О подготовке специалистов по охране труда в образовательных учреждениях
В.Е. Рябова,
начальник отдела ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России,
канд. экон. наук
Журнал "Охрана и экономика труда", N 4, октябрь-декабрь 2017 г., с. 67-71.
В данной статье рассматривается состояние подготовки персонала организаций по вопросам охраны труда и связанные с этим процессом отдельные организационные вопросы, которые оказывают существенное влияние на качество подготовки как уже работающих в организациях специалистов, так и на тех, которые получают соответствующую подготовку в учебных заведениях Минобрнауки России.
В конце августа на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru/ было опубликовано Уведомление о начале разработки проекта приказа "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (ID проекта 01/02/08-17/00072544, дата создания 25 августа 2017 г., разработчик - Минтруд России). Проект приказа представлял собой только приказную часть нормативного правового акта, который должен будет утвердить новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).
Уведомление положило начало новой волне предложений и замечаний от обучающих организаций, руководителей отдельных организаций и профессиональных объединений, квалифицированных специалистов в области охраны труда для уточнения и дополнения отдельных норм действующего Порядка.
Порядок, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29, в настоящее время по отдельным позициям не отвечает произошедшим изменениям в законодательстве о труде и законодательстве в сфере образования; запросам руководителей организаций, направляющих своих специалистов на обучение в обучающие организации и отвечающих непосредственно за исполнение требований Порядка в самой организации. Устранение имеющихся недостатков в действующем Порядке важно как с точки зрения решения отдельных организационных моментов, так и обновления его методической части.
Обучение по охране труда рассматривается как одно из важнейших превентивных (профилактических) мероприятий по охране труда, способствующих обеспечению на каждом рабочем месте безопасных условий труда. Однако в ряде субъектов Российской Федерации в ходе надзорно-контрольной деятельности госинспекторами труда постоянно выявляются нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда*(1). Так в 2016 году было выявлено 51,4 тыс. таких нарушений, несмотря на их существенное сокращение по сравнению с 2015 годом (почти на 24,6%).
В числе наиболее распространенных нарушений: непрохождение руководителями и специалистами проверки знаний требований охраны труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда, непроведение стажировки на рабочих местах. По этим причинам по требованию государственных инспекторов труда в 2016 году было отстранено от работы 35,6 тыс. работников. Между тем Кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Об административных правонарушениях" предусмотрены административные штрафы за такие нарушения: "Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей"*(2).
Говоря о вышеназванных нарушениях нельзя не отметить простого фактора, присущего отдельным должностным лицам - халатности. Однако главное, все-таки, - это низкий уровень подготовки должностных лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в целом на предприятии, в том числе за своевременность, правильность организации и проведения необходимых мероприятий, связанных с организацией и проведением обучения персонала по охране труда. О подготовке специалистов в области охраны труда достаточно много сказано, написано и принципиально новых открытий в этом вопросе нет. Очевидно, что основные причины недостатков в подготовке специалистов - расхождение между качеством подготовки выпускников в учебном заведении и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Под качеством подготовки специалистов принято понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать. В числе основных критериев, характеризующих качество подготовки специалиста, уровень его компетентности - профессиональные знания, т.е. те знания, умения, практические навыки, которые он приобрел в результате освоения той или иной основной образовательной программы профессионального образования*(3), сформированной с учетом специфики профессиональной деятельности - требований профессиональных стандартов. В настоящее время подготовка специалистов по охране труда в образовательных организациях высшего образования осуществляется по направлению подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность", что официально закреплено в профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда", утвержденном приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года N 524н. Общее количество вузов, ведущих подготовку специалистов в области охраны труда, из года в год возрастает: в 2016 году по направлению подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность" и соответствующим профилям были подготовлены специалисты в 312 высших учебных заведениях. В 2012 году таких организаций было 248. Казалось бы количество вузов растет, численность выпускников по этой специальности увеличивается, а вот качество отставляет желать лучшего! В основе подготовки наших специалистов образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность", разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки "Техносферная безопасность" высшего образования (ВО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта N 246.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. При детальном рассмотрении содержания непосредственно ФГОСа и образовательной программы очевидно отсутствие в перечне профессиональных задач типов, соответствующих целям вида профессиональной деятельности профессионального стандарта "Специалист в области охраны труд". Формулировки общепрофессиональных компетенций не содержат конкретики относительно знаний, которые выпускники должны были бы получить по вопросам охраны труда в процессе освоения данной образовательной программы.
И в то же время "Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений", утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 661 с изменениями от 29 декабря 2016 года" (п. 21), предусматривают "обеспечение формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 календарных дней со дня их вступления в силу;
- Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 20 календарных дней со дня получения от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам;
- разработчики в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов в целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов..."
И еще немного из "истории" актуализации образовательных программ по вопросам охраны труда. Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 36 было предусмотрено проведение ряда мероприятий, направленных на обоснование необходимости введения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования для инженерных и управленческих направлений подготовки (специальностей), а также в федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками с определением соответствующих знаний, умений и навыков выпускников ВПО и НПО.
Все указанные в вышеназванном протоколе мероприятия были выполнены, но, к сожалению, конкретные результаты - предложения по дополнению состава общекультурных и профессиональных компетенций, отражающих специфику охраны труда, не были реализованы. В качестве примера приведу несколько формулировок общекультурных компетенций и профессиональных, которыми предлагалось дополнить ту или иную образовательную программу высшего образования, чтобы выпускник освоивший ее мог обладать:
- способностью организовать систему управления охраной труда, обеспечивать выполнение требований охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны природы;
- способностью выявлять и оценивать профессиональные риски, обеспечивать соблюдение требований охраны труда, разрабатывать и контролировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
На протяжении ряда последних лет на законодательном уровне были предусмотрены последовательные действия для решения задачи по актуализации образовательных программ высшего образования на соответствие действующим профессиональным стандартам. Профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" был утвержден три года тому назад; предпосылки на законодательном уровне для приведения в соответствие образовательных программ высшего образования и конкретно по направлению подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность" на сегодняшний день были и есть, но нет одного - реальных изменений в содержании выше названной программы.
На страницах периодической печати все чаще стали появляться небольшие заметки о том, что "компании стали меньше интересоваться молодыми специалистами". Аналитики утверждают, что работодателей не устраивает отсутствие опыта практической работы у выпускников вуза и уровень подготовки специалистов.
Понятно, что опыт дело наживное - нужно время, а уровень подготовки - это претензии к вузу и к качеству подготовки и, в частности, к содержанию образовательных программ. Еще одним шагом к повышению качества подготовки специалистов в образовательных организациях может стать нововведение в законодательстве, касающееся независимой оценки квалификации на основе разработанных с участием работодателей профстандартов. Предполагается, что система оценки квалификации, независимая от системы образования, действующая под эгидой профессиональных сообществ и объединений работодателей, позволит оценить знания, умения, навыки, опыт работы как молодых специалистов-выпускников вузов, так и работников, тем самым способствуя их стремлению к повышению уровня компетентности в тех или иных видах профессиональной деятельности. При этом очень важно, что работодатели получили серьезные налоговые льготы, если они направляют работника на оценку квалификации. Такие работники будут понятны на рынке труда с точки зрения того, что они знают*(4).
Для специалистов по охране труда, вчерашних выпускников вузов, в ближайшее время процедуры независимой оценки квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" станут реальностью. И поэтому очень важно, чтобы изначально качество подготовки таких специалистов, стало несколько выше с учетом актуальных на сегодня требований профессионального стандарта.
Литература
1. Доклад Минтруда России "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2016 году".
2. Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Об административных правонарушениях".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на панельной сессии "Индустрия 4.0" в рамках Петербургского международного экономического форума-2017.
------------------------------------------------------------------------
*(1) 10,7% от общего количества выявленных нарушений в 2016 году. Источник: доклад Минтруда России "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2016 году".
*(2) Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
*(3) Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" часть 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
*(4) Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на панельной сессии "Индустрия 4.0" в рамках Петербургского международного экономического форума - 2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.