• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации Концепции предпринимательского университета в России (О.А. Серова, Ю.А. Кицай, журнал "Вестник Пермского университета. Юридические науки", выпуск 4, октябрь-декабрь 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Серова О.А., Кицай Ю.А. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России


Serova О.А., Kitsay Yu.A. Denationalization of the social sphere and the problems of implementing the Concept of entrepreneurial university in Russia


О.А. Серова - доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права и процесса Балтийский федеральный университет имени И. Канта


Ю.А. Кицай - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Балтийский федеральный университет имени И. Канта


О.А. Serova - Immanuel Kant Baltic Federal University


Yu.A. Kitsay - Immanuel Kant Baltic Federal


Введение: изменения в системе высшего образования ориентированы на реализацию концепции предпринимательского университета. Данная концепция предполагает изменение основных подходов как к организации внутренней деятельности высших учебных заведений, так и к взаимодействию с иными субъектами (государством, региональными властями, бизнесом, зарубежными партнерами). Концепция предпринимательского университета (Университет 3.0) связана с общей реформой социальной сферы, ориентированной на процесс ее разгосударствления. Цель: определить потребность разгосударствления в сфере высшего образования и основные формы достижения ее целей. Методы: проведен сопоставительный анализ экономических и правовых подходов к процессу разгосударствления. Использован системный подход для определения основных субъектов, участвующих в процессе реформирования социальной сферы, выявления последствий принимаемых политико-правовых решений. Результаты: сформулированы требования к процессу разгосударствления университетов, обосновано отсутствие необходимости изменения формы собственности государственных университетов. Выводы: концепция предпринимательского университета, фактически реализуемая в российских университетах, не находит признания и поддержки в академической среде, многие представители которого не стремятся к повышению предпринимательской активности. Тем не менее участие университетов в инновационной деятельности позволит вузам успешно конкурировать в образовательном пространстве и преодолевать финансовые, кадровые и иные ограничения. Реализация концепции социального университета должна осуществляться в рамках социально ответственной деятельности высшей школы, с целью минимизации риска "отхода" от основной миссии образовательных организаций.


Introduction: the system of higher education is undergoing a fundamental transformation aimed at the introduction of the Entrepreneurial University concept - University 3.0. This process involves changes in the basic approaches to both the internal administration of higher education institutions (HEIs) and their external environment (relations with the state, regional authorities, business community, and international partners). The Entrepreneurial University concept has been developed in the course of a large-scale reform oriented towards denationalization of the social sphere. Purpose: to establish the need for denationalization in higher education and identify the main tools for achieving its goals. Methods: the authors conduct a comparative analysis of economic and legal approaches to denationalization. They apply a system approach to identify the main parties involved in social reforms and determine the effect of political and legal decisions. Results: the authors formulate the requirements to the process of denationalization of universities and prove the inexpediency of changing the form of ownership of public universities. Conclusions: Russian academic community in general does not recognize or support the Entrepreneurial University concept, already introduced into some Russian universities, as many of the community's members feel reluctant to become more entrepreneurial. Nevertheless, innovation activities can enhance the competitiveness of Russian universities and help them to overcome their financial, human resources and other constraints. The social university concept is to be implemented as a part of corporate social responsibility to minimize the risk of abandoning the key mission of educational institutions.


Keywords: denationalization; privatization; social sphere; government agencies; entrepreneurial university; academic entrepreneurship.


Ключевые слова: разгосударствление; приватизация; социальная сфера; государственные учреждения; предпринимательский университет; академическое предпринимательство.


Вестник Пермского университета. Юридические науки
Perm University Herald. Yuridical scinces


В рецензируемом научном журнале рассматриваются фундаментальные и прикладные проблемы юридической науки.


Исследуется современное состояние российского законодательства, правоприменительная практика, формулируются предложения по развитию и совершенствованию различных отраслей права.


Анализируются теоретические и исторические аспекты государственно-правовых явлений, международное и зарубежное законодательство, проводится сравнительное изучение правовых институтов в России и других странах.


Журнал выходит в свет ежеквартально, свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-53179 от 14 марта 2013 года.


Электронный адрес для связи с редакцией: vesturn@yandex.ru.