Прием на работу граждан из стран ЕАЭС
Е.А. Орлова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 43-50.
Многие организации принимают на работу не только российских граждан, но и граждан государств ЕАЭС. В связи с этим у кадрового работника, оформляющего прием, и бухгалтера, начисляющего заработную плату и уплачивающего налоги, возникает множество вопросов. В статье рассмотрим особенности приема таких лиц на работу и порядок обложения начисленной заработной платы НДФЛ и страховыми взносами.
Участники Евразийского экономического союза
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), действует с 1 января 2015 года. Его ратифицировали Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия и Армения.
Присоединение к ЕАЭС | Страна | Нормативный документ |
С 1 января 2015 года | Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан | Договор о Евразийском экономическом союзе |
Со 2 января 2015 года | Республика Армения | Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Минске 10.10.2014 |
С 12 августа 2015 года | Кыргызская Республика | Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Москве 23.12.2014 |
При приеме на работу граждан из этих государств необходимо руководствоваться Договором о ЕАЭС, который регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.
Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС, не требуется получать от государственных органов РФ какие-либо разрешения или патенты. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
Для заключения трудового договора иностранец должен представить работодателю документы, предусмотренные ТК РФ (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Документы при приеме на работу
Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от перечня документов, подаваемых российскими гражданами. Статьей 65 ТК РФ установлен обязательный минимум документов, которые должен подать соискатель при приеме на работу.
К таким документам относятся:
паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
трудовая книжка;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Он обязателен, если к специалисту, занимающему должность, предъявляются такие требования. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности это документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности;
справка о наличии или отсутствии судимости или уголовного преследования. Этот документ обязателен, только когда нельзя допускать к работе осужденных и подозреваемых в преступлениях. Это прямо установлено законами. Например, такое условие предусмотрено для педагогов.
Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, при приеме на работу иностранцев не нужно. Согласно ст. 327.3 ТК РФ при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Кроме документов, обозначенных в ст. 65 ТК РФ, иностранный гражданин предъявляет работодателю дополнительные документы. К таким документам относятся:
разрешение на временное проживание в РФ - при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином;
вид на жительство - при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином;
полис добровольного медицинского страхования. Граждане Армении, Казахстана и Киргизии со статусом временно пребывающих в РФ при трудоустройстве должны представить полис ДМС. Исключение составляют случаи, когда работодатель сам заключает договор о предоставлении такому сотруднику платных медицинских услуг (ст. 327.3 ТК РФ). Застрахованным в системе обязательного медицинского страхования он признается только после заключения трудового договора (Письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823).
Реквизиты полиса ДМС или договора работодателя с медорганизацией нужно вписать в трудовой договор с иностранным сотрудником. Такой порядок предусмотрен ст. 327.2 ТК РФ.
Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), застрахованы. Поэтому они вправе получить полис обязательного медицинского страхования. Сделать они это могут, самостоятельно обратившись в страховую медицинскую организацию (ст. 10, 46 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Порядок ведения трудовой книжки
Согласно ст. 66 ТК РФ на территории РФ применяются трудовые книжки только установленного образца. К ним относятся:
- трудовая книжка образца 1973 года, введенная Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656;
- трудовая книжка образца 2003 года, введенная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
Поскольку государства ЕАЭС - это республики бывшего СССР, надо иметь в виду следующее:
- если иностранец предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, в нее вносится запись о приеме на работу;
- если он предъявляет иную трудовую книжку, организация обязана завести ему новую трудовую книжку российского образца. При этом никакие записи об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовой книжке российского образца не производятся.
Такие разъяснения приведены в письмах Роструда от 20.01.2014 N ПГ/13372-6-1 и от 15.06.2005 N 908-6-1.
Уведомление ФМС
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организация, принимая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в безвизовом режиме, обязана уведомить орган ФМС о том, что с таким иностранцем заключен трудовой или гражданско-правовой договор, а также о том, что данный договор прекращен. На это дается три рабочих дня с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147. Уведомление можно подать как в бумажном, так и в электронном виде.
В отношении сотрудников из Республики Беларусь общий порядок привлечения к труду и использования иностранной рабочей силы не применяется. Это установлено п. 1 Решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22.06.1996 N 4. Поэтому есть мнение, что уведомлять ФМС о приеме на работу граждан Республики Беларусь не нужно. Однако в Письме УФМС по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н изложена обратная позиция.
Порядок исчисления НДФЛ
Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доходы граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности в РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% независимо от наличия статуса налогового резидента РФ. Облагать доходы работников-иностранцев НДФЛ по ставке 13% следует с первого дня их работы на территории РФ. Об этом напомнила ФНС в Письме от 15.03.2016 N БС-4-11/4273@.
Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли пересчитывать НДФЛ по окончании налогового периода, если сотрудники-иностранцы не приобрели статус налогового резидента?
Однозначного ответа на него нет. Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в письмах от 14.07.2016 N 03-04-06/41639, от 10.06.2016 N 03-04-06/34256, по итогам налогового периода необходимо проверять статус налогового резидента таких работников. Если сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, необходимо пересчитать по ставке НДФЛ 30%.
В то же время ФНС в Письме от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@ высказала иное мнение: положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств - членов ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, установленным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами первого государства.
Поэтому принять решение о перерасчете НДФЛ или отказе от перерасчета налога в этой ситуации организации придется самостоятельно.
Также часто возникает вопрос о применении стандартных вычетов по НДФЛ такими работниками. Несмотря на то, что доходы иностранцев из стран ЕАЭС облагаются НДФЛ тоже по ставке 13%, налоговыми резидентами РФ они не являются, поскольку Договор о ЕАЭС регулирует только вопрос о применении налоговой ставки. Для доходов, в отношении которых установлена налоговая ставка 13%, применяются стандартные налоговые вычеты согласно п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ. Иными словами, вычеты предусмотрены только для резидентов РФ, поэтому стандартные вычеты по НДФЛ предоставляются иностранцам из ЕАЭС лишь с месяца получения ими статуса резидента РФ, а не с месяца трудоустройства.
Социальное и медицинское обеспечение
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работников из государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Это установлено п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС.
Поэтому они имеют в данной сфере те же права, что и другие работники, в том числе право на получение:
пособия по временной нетрудоспособности (независимо от периода уплаты за них страховых взносов);
пособия по беременности и родам;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении ребенка;
пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособия на погребение.
Поэтому с выплат таким работникам нужно уплачивать взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по тем же тарифам, что и с выплат работникам-россиянам. Об этом напомнила ФНС в Письме от 14.02.2017 N БС-4-11/2686.
Согласно ст. 425 НК РФ в 2017 году применяются следующие тарифы страховых взносов:
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%. На 2017 год Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 125 такая предельная величина установлена в размере 755 000 руб.;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
В отношении начисления страховых взносов на выплаты высококвалифицированным специалистам отметим следующее. Не нужно начислять страховые взносы, если работники имеют статус временно пребывающих в РФ. Если же иностранные специалисты постоянно или временно проживают на территории РФ, взносы надо начислять в обычном порядке.
Начисление взносов на случай травматизма и профессиональных заболеваний не зависит от места жительства иностранца. Если с иностранным гражданином (в том числе с высококвалифицированным специалистом) заключен трудовой договор, страхователь обязан уплачивать взносы на травматизм. Это следует из п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В 2017 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Пунктом 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся из государств ЕАЭС и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором, заключенным между государствами - членами ЕАЭС. Вместе с тем специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств - членов ЕАЭС, Договор о ЕАЭС не содержит. Поэтому в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов согласно Федеральному закону N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ. Поэтому с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями гл. 34 НК РФ.
В силу ст. 425 НК РФ в 2017 году применяются следующие тарифы страховых взносов:
- в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.
На 2017 год Постановлением Правительства РФ N 125 предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена в размере 876 000 руб.
В отношении уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование с доходов высококвалифицированных специалистов отметим следующее. Если специалист является постоянно проживающим в РФ, он признается застрахованным в целях обязательного пенсионного страхования и на выплаты ему нужно начислять страховые взносы в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ). Если же речь идет о выплатах в пользу иностранного высококвалифицированного специалиста, временно пребывающего в РФ, страховые взносы в ПФР не начисляются.
Статус иностранца | Взносы в ПФР, % | Взносы в ФСС, % | Взносы в ФФОМС, % | |
В рамках установленной предельной величины | Свыше установленной предельной величины | |||
Постоянно проживающие в РФ (не высококвалифицированные специалисты) | 22 | 10 | 2,9 | 5,1 |
Временно проживающие в РФ (не высококвалифицированные специалисты) | 22 | 10 | 2,9 | 5,1 |
Временно пребывающие в РФ (не высококвалифицированные специалисты) | 22 | 10 | 2,9 | 5,1 |
Постоянно проживающие в РФ (высококвалифицированные специалисты) | 22 | 10 | 2,9 | 5,1 |
Временно проживающие в РФ (высококвалифицированные специалисты) | 22 | 10 | 2,9 | 5,1 |
Временно пребывающие в РФ (высококвалифицированные специалисты) | 0 | 0 | 0 | 0 |
* * *
Несмотря на то, что во многом правила трудоустройства и уплаты налогов и взносов при приеме на работу граждан из стран ЕАЭС идентичны правилам, установленным в отношении российских граждан, есть некоторые нюансы. Работодателям придется взаимодействовать с ФМС, внимательно отнестись к ведению трудовых книжек, решить спорный вопрос удержания НДФЛ (по ставке 13 или 30%), начислять страховые взносы с учетом квалификации сотрудников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"