Методы обмана в ЖКХ
Н. Пластинина
Журнал "Жилищное право", N 12, декабрь 2017 г., с. 47-61.
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. А сколько таких способов знают управляющие компании в сфере ЖКХ?
В добротном доме с очень толстыми стенами, хорошо держащими тепло, несколько лет назад поставили общедомовые счётчики теплоэнергии. На удивление платежи ежемесячно становились только больше. "Ну не может утеплённая пятиэтажка потреблять половину нормы завода!" - подумал один из жильцов, имеющий профессиональное образование в области инженерии, и решил спуститься в подвал. После осмотра подвального "хозяйства" труб, отказа жильцов на общем собрании платить управляющей компании за тепло и начала судебного процесса выяснилось, что пять домов с собственными счётчиками были подключены по одной общей трубе (вместо индивидуальных). И главное, коммунальщики в эту сеть подключили близстоящую огромную девятиэтажку! После точных расчётов выяснилось, что и индикаторы, выдающие информацию на счётчики (давление, плотность, температуру и т.д.) в подвальных трубах, вообще были установлены на улице! Выше нормы были и технические потери тепла из труб. В итоге выяснилось, что благодаря нехитрой схеме коммунальщиков жильцы дома вместо 2 млн. рублей заплатили 6 млн. - в 3 раза больше! В соответствии с состоявшимся решением суда теперь жильцы дома (временно - Прим. автора) не платят за отопление - уже переплатили в 3 раза*(1)!
В связи с изложенным реальным фактом интересно было бы узнать, какие ещё методы обмана применяются в сфере ЖКХ.
При изучении различных уже кем-то когда-то выявленных схем обмана в сфере ЖКХ и начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию жилья (далее употребляется в общем значении жилищно-коммунальных услуг) в голову сразу приходит ассоциация с игрой в напёрстки.
Напёрстки - азартная игра, в которой участвуют два человека: ведущий и игрок. Игроку предлагается угадать, под каким из трёх перемешанных напёрстков находится шарик. В подавляющем большинстве данная игра представляет собой один из видов мошенничества, целью которого является "раскручивание" игрока на игру с его обязательным проигрышем в итоге.
Все нижеприведённые способы обмана жильцов - потребителей жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), построены на "прятках" цены, расчёта и перемешивании с другими значениями в структуре платы. Итогом всегда становится начисление излишней платы.
1. Тарифы на основании фальшивых собраний собственников
Схема выглядит следующим образом: на основании якобы состоявшегося собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме жильцы принимают решение заключить договор управления с конкретной компанией "на условиях, оговорённых в договоре". Именно в этом договоре управления, впоследствии предъявляемом правоохранительным и иным контролирующим органам (на случай проверки), фигурирует... новая цена услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется собственниками помещений в жилом доме в соответствии с пп. 7-8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), за исключением случаев, перечисленных в п. 3 той же статьи.
Так, например, согласно условиям договора плата за содержание жилья может "вырасти" аж в три раза! Например, до заключения договора она составляла 8,9 руб. с 1 кв. м, а после заключения договора - 23,91 руб. с 1 кв. м жилья.
Доказать, что собрания на самом деле не было, непросто. Многие дела "пробуксовывали" в правоохранительных органах, а суды считали недоказанным жильцами - истцами факт того, что собрания не было и договор управления заключён без каких бы то ни было оснований. В качестве примера крупнейшей аферы с подобным способом обмана в сфере ЖКХ - мошенничество АТСЖ Ленинского района г. Саратова на 315 млн. рублей*(2):
По информации Генпрокуратуры РФ, с августа 2015 г. по декабрь 2016 г. работники управляющей компании сфальсифицировали итоги общих заочных собраний жильцов 325 обслуживаемых домов. "С помощью этого они завысили тарифы по статье расходов "Содержание жилья", после чего путём рассылки извещений на оплату коммунальных услуг неправомерно осуществили начисление и сбор денежных средств с граждан", - пояснили в ведомстве. Прокуроры выяснили, что граждане перечислили в АТСЖ более 315 млн. рублей. Деньги были переправлены на счета аффилированных организаций под видом оплаты аренды имущества и выплаты зарплаты.
Итог схемы: за счёт повышения тарифа "за содержание жилья" повышается общая собираемость денежных средств с собственников жилья. А "маржа" различными способами оказывается в кармане заинтересованных высокопоставленных лиц управляющей компании (далее - УК), а иногда - и иных органов в сфере ЖКХ. Пожалуй, это самый быстрый и простой способ безосновательного увеличения стоимости ЖКУ без сложных инженерных изысканий.
2. "Голый" договор управления
Данный способ обмана граждан - тоже юридически формальный. То есть осуществлённый с помощью "мысли и пера", не предполагающий сложной схемы. Практически он на виду у всех заинтересовавшихся составом и условиями договора лиц.
Управляющая организация берёт на себя обязанность организовать функционирование и обслуживание жилого дома: вывозить мусор, обследовать чердаки и подвалы, следить за состоянием и работоспособностью внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования и т.д., то есть содержать общее имущество многоквартирного дома. Перечень предъявляемых требований к содержанию общего имущества дома установлен "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Однако при изучении проекта договора управления, который потенциальная УК, претендующая на заключение с ней договора управления, предоставляет жильцам на общем собрании собственников, с удивлением можно обнаружить, что в обязанности УК включено всего несколько положений из указанных требований. Это может означать только одно: выполнять все остальные работы она на себя обязанности не берёт. А раз не берёт, значит, и требовать с неё их выполнения нет оснований. Всё это способно привести к одному из следующих печальных результатов:
- вырастает риск аварии с общедомовым имуществом,
- общедомовое имущество вскоре обветшает и потребует ремонта ранее истечения положенного срока эксплуатации,
- если деньги на ремонт не будут заложены в соответствующей программе, жильцам придётся либо осуществлять ремонт за свой счёт (уже сейчас или в ближайшем будущем), либо ожидать включения дома в программу ремонта, а пока жить с коротящимися проводами и худыми трубами.
А пока не обслуживаемое должным образом имущество приходит в упадок, каждый собственник отчисляет в составе платежей плату за "содержание жилья", которое на самом деле особо никто и не содержит. То есть платит "за воздух".
Итог схемы: собственники жилья долгое время платят вообще ни за что, хоть и по правильно утверждённым тарифам. Согласно договору управления управляющая организация вроде бы и не должна выполнять большинство столь нужных действий по содержанию общедомового имущества. Что она и делает. То есть не делает.
3. Платим... за светофор, магазин и пивнушку
Пожалуй, это самая сложная из всех имеющихся схем обмана по расчётам за ЖКУ и аналогична той, что выявил инженер-проектировщик Юрий Мащенко (приведена в начале статьи). При этом не всегда неправильная схема подключения, неправильное место установки индикаторов и прочие погрешности в установке и монтаже инженерного оборудования произведены специально для обмана собственников, оплачивающих ЖКУ. Встречаются и просто случаи инженерной безграмотности и российской безалаберности.
В практике то и дело всплывают случаи оплаты ЖКУ (в основном речь идёт о плате за электроэнергию на общедомовые нужды), потреблённых другим домом (как в случае с Юрием Мащенко), близрасположенным светофором*(3) или даже несколькими светофорами, как это произошло в Чебоксарах*(4), или за кафе на первом этаже многоэтажки*(5).
Собственники квартир при резком повышении платы ЖКУ за общедомовые нужды, как правило, сразу подозревают, что дело нечисто. И кто-то очень мощный просто подключился к их электросетям (или иным инженерным сетям). Однако доказать это самим им удаётся чрезвычайно редко и далеко не сразу. Без помощи контролирующих органов и экспертиз, как правило, не обойтись. Иногда даже и добиваться правды бывает некому. Так, например, едва сданный новый дом выставляет жильцам платёжки с общедомовым потреблением электроэнергии в приличном диапазоне, но при этом заселено лишь 10% дома, лифт не работает, и света на площадках нет. Не дело ли всё в фонарях, освещающих соседнюю стройку мощными прожекторами?
Таким образом, не всегда стоимость этих ЖКУ оседает в карманах представителей УК. Хотя иногда, пользуясь неправильной разводкой и незаконными подключениями, кафе и магазины всё-таки компенсируют потребляемые ресурсы УК, но жители об этом не знают и тоже платят за эти же ресурсы. Повторную же оплату УК прибирает к рукам.
Итог схемы: с помощью неправильных инженерных решений излишне потребляемый сторонними организациями ресурс возлагается к оплате на собственников дома, к которому подключены незаконные абоненты, но с абонентов также берётся возмещение платы. Из задвоенной суммы одинарный размер платы остаётся в УК. Неправильную разводку, неправильное подключение выявить может только специалист. Учитывая, что таких немного, да ещё и среди активных собственников конкретного дома, УК практически можно не опасаться выявления схемы обмана жильцов. А в случае выявления просчитать переплату практически невозможно. А если возможно в судебном порядке, то в соответствии с законом не более чем за последние три года. Что это по сравнению с полученными УК доходами...
4. Выставляем по нормативу, а указываем, как по счётчику
Согласно п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством РФ.
"При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер расходов граждан <...> на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов..." (п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).
Рассматриваемая схема обмана граждан опять же касается общедомового потребления электроэнергии, воды и тепла. Схема такова: в доме установлены общедомовые счётчики. И ресурсоснабжающей организации УК платит ровно по счётчикам. Однако жильцам выставляют плату по нормативу потребления. Как известно, нормативы установлены намного выше фактически возможных объёмов потребления коммунальных ресурсов. Соответственно, разница между полученной платой и реально оплаченной ресурсоснабжающей организации оседает у управляющей компании. Никакого перерасчёта УК не производит.
Схема очень популярна в отопительный сезон в отношении теплоресурсов. Вскрыть схему удаётся только очень любопытным и внимательным жильцам. Так, например, свободного доступа к местам установки счётчиков у жильцов дома, конечно же, нет. И знать о том, имеются они и исправны ли, они, скорее всего, не будут. Однако из отчётов управляющей компании можно понять, на что и когда были потрачены собираемые средства. Например, на приобретение и установку общедомовых счётчиков. И тогда становится очевидным несоответствие учёта потребления и выставляемой жильцам платы за ЖКУ.
Итог схемы: непродолжительный период управляющей компании удаётся собирать "лишние" деньги за непотреблённые ресурсы с собственников жилья в доме, расчёт за которые был выставлен не по общедомовым счётчикам, а по нормативу. Схема ненадёжна высокой вероятностью её быстрого раскрытия (в том числе с помощью контролирующих органов) и, возможно, предписанием о перерасчёте.
5. Ах эта смета!...
Ох, уж где можно разгуляться - так это при составлении сметы на капремонт!
Как известно, уже несколько лет собственники жилых помещений отчисляют взносы на капремонт. И каждый дом, в конце концов, планируется на эти взносы отремонтировать: и крышу перепокрыть, и подъезды побелить-покрасить, и лифты заменить. Однако сколько реально это стоит? Вряд ли простой обыватель это знает. На этом и построен расчёт.
Смета на проведение каких-либо ремонтных работ на бумаге содержит весомые цифры, предполагающие, как минимум, качественный ремонт из прочных и дорогостоящих материалов. На деле же и стоимость работ чрезмерно завышена, да и материалы используются самые дешёвые. Разница в цене присваивается руководством УК через различные схемы оплаты подрядчикам и субподрядчикам. При подобной схеме страдает не только качество ремонта, но и необоснованно уменьшается сумма аккумулированных взносов граждан на капремонт. Доказать несоответствие качества и стоимости работ по смете подрядчика не сложно при помощи строительной экспертизы. Только вот заниматься этим из УК никто не будет, а простым жильцам - гражданам это и физически, и документально юридически недоступно. Взыскивать ущерб по гарантии, данной на эти работы и материалы, УК также с подрядчиков никогда не будет, ибо это не в её реальных интересах.
Итог схемы: имеются вполне документально обоснованные траты за некачественный, дешёвый и недолговечный ремонт, списываемые по фальшивым сметам из состава аккумулированных взносов собственников на капремонт. Данные завышенные траты взыскать обратно практически невозможно из-за отсутствия интереса и инициативы УК и труднодоступности для собственников помещений.
6. Деньги за капремонт - сразу в карман мошенников?
Согласно п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 8.2 ст. 156 ЖК РФ).
Статья 158 ЖК РФ предусматривает два способа аккумулирования взносов на капремонт: либо на счёте регионального оператора, либо на собственном спецсчёте УК. С помощью хитрых уловок или с помощью схемы подделки решений общего собрания собственников многоквартирного дома (рассматривалась выше) собираемые с жильцов - собственников квартир в доме взносы за капремонт аккумулируются на спецсчёте УК. Но недолго. Волшебным образом они оттуда распыляются. Конечно, липовые документы об их освоении в УК остаются. Но на деле ни на какой капремонт конкретного дома они не пошли, а были многократно перечислены в подрядные и субподрядные организации "за воздух" (на бумаге - за якобы проведённые работы по капремонту определённого дома). Как правило, вернуть деньги даже при доказанности "липовости" работ и наличии всевозможных актов и документов нереально. Так как подрядные и субподрядные организации как-то быстро начинаются сливаться, разделяться и/или вообще банкротиться...
Итог схемы: постоянно получаемые деньги в счёт взносов на капремонт безнаказанно исчезают в карманах руководителей УК и чиновников, накоплений на счёте нет, капремонт дому (когда придёт для этого срок) делать будет не на что. Вернуть деньги, как правило, чрезвычайно сложно, практически невозможно.
7. Двойники УК
Здесь всё очень просто. Хитро или не очень создаётся компания-двойник УК, которая тоже выставляет счета жильцам на оплату. Только с другими реквизитами. Тех, кто не заметил подвоха и заплатил по новым реквизитам, ждёт разочарование: их долг перед настоящей УК не уменьшился, но при этом взыскание в обратном порядке перечисленных сумм УК-двойнику - процесс длительный и зачастую бесполезный. Не для того лже-УК формировалась, чтобы потом отвечать за незаконно собранные платежи. К моменту судебных тяжб обычно такая лже-УК уже полностью бездеятельна и находится в предбанкротном состоянии.
Итог схемы: немножко и недолго собрать денег с невнимательных собственников откажется только ленивый. Откровенное мошенничество. Доказать причастность действующей УК к данной схеме практически невозможно. Хотя без данных, имеющихся в УК, лже-УК не обошлась бы ни за что...
8. Несуществующие пени, перерасчёты, но существующие задвоенные платежи
Если собственник все платежи платит вовремя, каким образом в один прекрасный момент может появиться строка пени? Может быть, он и стал бы разбираться с этим несоответствием. Если бы не пустяковая цена - 3 рубля 50 копеек. Время и нервы дороже. И платит. И так делают примерно 99 человек из 100. Между тем 3,50 х 99 = 350 руб. И это только с 99 квартир. А если в доме их 290? А домов, обслуживаемых УК, - 320? "С миру по нитке, голому - рубашка" - всем известна поговорка. Немного, но как приятно... Если собственник начинает оспаривать пени, ему, конечно, делают перерасчёт, признавая ошибочность начисления пени. А молчит и платит - значит, так тому и быть.
Очень часто в платёжном документе фигурирует графа "перерасчёт". Редко кто из жильцов каждый раз доходит до бухгалтерии УК с целью выяснения основания и порядка данного перерасчёта, а платит суммы по данной графе почти каждый. Незаконно и необоснованно доначисленные платежи УК также забирает себе.
И, пожалуй, апофеозом нахальства является задвоенность платежей. Так, например, структура платы за содержание жилья может предусматривать уже оплату каких-либо услуг. Однако их стоимость УК ещё раз выставляет в платёжном документе отдельной строкой. И получается, что за одни и те же услуги каждый собственник платит двойную цену. Одну цену УК присваивает себе.
Итог схемы: незаконно начисленные и собранные с жильцов средства просто присваиваются должностными лицами УК. Те, кто стал разбираться и выявил их незаконность, как правило, от таких явно незаконных платежей освобождаются. Но заплатившим и не задавшим нужных вопросов перерасчёт не производится, деньги не возвращаются, зачёт не делается.
9. Счёт за неоказанные услуги
Ещё одна нехитрая схема отъёма денег у населения. В платёжном документе вдруг появляется новый платёж. Например, обслуживание общедомовых приборов учёта. Кто из жильцов может проверить действительность оказания данных услуг? На деле же никто никаких услуг не оказывает. Хотя, вполне возможно, липовый договор с какой-либо фирмой может и быть.
Итог схемы: плата "за воздух" может продолжаться довольно долго и регулярно с каждого собственника. И даже вполне безнаказанно.
10. Преднамеренное банкротство как спасение
Набрав внушительную сумму с населения и не выполняя своих обязательств ни перед ними, ни перед ресурсоснабжающими организациями, УК, вполне возможно, решит прекратить свою деятельность в качестве юридического лица, избрав в качестве способа достижения данной цели банкротство. С обанкротившейся организации, как известно, и спрос невелик. Обман собственников в данной схеме состоит лишь в преднамеренном банкротстве. Все возможные излишние денежные средства, необоснованно начисленные и принятые в оплату от населения, УК уже произвела ранее при помощи вышеперечисленных способов или иных.
Итог схемы: собрав незаконно в течение определённого периода времени средства в оплату ЖКУ с собственников, УК намеренно банкротится, чтобы исключить вообще какую-либо возможность взыскания с неё средств как обманутыми собственниками, так и ресурсоснабжающими организациями, не получившими плату за свои ресурсы.
Выводы
1. В статье перечислены 10 самых распространённых способов обмана собственников жилья в многоквартирных домах управляющими компаниями. Однако это далеко не весь перечень способов обмана в сфере ЖКХ. Данный перечень постоянно пополняется новыми схемами.
2. Хит всех способов обмана на сегодня - юридический, состоящий из подделки документов (актов, протоколов, договоров и пр.) при их реальном отсутствии. Учитывая сложность и длительность оспаривания того, что "на бумаге правильно", многие УК успевают очень и очень много поиметь от применения данного способа обмана, пока собственники ходят по госжилинспекциям, прокуратурам и судам.
3. Самой сложной, но надёжной схемой обмана жильцов является обман в сфере инженерного подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций и установки общедомовых приборов учёта. Выявить её может только специалист. Доказать - только профессионал. Но процент таковых среди жильцов-активистов чрезвычайно мал. Поэтому риск выявления практически минимален.
4. К сожалению, управляющих компаний, которые стараются с помощью различных способов обмана получить от собственников побольше денег в оплату за ЖКУ, не имея для этого реальных оснований, скорее всё-таки больше, чем честных, с прозрачной системой расчёта. Очевидно, что это - специфика бизнеса в сфере ЖКХ.
5. Думается, что в настоящее время слишком много юридически возложено на собственников, и слишком мало - на контролирующие органы. От этого подавляющее большинство схем обмана УК остаются нераскрытыми и для УК безнаказанными.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) https://m.pikabu.ru/story/prostoy_inzhener_vyivel_na_chistuyu_vodu_moshen nikov_ot_zhkkh_5431696.
*(2) http://nversia.ru/news/view/id/102963.
*(3) http://www.udoma66.ru/content/news/?ELEMENT_ID=19782.
*(4) https://www.kp.ru/online/news/848148/.
*(5) http://33live.ru/novosti/05-09-2016-oplachivayut-elektroenergiyu-za-kafe. html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методы обмана в ЖКХ
Автор
Н. Пластинина
Журнал "Жилищное право", N 12, 2017 г.