Порядок исполнения в Российской Федерации запросов компетентных органов иностранных государств об оказании правовой помощи по уголовным делам
3 сентября 2015 г.
Л.А. Афанасьева,
начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы
Исполнение запросов компетентных органов иностранных государств об оказании правовой помощи по уголовным делам является одним из видов международного сотрудничества.
Правовой основой, регламентирующей порядок исполнения таких запросов являются международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, а также национальное законодательство.
Основными международно-правовыми актами, регулирующими отношения в анализируемой сфере являются:
Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959;
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (по вопросам сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств);
иные двусторонние международные договоры, как то: Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче (Москва, 6 апреля 2010 года); Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Москва, 25 августа 1998 года) и др.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации также допускает возможность осуществлять такие правоотношения на основе принципа взаимности, при отсутствии соответствующего договора или конвенции.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 457 УПК РФ, органами, уполномоченными исполнять запросы о правовой помощи по уголовным делам на территории Российской Федерации являются суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа.
Поручения об оказании правовой помощи могут содержать просьбу о производстве следственных действий (допроса, очной ставки, обыска, выемки и пр.), а также о вручении документов (в том числе о вызове в компетентный орган запрашивающего государства).
Следует учитывать, что при исполнении запроса компетентного органа иностранного государства об оказании правовой помощи по уголовным делам, следователь, руководитель следственного органа, суд, прокурор, руководствуются нормами российского уголовно-процессуального законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с международными договорами, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, согласно части 2 статьи 457 УПК РФ, при исполнении запроса могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства, если они не противоречат законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.
Так, если в ходе исполнения поручения возникает необходимость в производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, в соответствии с требованиями статей 29 и 165 УПК РФ, орган, исполняющий запрос о правовой помощи обязан получить разрешение суда на производство такого следственного действия (обыск в жилище, выемка сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, наложение ареста на корреспонденцию и пр.). Необходимо также учитывать, что запросы о проведении следственных действий, например допроса, очной ставки, обыска, наложения ареста на имущество и т.п., подлежат исполнению только при условии, что деяние, с которым связано указанное поручение, наказуемо по закону Российской Федерации и запрашивающей стороны.
Нормами международных договоров и конвенций, участником которых является Российская Федерация, а также пунктом 1 части 1 статьи 464 в юридической взаимосвязи с требованиями части 2 статьи 457 УПК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет уголовное преследование своих граждан только в порядке, установленном действующим на ее территории уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, гражданин Российской Федерации на ее территории не может быть допрошен в качестве подозреваемого либо обвиняемого по уголовному делу, находящемуся в производстве компетентного органа запрашивающего государства.
Допрос лица в качестве свидетеля по запросу об оказании правовой помощи производится в соответствии с требованиями части 6 статьи 56 УПК РФ, согласно которым свидетель не вправе уклониться от явки по вызову органа расследования, отказываться от дачи показаний либо давать заведомо ложные показания.
Запрос о правовой помощи не подлежит исполнению на территории Российской Федерации, если перечисленные в нем требования противоречат законодательству Российской Федерации, и это противоречие не снято ни международным договором или соглашением, ни взаимными обязательствами сторон, а также если исполнение такого запроса может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации.
При необходимости, представители компетентного органа государства-инициатора запроса, если это предусмотрено международным договором или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, могут присутствовать при исполнении запроса о правовой помощи, при этом они не вправе самостоятельно производить следственные действия на территории Российской Федерации.
В случае если запрос не может быть исполнен по объективным причинам (смерть лица, в отношении которого необходимо провести следственные действия, уничтожение имущества, на которое необходимо наложить арест и т.п.), а также по причинам, связанным с имеющимися противоречиями в законодательстве, нарушением суверенитета государства, документы, полученные в ходе его исполнения возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте прокуратуры г. Москвы (www.mosproc.ru)