные ресурсы при наличии ИПУ и ОПУ, позволяющих измерять объем ресурса дифференцированно по времени суток?
Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением дифференцированных тарифов, если у потребителя установлен ИПУ, позволяющий определить объемы потребленных ресурсов дифференцированно.
В случае, когда ОПУ и все ИПУ имеют одинаковые функциональные возможности, объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, определяются раздельно по каждому времени суток, и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями. В иных случаях объем коммунальной услуги на ОДН определяется и распределяется между потребителями без учета дифференциации, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг).
Рассмотрим объем обязательств потребителей перед исполнителем при разных вариантах построения взаимоотношений, при условии что дом оснащен трехтарифным ОПУ электроэнергии, а в помещениях установлены двух- и трехтарифные ИПУ.
Вариант организации предоставления коммунальных услуг | Плата за коммунальные услуги в помещениях | Платеж за КР на СОИ (коммунальные услуги на ОДН) |
Непосредственное управление | Исполнитель коммунальных услуг - РСО | |
Плата исчисляется для каждого потребителя в соответствии с функциональными особенностями прибора учета | Плата за коммунальную услугу на ОДН исчисляется без дифференциации в пределах норматива потребления КР на СОИ (при условии, что собственники не приняли решение о распределении сверхнормативного объема потребления) | |
Домом управляет УК, у собственников помещений сложились прямые договорные отношения с РСО (случаи перечислены в п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения) | Исполнитель коммунальных услуг - РСО. Плата исчисляется для каждого потребителя в соответствии с функциональными особенностями прибора учета | Плата за КР на СОИ исчисляется исходя из норматива потребления и тарифа без учета дифференциации по зонам суток |
Домом управляет УК | Исполнитель коммунальных услуг - УК. Плата исчисляется для каждого потребителя в соответствии с функциональными особенностями прибора учета | Плата за КР на СОИ исчисляется исходя из норматива потребления и тарифа без учета дифференциации по зонам суток |
Учитывая, что при любом варианте плата за коммунальную услугу в помещении исчисляется с учетом дифференцированных тарифов исходя из функциональных возможностей ИПУ, применение принципа тождества обязательств потребителей перед УК и обязательств УК перед РСО означает, что платеж УК за весь объем ресурса, поставленного в дом, не должен превышать суммарный платеж потребителей, в том числе за услуги, предоставленные в помещении (исключение - сверхнормативный объем КР на СОИ, обязанность оплачивать который установлена прямым предписанием закона).
Иначе говоря, при наличии в МКД трехтарифного ОПУ у РСО нет законных оснований рассчитывать платеж УК исходя из одноставочного тарифа, применяя его ко всему объему потребления коммунального ресурса (и в помещениях, и на содержание общего имущества). Одноставочный тариф может быть применен только к коммунальному ресурсу, потребленному в целях использования общего имущества (как в пределах норматива потребления, так и сверх него).
* * *
С 2017 года из пп. "г" п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения было исключено прямое указание о том, что стоимость коммунального ресурса, поставленного в МКД, рассчитывается по дифференцированным тарифам, если вести такой дифференцированный учет позволяет установленный в доме ОПУ. Одновременно появилось указание, что если ОПУ и ИПУ имеют различные функциональные возможности по дифференцированному учету ресурса, то стоимость коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, рассчитывается по одноставочному тарифу (если иное не предусмотрено договором).
Данные обстоятельства стали поводом для того, чтобы при расчетах с УК РСО вообще стали игнорировать дифференцированный учет ресурса в домах, где ОПУ и ИПУ имели различные функциональные возможности. Это проявилось в ситуациях, где собственники оплачивают коммунальные услуги напрямую РСО.
Разница между стоимостью ресурса, потребленного в помещениях, исчисленной по дифференцированным тарифам (предъявлена к оплате собственникам помещений), и стоимостью того же объема ресурса, исчисленной по одноставочному тарифу (предъявлена к оплате УК), стала причиной возникновения дополнительных убытков УК.
У УК есть основания оспорить взыскание такой разницы. Опираться при этом следует на принцип тождества обязательств потребителей и УК, который находит поддержку у судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"