Непоследовательный Минфин
Возникает ли для этих двух разных случаев разница в отношении учета штрафных санкций от деятельности на патенте? Ведь в учете такой доход считается внереализационным. И хотя он связан в данном случае с деятельностью на патенте, он не является ее прямым результатом.
А внереализационные доходы, уверены чиновники, не могут учитываться в рамках деятельности на ПСНО (см. Письмо Минфина России от 25.05.2016 N 03-11-12/30538, в нем шла речь о курсовой разнице).
Из Письма Минфина России от 16.12.2013 N 03-11-09/55209*(1) следует, что разница действительно есть. В нем финансисты рассуждали почти так же, как в Письме N 03-11-12/66090. И даже пришли к одинаковому выводу: полученные арендодателем от арендаторов в соответствии с заключенными договорами аренды нежилых помещений суммы возмещения убытков (ущерба, упущенной выгоды), неустоек (штрафов, пени), а также компенсации при расторжении договора аренды по инициативе арендатора относятся к предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений.
Но окончательный вывод в этом письме звучит чуть иначе: если индивидуальный предприниматель осуществляет только предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, в отношении которой применяется ПСНО, то полученный доход в виде суммы возмещения убытков (ущерба, упущенной выгоды), неустоек (штрафов, пени), а также компенсации при расторжении договора аренды по инициативе арендатора признается частью дохода, получаемого таким индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений, который, соответственно, подлежит обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСНО.
Здесь добавлено одно слово, которое выделено. Но оно существенно меняет смысл. Получается, что при ведении деятельности на УСНО, помимо патента, штрафные санкции надо учитывать в рамках именно упрощенной системы, даже если они возникли в связи с деятельностью на патенте.