Вопросы экстрадиции: отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время
13 мая 2015 г.
Л.А. Афанасьева,
начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы
В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.
Данное положение закреплено в статье 465 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) и отражает не только российскую, но и мировую договорную практику регламентации таких форм взаимного учета интересов запрашивающего и запрашиваемого государств, как отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время.
Исходя из смысла статьи, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, может быть принято решение о его выдаче с отсрочкой передачи этого лица запрашивающему государству до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.
Очевидно, что во многих случаях отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления. В такой ситуации запрашиваемое к выдаче лицо по обоснованной просьбе запрашивающего государства может быть выдано на время, необходимое для проведения соответствующих уголовно-процессуальных действий, но при наличии обязательства запрашивающего государства соблюдать условия, установленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации или его заместителем, то есть лицами, уполномоченными выносить решение о выдаче.
Основным из таких условий является срок, на который временно выдается запрашиваемое к выдаче лицо. Указанная статья не содержит какого-либо ограничения такого срока. Однако в некоторых современных договорах установлен предельный срок, на который лицо может быть выдано на время: не позднее трех месяцев со дня выдачи с правом продления запрашиваемой стороной.
Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель могут по обоснованной просьбе запрашивающего государства и с учетом интересов уголовного преследования выданного лица, отбытия им наказания на территории России и других интересов продлить срок нахождения выданного на время лица в этом государстве.
Решение об отсрочке выдачи или выдаче лица на время выносится при соблюдении других условий, предусмотренных ст.ст. 462, 464 УПК РФ или соответствующим международным договором, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ.
Так, 28 июня 2014 года следователем СО ОМВД России по району Филевский парк г. Москвы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ по факту незаконного хранения наркотических средств в особо крупном размере.
В тот же день по подозрению в совершении преступления была задержана гражданка Республики Узбекистан Суванова Ш.Н. Проверкой ее личности установлено, что она разыскивается правоохранительными органами Республики Узбекистан за совершение на территории этой страны преступления такого же характера, а именно: незаконное хранение с целью сбыта наркотического средства - героина. Приговором Ферганского областного суда по уголовным делам от 27 декабря 2006 года Суванова признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 273 УК Республики Узбекистан, и ей назначено наказание в виде 6 лет 1 месяца 15 дней лишения свободы.
В соответствии со ст. 465 УПК РФ выдача Сувановой правоохранительным органам Республики Узбекистан для приведения в исполнение приговора может быть произведена после ее привлечения к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Приговором Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2014 года Суванова признана виновной в незаконном хранении наркотического средства в особо крупном размере, и ей назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием его в исправительной колонии общего режима.
4 марта 2015 года осужденная убыла в распоряжение УФСИН России по Костромской области с целью дальнейшего распределения в исправительную колонию для отбытия назначенного Дорогомиловским районным судом г. Москвы наказания.
После отбытия Сувановой назначенного российским судом наказания будет рассмотрен вопрос о ее передаче компетентным органам Республики Узбекистан для приведения в исполнение приговора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте прокуратуры г. Москвы (www.mosproc.ru)