Особенности социально-трудовых отношений в сфере охраны труда
Б.Г. Збышко,
профессор кафедры Государственного и муниципального
управления Института социально-гуманитарного
образования Московского педагогического
государственного университета,
д-р экон. наук, профессор
Журнал "Охрана и экономика труда", N 4, октябрь-декабрь 2017 г., с. 4-8.
В статье рассмотрен авторский взгляд на социально-трудовые отношения в сфере охраны труда и особенности их регулирования.
Следует подчеркнуть особенность социально-трудовых отношений в сфере охраны труда, которая обусловлена тем, что субъектом этих отношений является работник, выступающий, с одной стороны, как трудовой ресурс, фактор экономического развития, а с другой стороны, являющийся одновременно субъектом общественного развития, удовлетворение растущих духовных и материальных потребностей которого (в том числе потребности в благоприятных условиях труда) является целевой установкой общественного производства. Иначе говоря, при рассмотрении проблем охраны труда приходится иметь дело с человеком, включенным в трудовой процесс как работник и одновременно выступающим как получатель социальных благ и услуг. Это обусловливает определенную специфику регулирования данного вида социально-трудовых отношений.
Как известно, соотношение между экономическими результатами материального производства и затратами на социальную сферу можно представить в такой логической последовательности - полученные, "приращенные" экономические результаты сферы материального производства, например, прирост бюджетных средств, является источником средств, направляемых в социальную сферу на развитие образования, здравоохранения, улучшение материального обеспечения неработающих членов общества (пенсионеров, инвалидов и т.д.). Естественно, что это не однонаправленный процесс, т.к. социальная сфера оказывает обратное воздействие на материальное производство. И это следует помнить всегда, когда мы пытаемся совершенствовать механизм регулирования социально-трудовых отношений посредством института социального партнерства.
Для сферы охраны труда затруднительно представить разделение этих двух этапов - роста эффективности производства и решения социальных задач улучшения условий и охраны труда. Эти процессы, как правило, идут одновременно, поскольку техническое перевооружение производства, внедрение новой техники и технологии вызывают рост производительности труда и изменяют условия и охрану труда. Двойственная роль человека отражается на характере социально-трудовых отношений в сфере охраны труда и вызывает затруднения в решении многих проблем, особенно это заметно в вопросе определения источника и размера средств, необходимых для коренного улучшения условий труда.
Исходной и основополагающей нормой в сфере охраны труда является конституционное право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное частью третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации. Усиливается значимость данной конституционной нормы еще и тем, что Россия ориентирована на формирование и развитие социального государства, которое провозглашено статьей 7 Конституции Российской Федерации.
Субъекты социально-трудовых отношений на уровне предприятия находятся в определенных взаимоотношениях не только по взаимосвязи работодатель - работник, но и по линии работник - работник. Последняя взаимосвязь находит отражение в сфере охраны труда в участии работников в общественном контроле соблюдения их прав и законных интересов. Согласно статье 218 Трудового кодекса Российской Федерации в организациях создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Наиболее важны для управления охраной труда на предприятии социально-трудовые отношения между работодателем и работниками. Эти отношения не строятся только по принципу господство - подчинение. Диктат работодателя, навязывающий определенный уровень условий и охраны труда, существенно ограничен законодательством по охране труда, включающим развернутую систему законов и иных нормативных правовых актов и контроль их выполнения. Иначе говоря, в социально-трудовых отношениях работодателя и работника в сфере охраны труда существенную роль играет регламентация посредством норм и правил, утверждаемых органами государственной власти. Эта регламентация должна быть развита на основе социального партнерства, направленного на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. Социальное партнерство учитывает общность интересов работодателей и работников в повышении эффективности (прибыльности) деятельности в любой сфере общественного производства. В повышении дохода предприятия заинтересован не только работодатель как собственник предприятия, но и работники. Рост доходов организации является основой роста оплаты за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулов. Прибыль предприятия позволяет расширить предоставление услуг социального характера - питание, отдых и также улучшить условия труда.
Можно предположить, что с позиции общности интересов в повышении эффективности производства и одновременно создания благоприятных условий и улучшения охраны труда работников необходимым этапом является обоснование экономически и технически достижимого уровня условий труда. Этот уровень может быть закреплен в коллективных договорах и соглашениях для последующего претворения в жизнь. Однако со времени плановой командной экономики сложилось управление охраной труда, основанное на регламентации социально-трудовых отношений в охране труда со стороны государства в виде системы государственных нормативных правовых требований охраны труда без экономического обоснования. Упор на управление охраной труда посредством выполнения требований, правил, норм прослеживается в разделе Х "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации. В статье 211 главы 34 указано, что "государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности".
В то же время государство предоставило широкий спектр возможностей регулирования условий и охраны труда посредством двухсторонних индивидуальных трудовых договоров работодателя и работника, а также коллективных договоров работодателя и органа, представляющего интересы коллектива работников и многосторонних соглашений. Последние - соглашения, как установлено в статье 45 ТК РФ, в зависимости от количества субъектов их заключающих, могут быть двусторонними и трехсторонними, а в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений определено еще более 5 видов соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Ключевым в регулировании социально-трудовых отношений является Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, а также Правительством Российской Федерации и устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Содержание и структура как договоров, так и соглашений, заключаемых субъектами социально-трудовых отношений, не строго зарегулированы трудовым законодательством, а являются предметом договоренности между представителями их сторон.
Содержание и структура Генерального соглашения определяются по договоренности между представителями сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение*(1). Необходимо отметить, что статус, цели и задачи, а также порядок формирования и функционирования Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определены Федеральным законом N 92-ФЗ от 01.05.1999 года, которому в скором времени исполниться 20 лет. За столь продолжительный период указанный закон лишь дважды претерпел незначительные дополнения.
Во-первых, уточнен срок рассмотрения проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, других актов федеральных органов государственной власти в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и принятия решения по итогам их рассмотрения не более чем 30 дней, а также установлено, что Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, приглашаются на заседания Правительства Российской Федерации при рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений*(2).
Во-вторых, Федеральным законом "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и статьи 19 и 35 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" N 511-ФЗ от 28.12.2016 года установлено, что РТК может осуществлять иные права, установленные федеральными законами.
Отмеченные изменения направлены на расширение полномочий РТК в рамках регулирования социально-трудовых отношений в России.
Продолжающее действовать "Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы" (с изм. от 29.12.2016) в рамках раздела V. "Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность" содержит 10 конкретных обязательств, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Особый интерес вызывает пункт 5.8 из данного раздела. Он во многом является стратегическим и предусматривает продолжение реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, в целях выполнения второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Отмеченным не исчерпываются особенности социально-трудовых отношений в сфере охраны труда, что обусловлено их комплексностью, многогранностью регулирования и обеспечения, а также проблемами, которые необходимо в ближайшее время преодолеть или решить*(3).
Представляется целесообразным в рамках очередной Всероссийской недели охраны труда, ставшей уже традиционной площадкой, на которой в последние годы активно обсуждаются проблемы и пути обеспечения охраны жизни и здоровья трудящихся в процессе трудовой деятельности и в связи с ней, предусмотреть проведение секции или "круглого стола" с участием представителей всех трех социальных партнеров "О факторах и резервах социальных партнеров в сфере улучшения охраны жизни и здоровья работников".
Литература
1. Конституция РФ на 2017 год. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 32 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // http://tkodeksrf.ru/ch-2/rzd-2/gl-7/st-45-tk-rf (Дата обращения: 15.10.2017).
3. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" // (Дата обращения 30.10.2017).
4. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 23.05.2016 N 142-ФЗ (последняя редакция) // (Дата обращения: 22.10.2017).
5. Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" N 511-ФЗ от 28.12.2016 / (дата обращения: 28.10.2017).
6. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (с изм. от 29.12.2016).
7. IV Всероссийская неделя охраны труда пройдет в Сочи в апреле 2018 года // http://nostroy.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6693(Дата обращения: 29.10.2017).
8. Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): Монография. - М., Редакция издания "Социальное страхование", 2004. 392 с.
9. Дубовец Д.С., Збышко Б.Г. Управление охраной труда в России. Монография. М.: Авторская мастерская, 2017 220 с.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 46 ТК РФ.
*(2) Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 23.05.2016 N 142-ФЗ.
*(3) Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): Монография. - М., Редакция издания "Социальное страхование", 2004. - 392 с. Дубовец Д.С., Збышко Б.Г. Управление охраной труда в России. Монография. - М.: Издательство "Авторская мастерская", 2017 - 220 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.