Вправе ли муниципальное БУ дополнительного образования в рамках осуществления иных видов деятельности оказывать платные услуги круглосуточной автостоянки транспортных средств для населения на своей территории?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь, 2017 г., с. 31-33.
Согласно федеральному законодательству о некоммерческих организациях бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного или муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в определенных сферах для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ч. 4 ст. 9.2 Закона об НКО). Что значит "сверх задания", в законодательстве не поясняется, однако здесь можно считать, что речь идет о тех услугах или работах, которые не входят в задание.
Сферы, в которых БУ может оказывать платные услуги или выполнять платные работы, определены тем же законодательством - это сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, иные сферы (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Последняя фраза в данном положении ("иные сферы"), по сути, снимает какие-либо ограничения для БУ в выборе направлений, по которым оно может оказывать платные услуги (выполнять платные работы). Отметим, что это отличает бюджетные учреждения от автономных - последние могут осуществлять свою деятельность только в ограниченном кругу сфер (ч. 1 ст. 2 Закона об НКО).
Вместе с тем следует учитывать, что чем угодно бюджетное учреждение заниматься не может. Как сказано выше, платные работы или услуги должны относиться к его основным видам деятельности, зафиксированным в уставе. При этом основной деятельностью БУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ч. 1 ст. 24 Закона об НКО). В свою очередь, целями создания бюджетного учреждения согласно федеральному законодательству являются обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(1)). Таким образом, платные услуги, которые оказывает муниципальное бюджетное учреждение, должны быть увязаны с тем или иным полномочием учредителя учреждения - муниципального образования того или иного уровня (органов местного самоуправления этих образований).
Полномочия (вопросы местного значения) органов местного самоуправления различных уровней (городской округ, муниципальный район, поселение) определены в федеральном законодательстве о местном самоуправлении*(2). По мнению автора статьи, такую деятельность муниципального бюджетного учреждения, как организация работы платной автостоянки для населения, невозможно соотнести ни с одним из полномочий, которые определены вышеуказанным законодательством, чтобы правомерность этой деятельности не могла быть оспорена контролирующими органами.
Отметим, что в федеральном законодательстве содержится норма о том, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует названным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах (абз. 2 ч. 4 ст. 9.2 Закона об НКО). Однако данное положение в отношении платных услуг является содержательно "пустым", так как нормы законодательства касательно непосредственно платных услуг требуют оказания их именно в рамках основной деятельности бюджетного учреждения (см. выше).
Дополнительно укажем, что бюджетное учреждение, в отличие от автономного, лишено возможности оказывать любые не запрещенные законодательством платные услуги через дочернюю коммерческую организацию. В свою очередь, автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у учреждения особо ценное движимое имущество, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать указанное имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда, Архивного фонда, национального библиотечного фонда). А в отношении бюджетного учреждения подобной нормы в законодательстве нет.
1 декабря 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях).
*(2) Глава 3 Закона о самоуправлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"