Индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшись в этом статусе, подал уведомление о переходе на УСНО через два месяца после того, как был зарегистрирован в качестве предпринимателя. Имеет ли он право на применение УСНО в данном случае?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 12, декабрь 2017 г., с. 51-53.
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель (как и вновь созданная организация) вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСНО, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве об этом.
Обратите внимание! Срок для подачи уведомления о переходе на УСНО в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 НК РФ, исчисляется в календарных днях (Письмо Минфина России от 10.10.2017 N 03-11-11/66025).
Несмотря на то, что выбор этого режима налогообложения носит уведомительный характер, чиновники все-таки считают соблюдение срока подачи указанного уведомления обязательным и отказывают в применении УСНО при его нарушении. Они ссылаются на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, согласно которому не вправе применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
По мнению чиновников, при нарушении требований этой нормы организация должна применять общий режим налогообложения и уплачивать соответственно налог на прибыль организаций, НДС и пр. (см. Письмо Минфина России от 30.09.2016 N 03-11-11/57115), а предприниматель - НДФЛ (вместо налога на прибыль), НДС и тоже другие налоги.
Несмотря на это, отношение судей к описанной проблеме нельзя назвать однозначным. Встречаются решения в пользу налогоплательщиков, нарушивших срок подачи уведомления.
Так, в Постановлении АС МО от 12.05.2016 N Ф05-5392/2016 по делу N А41-82076/2015 отмечается, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на эту систему налогообложения при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данной системы (подача налоговой декларации по УСНО), не влечет запрета на применение указанной системы налогообложения и возникновения обязанностей по уплате налогов по ОСНО.
Правда, суд опирался на Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 6159/08 по делу N А65-26301/2006-СА1-29, в котором отмечалось, что переход на УСНО при соблюдении установленных ст. 346.11-346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер.
На основании этого судьи АС МО сделали вывод, что применение УСНО не зависит от решения налогового органа и не связано с ним, так как налоговые органы не уполномочены запрещать или разрешать налогоплательщику применять данный режим. В описанном случае налоговый орган был вправе осуществить мероприятия камерального налогового контроля поданной налогоплательщиком налоговой декларации в порядке ст. 88 НК РФ и указать на несоответствие декларации применяемой налогоплательщиком системе налогообложения. Однако указанных действий налоговый орган не произвел, приняв поданную налогоплательщиком декларацию по УСНО без каких-либо замечаний.
Следовательно, налогоплательщик применял УСНО правомерно и налоговый орган не вправе был приостанавливать операции по его счету из-за неподачи деклараций по ОСНО.
Аналогичное решение судьями этого же арбитражного округа было принято в Постановлении от 29.11.2016 N Ф05-15900/2016 по делу N А41-92205/2015. Причем здесь налоговый орган до обнаружения факта нарушения со стороны налогоплательщика срока подачи уведомления о применении УСНО успел потребовать от него погашения недоимки по единому налогу на УСНО и выставил соответствующее требование. Этим налоговики фактически признали правомерность применения УСНО налогоплательщиком.
Но чаще встречаются судебные решения, в которых судьи соглашаются с официальной позицией (постановления АС УО от 12.07.2017 N Ф09-4168/17 по делу N А50-29958/2016, АС ПО от 06.03.2017 N Ф06-17595/2017 по делу N А55-13952/2016, АС СЗО от 16.03.2017 N Ф07-13550/2016 по делу N А26-2046/2016, от 17.11.2016 N Ф07-8350/2016 по делу N А21-8123/2015).
Принятие налоговым органом декларации по УСНО судьи не считают признанием с его стороны права налогоплательщика на применение УСНО, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации даже по тому налогу, плательщиком которого налогоплательщик не является.
Превосходство именно такой позиции судей в настоящее время связано с тем, что пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ вполне определенно запрещает применять УСНО при опоздании с подачей уведомления.
Важно то, что об этой позиции заявляет и ВС РФ (см. определения от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287, от 29.09.2017 N 309-КГ17-13365 по делу N А47-8188/2016).
Таким образом, вновь зарегистрированный предприниматель, если он желает применять УСНО с момента регистрации, должен подать уведомление об этом в налоговый орган в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.
Если уведомление будет подано позднее, то применять УСНО с даты регистрации нельзя. На этот спецрежим налогоплательщик будет вправе перейти в соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ с начала следующего календарного года, если подаст уведомление не позднее 31 декабря предшествующего календарного года.
1 декабря 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"