Вправе ли учредитель муниципального бюджетного учреждения культуры (театра) устанавливать учреждению предельные цены на билеты?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь, 2017 г., с. 27-29.
В соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в числе прочего относится формирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами*(1). Вместе с тем федеральное законодательство о культуре содержит норму, согласно которой цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно*(2). Поэтому данный отраслевой федеральный закон уводит муниципальные учреждения культуры из-под действия федерального законодательства о местном самоуправлении.
Отметим, что в федеральной нормативной правовой базе под "организацией культуры" понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления*(3), поэтому данное понятие полностью соответствует понятию "муниципальное учреждение культуры" (в том числе бюджетное). Таким образом, учредитель муниципального бюджетного учреждения культуры не вправе устанавливать для учреждения предельные цены на билеты.
Однако следует учитывать, что, поскольку именно учредитель выполняет по отношению к руководителю бюджетного учреждения функции работодателя (руководитель органа, выполняющего функции и полномочия учредителя учреждения, заключает и расторгает с руководителем учреждения трудовой договор), у учредителя имеется возможность оказывать неформальное влияние на ценовую политику учреждения.
Кроме того, порой в местной нормативно-правовой базе встречаются положения, прямо противоречащие вышеуказанным нормам федерального законодательства. Например, в отношении такого учреждения культуры, как МБУ "Театр кукол "Кудесник" (г. Биробиджан), установлено правило, согласно которому стоимость платных услуг определяется мэрией города на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов в соответствии с представленными учреждениями материалами*(4). Отметим, что данное правило действует для всех муниципальных бюджетных учреждений, каких-либо исключений именно для учреждений культуры здесь нет, хотя в силу норм федерального законодательства (см. выше) они должны присутствовать. А вот в Перми по отношению к муниципальным бюджетным учреждениям культуры действуют отдельные правила, в которых указано, что учреждения самостоятельно устанавливают стоимость своих услуг с помощью обозначенного в правилах механизма*(5). Таким образом, например, МБУ культуры "Пермский театр "У моста" находится в ином правовом положении, чем упомянутый выше биробиджанский театр кукол, и положение пермского театра соответствует нормам федерального законодательства.
Отметим, что порядок определения платы за услуги, оказываемые БУ, в любом случае должен устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя*(6). Только на практике в отношении учреждений культуры он может либо соответствовать (как в Перми), либо противоречить (как в Биробиджане) нормам федерального законодательства.
1 декабря 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о самоуправлении).
*(2) Статья 52 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
*(3) Пункт 3 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.1995 N 609.
*(4) Порядок определения платы за оказание муниципальными бюджетными учреждениями городского округа услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, для граждан и юридических лиц, утв. Постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 12.11.2010 N 3757.
*(5) Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений отрасли культуры города Перми, утв. Постановлением администрации г. Перми от 02.07.2012 N 358.
*(6) Часть 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"