Требования к участникам закупок
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 24-30.
Государственные и муниципальные учреждения закупают различные товары, работы и услуги, и услуги связи не исключение. Если посмотреть сайт единой информационной системы (zakupki.gov.ru), то можно увидеть, что предприятия связи участвуют в достаточно большом количестве закупок, причем проводимых как по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так и по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Заказчики закупают различные услуги: услуги по передаче голосовой информации по безлимитному (нетарифицируемому) круглосуточному цифровому каналу связи, почтовой связи общего пользования, сопряженные с письменной корреспонденцией; сотовой связи и пр. Однако прежде, чем подать заявку на участие в закупке, организации (предпринимателю) необходимо оценить, соответствует ли она (он) общим и специальным требованиям к участникам. Каким же требованиям должны соответствовать предприятия связи для участия в закупках? Расскажем в статье.
Закон N 223-ФЗ конкретных требований к участникам закупок не предъявляет. В частности, указано, что заказчики должны обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не ограничивать допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки.
А вот при закупках по Закону N 44-ФЗ все гораздо строже. Единые требования к участникам закупок по этому закону определены ч. 1 ст. 3.1 данного закона. Причем к участникам закупок могут быть предъявлены и специальные требования, которые устанавливаются Правительством РФ.
На практике заказчики дублируют общие требования к участникам из закона в извещение о закупке. Иногда, правда, они добавляют и иные требования, например:
- об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков;
- об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Однако возможность предъявления данных требований тоже вытекает из Закона N 44-ФЗ. То есть заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого закона (ч. 7 ст. 3.1 Закона N 44-ФЗ). Если заказчик установит какие-то свои требования, любой участник может обжаловать закупку.
Общие требования к участникам закупок
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам:
1. Соответствие требованиям, установленным законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Это, например, требование о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности.
К сведению. Если проводится закупка услуг связи, подлежащих лицензированию, но в извещении требование о ее представлении участником не указано, любое заинтересованное лицо или участник такой закупки может обратиться с жалобой в антимонопольный орган.
Иногда заказчики в документации устанавливают требование о том, что лицензия должна действовать в течение всего срока действия контракта. Такое требование неправомерно. Ведь, если в ходе исполнения контракта срок лицензии заканчивается, участник может продлить ее. А вот если срок лицензии истекает до заключения контракта, в этом случае заказчик может отклонить заявку участника (см., например, Решение Хабаровского УФАС от 08.02.2016 N 61 по делу N 7-1/88).
2. В отношении участника не должно быть начатой процедуры ликвидации или конкурсного производства, он не должен быть банкротом. Напомним, что в силу ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" банкротством считается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
3. Деятельность участника не должна быть приостановлена на дату подачи заявки. Это означает, что участник закупки не должен быть подвергнут административному наказанию в виде приостановления деятельности компании или эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
4. У участника закупки не должно быть недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника.
Исключения составляют суммы задолженностей:
на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ;
которые реструктурированы;
по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;
которые признаны безнадежными к взысканию.
Отметим, что участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
5. Отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята). Это требование может быть предъявлено:
к участнику - физическому лицу;
к руководителю организации, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа;
к главному бухгалтеру юридического лица - участника закупки.
Кроме того, заказчик может предъявить требование о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
6. Участник закупки - юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должен привлекаться к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ.
Соответствие данному требованию подтверждается декларацией.
7. Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, кроме случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Несмотря на то что данное требование специфично, заказчики обычно "автоматом" включают его в документацию о закупке и извещение о ее проведении.
8. У участника закупки и заказчика не должно быть конфликта интересов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ под таким конфликтом понимаются случаи, при которых:
руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки;
являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Закон N 44-ФЗ под выгодоприобретателями понимает физических лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале общества.
9. Участник закупки не является офшорной компанией. То есть участник закупки не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в специальный перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н.
Дополнительные требования
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
При проведении каких закупок заказчик вправе предъявлять дополнительные требования, представим на схеме.
/--------\ /----------------------------------------------------------\
| | |Конкурса с ограниченным участием (участники проходят пред-|
| |--|квалификационный отбор) (ст. 56 Закона N 44-ФЗ) |
| | \----------------------------------------------------------/
| | /----------------------------------------------------------\
| | |Двухэтапного конкурса (проходит в два этапа и победителем |
| |--|признается участник, принявший участие в обоих этапах и |
| | |предложивший наилучшие условия во втором) (ст. 57 Закона |
| | |N 44-ФЗ) |
| | \----------------------------------------------------------/
|Дополни-| /----------------------------------------------------------\
|тельные | |Закрытого конкурса с ограниченным участием (заказчик на- |
|требова-| |правляет извещение о проведении закупки ограниченному |
| ния мо-| |кругу лиц, информация о закупке направляется заказчиком |
| гут |--|ограниченному кругу лиц, победителем признается участник, |
|предъяв-| |прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие|
| ляться | |условия исполнения контракта по результатам такого конкур-|
|у участ-| |са) (ч. 10 ст. 85 Закона N 44-ЗФ) |
| никам | \----------------------------------------------------------/
|закупок,| /----------------------------------------------------------\
| прово- | |Закрытого двухэтапного конкурса (информация о проведении |
| димых | |такого конкурса и конкурсная документация направляются за-|
| путем |--|казчиком ограниченному кругу лиц и победителем конкурса |
| | |признается участник, предложивший лучшие условия исполне- |
| | |ния контракта по результатам второго этапа конкурса) |
| | |(ч. 14 ст. 85 Закона N 44-ФЗ) |
| | \----------------------------------------------------------/
| | /----------------------------------------------------------\
| | |Закрытого аукциона (информация направляется ограниченному |
| |--|кругу лиц, а победителем такого аукциона признается участ-|
| | |ник, предложивший наиболее низкую цену контракта) (ст. 86 |
| | |Закона N 44-ФЗ) |
\--------/ \----------------------------------------------------------/
К таким дополнительным условиям относятся требования к наличию:
финансовых ресурсов для исполнения контракта;
на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Особенности проверки соответствия участников требованиям
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок:
- общим требованиям (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора);
- требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике (при установлении такого требования);
- дополнительным требованиям - в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг.
При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора комиссия по осуществлению закупок вправе проверять участников на соответствие требованию о том, что участник не является офшорной компанией.
Отметим, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, когда данные требования установлены Правительством РФ. Поэтому в основном участники подтверждают соответствие декларированием.
Обратите внимание! Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ст. 31 Закона N 44-ФЗ или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Подведем итог
Требования к участникам, установленные Законом N 44-ФЗ, четко прописаны в самом законе, как и случаи установления дополнительных требований. Иные требования, не вытекающие из закона, не могут предъявляться к участникам закупок, осуществляемых в соответствии с названным законом.
Гораздо свободнее в этом плане Закон N 223-ФЗ: он четко не называет требования к участникам, оставляя решение данного вопроса на усмотрение заказчика.
Но в любом случае для участия в закупах необходимо изучить документацию о ней и извещение, оценить соответствие предъявляемым требованиям, наличие материальных ресурсов и кадровых резервов для выполнения обязательств. И если все в порядке, можно смело подавать заявку на участие в закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"