Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Исторические аспекты нормативного правового регулирования по созданию и внедрению систем управления в области охраны труда
Разработка и совершенствование требований к системам управления в области охраны труда имеет достаточно глубокие исторические корни. Это связано как с потребностями государства по сохранению жизни и здоровья граждан, так и с интересами менеджмента предприятий, в том числе по повышению эффективности экономической деятельности, их имиджа и конкурентоспособности. Проведем анализ изменений нормативной правовой базы за два последних десятилетия.
До 1999 года отсутствовал единый стандарт, на основании которого можно было проводить признаваемую мировым сообществом сертификацию системы менеджмента предприятия в области безопасности производственной деятельности. Это приводило не только к социальным, но и к экономическим проблемам на международном уровне, в том числе недоверию к сертификации по национальным системам и созданию торговых барьеров. Для решения данных проблем при участии национальных органов по стандартизации ряда стран, в том числе Великобритании, Японии, ЮАР, Ирландии, фирм и исследовательских организаций была разработана и опубликована спецификация OHSAS18001-99, разработанная на основе известного британского стандарта BS 8800:1996, представляющего руководство к системам управления профессиональной безопасностью и здоровьем. При этом спецификация OHSAS 18001-99 была совместима с общепризнанными стандартами по системам менеджмента качества и экологического менеджмента.
С учетом положений OHSAS 18001-99 в 2001 году Международной Организацией Труда подготовлено для добровольного применения Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001). Данное Руководство способствует защите работников от опасностей и исключению связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней, инцидентов и смертей.
Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 года N 221-ст принят и введен в действие с 1 января 2003 года национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 *(1), устанавливающий общие требования к элементам системы управления охраной труда в организации. В преамбуле стандарта акцентировалось внимание на его гармонизации с OHSAS 18001-99 и руководством ILO-OSH 2001.
На основе пересмотра и доработки спецификации OHSAS 18001-99 был разработан новый документ OHSAS 18001:2007, содержащий требования к системе безопасности труда и охраны здоровья и получивший статус стандарта. На международном уровне данный стандарт и в настоящее время воспринимается в качестве авторитетного и отработанного нормативного документа. С целью оказания помощи предприятиям по пониманию и применению положений OHSAS 18001:2007 разработаны руководящие указания по внедрению данного стандарта (OHSAS 18002:2008).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2008 года N 586 была утверждена Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы. Основной акцент в принятом документе сделан на необходимости создания в организациях системы управления охраной труда, основой которой должно стать управление профессиональными рисками.
1 июля 2009 года с целью применения на добровольной основе введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 *(2) [1]. В преамбуле стандарта определено, что он идентичен Руководству МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001.
С учетом особенностей законодательства Российской Федерации в области охраны труда возникла необходимость адаптации межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям. С этой целью был введен в действие ГОСТ Р 12.0.007-2009, направленный на реализацию требований раздела X Трудового кодекса Российской Федерации. С учетом специфики и возможностей малых предприятий разработан ГОСТ Р 12.0.0092009, содержащий адекватные применительно к ним требования к системе управления охраной труда.
1 июля 2010 года введен в действие ГОСТ Р 12.0.008-2009, содержащий указания к организации и проведению проверок (аудита) системы управления охраной труда в организациях, а с 1 января 2011 года - ГОСТ Р 12.0.010-2009, определяющий порядок оценки рисков.
В 2011 году в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации появились новые понятия - "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками". При этом, корректность определения термина "профессиональный риск", как и само его название вызывает некоторые сомнения [2]. Возможно поэтому, требование статьи 209 об установлении соответствующим федеральным органом исполнительной власти порядка оценки уровня профессионального риска не было выполнено.
1 января 2013 года введен в действие для применения на добровольной основе национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 [3], общей целью которого является поддержка и распространение передового опыта в области безопасности труда и охраны здоровья при сохранении баланса потребностей предприятия в безопасности труда и социально-экономических потребностей. Следует отметить, что данный документ представлен в качестве идентичного перевода OHSAS 18001:2007 и основан на традиционной и апробированной на мировом уровне в отношении систем менеджмента методологии, известной как "Plan-Do-Check-Act" (PDCA).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации введены понятие системы управления охраной труда [4, ст. 209], обязанность работодателя по обеспечению ее создания и функционирования [4, ст. 212], а также обязанность по утверждению соответствующим федеральным органом исполнительной власти Типового положения о системе управления охраной труда.
19 августа 2016 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение) [5]. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России (регистрационный номер 44037 от 13 октября 2016 года). Таким образом, наличие в организациях СУОТ и ее соответствие Типовому положению в настоящее время носит обязательный характер.
Развитие правового регулирования в отношении систем управления охраной труда продолжается. Так, с 1 марта 2017 года соответствующими приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введены в действие:
- ГОСТ 12.0.230.1-2015, представляющий руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007;
- ГОСТ 12.0.230.2-2015, содержащий требования к оценке соответствия.
С 1 января 2018 года вступает в силу ГОСТ 12.0.230.3-2016, предназначенный для оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда.
Продолжается работа и над международным стандартом ISO 45001, который должен прийти на смену OHSAS 18001:2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.