О проблемах в социальном партнерстве
Н.Н. Новиков,
генеральный директор Национальной ассоциации
центров охраны труда, заслуженный деятель науки
Российской Федерации,
член Общественного Совета при Минтруде России,
д-р техн. наук, профессор
Журнал "Охрана и экономика труда", N 4, октябрь-декабрь 2017 г., с. 26-35.
В данной статье автор поднимает важнейшие вопросы взаимодействия сторон социального партнерства по актуальным проблемам современного общества от решения которых во много зависит развитие не только каждой конкретной организации, но и общества в целом.
Важную регулирующую роль в социальном партнерстве играют генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ.
В Трудовом кодексе РФ [1] социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) трактуется как "...система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23). Там же достаточно четко определены основные демократические принципы социального партнерства. К ним относятся: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24).
В Трудовом кодексе РФ выделены стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Особо определена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления. Они "... являются сторонами, социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством" (ст. 25).
В нашем обществе под социальное партнерство подведена соответствующая нормативная правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В этой системе интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, а интересы работодателей - союзами предпринимателей. Третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам их роли в деятельности предприятия.
Смысл партнерства в том и состоит, чтобы в интересах стабильности общества в целом и предприятий (их объединений) не усугублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, не противопоставлять объективно разные интересы сторон, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их, и, находя точки соприкосновения, идти на разумные компромиссы, заниматься постоянным поиском путей социально-экономического сотрудничества. Такое партнерство позволяет вести поиск возможностей для урегулирования социально-трудовых конфликтов до того, как они выплеснулись наружу в какой-либо острой форме - политических стачек, забастовок и социальных потрясений
Предназначение профсоюзов состоит в том, чтобы не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального жизнеобеспечивающего предела. Для этого профсоюзы используют различные свойственные им формы и методы отстаивания интересов наемных работников, зафиксированные, как правило, в уставах.
Работодатель и работник одинаково заинтересованы в получении прибыли: первый - в виде дохода, второй - в форме заработной платы. Неодинаков, однако, социальный подтекст поведения каждой из сторон. Если работодатель при любой форме собственности (частной, коллективной, государственной) стремится присвоить себе неоплаченный труд работника, то задача профсоюза - не допустить, чтобы работодатель утаил от дележа соответствующую долю прибыли, предназначенную для заработной платы. Профсоюз обязан действовать так, чтобы уровень зарплаты обеспечивал как минимум простое воспроизводство рабочей силы, был связан с результатами труда наемного работника и выполнял стимулирующую функцию.
Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес, возможно большую, прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом состоянии коллектива, региона, отрасли и всего общества. Именно поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира. Для него опасна ситуация политической конфронтации. Любой из них непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель - получение прибыли.
Ситуация с охраной труда в нашей стране далека от совершенства. По причинам, связанным с профессиональной деятельностью, в России ежегодно умирают около 180 тыс. человек, около 200 тыс. получают производственные травмы и более 10 тыс. - профзаболевания. Причина отчасти в том, что многие руководители считают вложения в охрану труда неэффективными, поскольку те не приносят прибыли. Организации-работодатели склонны вкладывать свободные средства в мероприятия, дающие конкретный доход, а не в повышение безопасности рабочего процесса. Поэтому и отношение здесь соответствующее - как к ненужной и затратной обязанности. Однако на самом деле продуманный подход к вопросам охраны труда дает работодателю значительную экономическую выгоду, в то время как недостаточное внимание к проблемам безопасности в итоге приводит к существенным финансовым потерям.
Следствием пренебрежения безопасностью труда является высокий уровень профессиональных заболеваний и частые случаи травматизма. В результате работодатель несет дополнительные финансовые затраты - как прямые, так и косвенные (вынужденные простои оборудования, снижение производительности труда, расходы на дополнительное обучение работников и др.).
В настоящее время предприниматели стремятся в своих отношениях с профсоюзами проводить согласованную политику по вопросам оплаты, условий труда, занятости, социальных гарантий и т.д. Тем самым диалог между двумя социальными партнерами - профсоюзами работников и объединениями предпринимателей - призван стать важным инструментом регулирования трудовых отношений.
Социальное партнерство немыслимо без участия государства, его исполнительных органов и представителей. На вопрос, в каком качестве, ответ однозначен: в качестве равноправных сторон. Государство как сторона партнерства наделено функциями арбитра, посредника, координатора, законодателя, выразителя общественного интереса, воли нации.
На практике, социальными партнерами, по существу, являются только наемные работники и работодатели. И регулирование социально-трудовых отношений в наилучшей степени обеспечивается без вмешательства государства. Только в крайних случаях (когда, например, переговоры зашли в тупик) государство может прийти двум сторонам на помощь, выступив в роли верховного арбитра.
Главный недостаток социальных реформ, проводимых руководством страны, заключается в том, что они слабо ориентированы на совершенствование трудовых отношений. Содержание социальных реформ сведено преимущественно к перераспределению бюджета, максимальному сбору налогов, выплате пенсии, пособий по безработице, и различных льгот в виде грантов, а не стимулированию отечественного производства, не созданию новых высокотехнологичных, инновационных рабочих мест.
О каких реалиях социального партнерства может идти речь, когда падает престиж созидательного труда, у большинства работодателей отраслей отсутствует необходимая связь между заработной платой и эффективностью производства. Неупорядоченность трудовых отношений сдерживает формирование среднего класса, костяком которого в развитых странах является высококвалифицированные наемные работники. В основе их высоких заработков, благополучия лежит эффективный труд. Наличие среднего класса - это гарантия политической стабильности общества, его устойчивого экономического и социального развития, зрелого социального партнерства. Серьезным тормозом на пути совершенствования социального партнерства является и низкий уровень квалификации работников, как рядовых, так и руководителей. Сейчас в России около 60 млн чел. нуждаются в профессиональной переподготовке и подготовки.
Ключевая цель нашей деятельности направлена на снижение темпов убыли работников занятых в производстве, создание условий труда отвечающим мировым стандартам, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Создание системы мотивации к качественному труду.
Какие возможны пути достижения данной цели. Это:
- проектирование рабочих мест, у которых риск получения профессиональных заболеваний и риск получения травмы сведен к минимуму;
- профилактика и выявление на ранних стадиях профессиональных заболеваний;
- снижение травматизма на рабочих местах.
С целью сохранение и укрепление здоровья работников, увеличение продолжительности активной жизни необходимо:
- разработать долговременные программы по уменьшению или исключению вредных и опасных факторов на рабочих местах и разработать систему контроля за обязательным выполнением требований по охране труда. Внедрение целевых научных программ по разработке новых эффективных материалов, приборов и технологий контролирующих и обеспечивающих безопасные условия труда;
- создание эффективной системы медицинского контроля за состоянием здоровья работников.
С целью снижение количества профессиональных заболеваний на рабочем месте необходимо:
- разработать аттестованные методики для оценки вредных производственных факторов на рабочем месте;
- разработать эффективные приборы для измерения вредных производственных факторов на рабочем месте;
- организовать практическое обучение специалистов испытательных лабораторий;
С целью снижение количества травм на рабочем месте необходимо:
- провести оценку компетентности руководителей и специалистов по охране труда, в первую очередь в тех отраслях промышленности, где наиболее высокий травматизм. Компетентность в вопросах охраны труда, это способность работника самостоятельно выполнять работы с соблюдением требований безопасности, основанная на личностных характеристиках, необходимых знаниях, умениях, навыках и опыте в сфере охраны труда;
- организовать практическое обучение работников выполнению требований по охране труда, с этой целью создать полигоны для практической отработки навыков;
- повышение качества обучения работников по охране труда, за счет внедрение видеоинформационных технологий;
- разработка базы данных по травмоопасному оборудованию.
Сокращения травматизма невозможно без внедрение передовых технологий в обучение специалистов по охране труда. С этой целью необходимо:
- проведение семинаров по обмену передового опыта в России;
- обучение специалистов в зарубежных обучающих центрах;
- публикация в средствах массовой информации передового опыта обучения специалистов по охране труда.
Одним из путей повышение заинтересованности работодателя в создании безопасных рабочих мест может быть:
- страхование ответственности руководителя за выполнение всех мер обеспечивающих травмобезопасности на рабочих местах;
- возвращение части страхового взноса, в случае отсутствия травм на рабочем месте в течение года и использование его по собственному плану на безопасные условия труда в своей организации;
- создание в средствах массовой информации и на телевидение разделов (программ) пропагандирующих безопасную продукцию, современные средства защиты (СКЗ и СИЗ);
- пропаганда организаций обеспечивающих безопасные условия труда для своих работников;
Разработка паспорта безопасности на предметы и объекты труда. В паспорте должно быть указано наличие в предметах и объектах труда вредных веществ, приводящим к профессиональным заболеваниям и возможные травмы, с указанием какие средства коллективной и индивидуальной защиты должны быть использованы при их эксплуатации.
Специалисты в области трудовых отношений отмечают, что львиная доля трудовых конфликтов в нашей стране появляется в результате элементарной правовой безграмотности.
В условиях падения производства и высокого уровня безработицы, в коллективном договоре более заинтересованными должны быть сами работники. Вместе с тем, исследования показывают, что многие из них не понимают роли и значения коллективных договоров в их трудовой деятельности, не принимает участия в этом процессе. По этой причине возникают частые недопонимания авторов договорного процесса даже по незначительным вопросам.
Большую роль в формировании культуры в договорном процессе должны играть профсоюзы. Они призваны способствовать работникам с выгодой продавать свою рабочую силу, защитить их интересы. Однако в силу разных причин профсоюзы зачастую не выполняют возложенные на них функции. По оценкам социологов, лишь 8% работающих считают, что профсоюзы "что-то делают". В трети организаций их вообще нет.
Эффективность деятельности работодателя и профсоюза можно оценить по отсутствию противоречий с работниками, отсутствием забастовок, отсутствие жалоб и предложений в различные инстанции власти.
Эффективность деятельности государственных структур должна оцениваться по качеству разрабатываемых документов. То есть из каждого нового документа должно быть понятно какую пользу от применения этого документа получит: работодатель, работник и государство, какие заложены финансовые и другие затраты, в какой срок документ должен быть выполнен.
К разработке законов нужно подходить с позиции, что он дает работодателю, работнику и государству, какие должны быть заложены финансовые и другие затраты не только у государства, но и у работодателя и работника, в какой срок документ должен быть выполнен. Если провести аналогию с заявкой на изобретение, то бесполезных изобретений не было, нужно было всегда доказать положительный эффект от применения данного изобретения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества, осознание властью и другими субъектами трудовых отношений значимости этих факторов в развитии социального партнерства.
Большую роль в повышении эффективности социального партнерства в России оказывает деятельность Общественного Совета при Минтруде. Он в значительной степени позволяет поднять эффективность разрабатываемых документов, оценить соблюдение в них учета требований работников и работодателей. Здесь бы хотелось особо отметить роль научных учреждений и высших учебных заведений в решении проблемных вопросов, поднятых в статье профессором, доктором технических наук В.М. Минько и Заслуженным деятелем науки и техники РФ, профессором, доктором технических наук О.Н. Русаком [2].
Что необходимо предпринять для повышения эффективности социального партнерства.
Первое - это изменение содержания ряда статей Трудового кодекса с тем, чтобы не просто предусмотреть соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а обязать все стороны трудовых отношений на постоянной основе выявлять и исключать опасности, принимать действенные меры по улучшению ситуации в сфере охраны и безопасности труда.
Второе - это окончательный отказ от списков, которые применялись в советское время, и переход к различным гарантиям и компенсациям на основе реальной оценки условий труда.
Достигнутый уровень производства в Российской Федерации диктует необходимость реформирования системы управления охраной труда, целенаправленного перехода от принципов реагирования на страховые случаи к действенной их профилактике.
С нашей точки зрения вопросы управления профессиональными рисками, функций и ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда, добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным требованиям должны решаться через научные исследования, практику работы организаций в обеспечении безопасности труда, подготовку соответствующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций.
По нашему мнению, специалисты по охране труда испытывают трудность в оценивании профессионального риска в практической работе, т.к. нормативов для оценки "риска" как количественной меры опасности нет. Основными критерии опасности установлены гигиенические нормативы - ПДК, ПДУ, ПДД и т.д. [3], но они несут в себе зачастую частные значения. Данными категориями сложно руководствоваться в оценке вероятности возникновения опасности и размера возможного ущерба.
Трудности в оценке рисков возникают так же и по причине отсутствия базы данных (отказов оборудования, элементов, узлов, аварий и т.п.) по возникновению нежелательных происшествий в случаях нарушений требований охраны труда, но не приведшие к несчастным случаям. В странах Евросоюза ведется статистика травм и профзаболеваний с выдачей больничных листов, микротравм - без оформления больничных листов (отсутствие на рабочем месте короткое время) и различных производственных событий, которые не привели к травматизму работников, а повлияли лишь на временную остановку производства, но могли быть при определенных условиях и причиной травматизма. У нас же во многих организациях обеспечение безопасности пока решается традиционными методами видимости управления или не решается вовсе.
Риски могут возникать по причине природных, техногенных и социальных явлений. В разных экономиках техногенные и социальные риски могут иметь разный удельный вес. В Российской экономике снизить социальные риски (человеческий фактор) в настоящее время имеет большое значение не только для роста производства, но и в целом для демографии.
По мнению наших специалистов, исходными данными для оценки профессионального риска должны являться результаты:
- производственного контроля;
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
- специальная оценка (аттестация) рабочих мест, проводимой в соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";
- сертификации в "Системе добровольной сертификации организаций, специалистов и технологических процессов в области охраны труда".
Так как риск получения профессионального заболевания рассматривается применительно к рабочему месту.
По нашему мнению, на риск получения профессионального заболевания в первую очередь влияет оборудование находящиеся на рабочем месте, какие использованы материалы и технологические процессы при его изготовлении. Лица, проектирующие, производящие, импортирующие, обеспечивающие или поставляющие механизмы, оборудование или вещества для производственного применения должны быть убеждены: что машины, оборудование или вещества не влекут угроз для безопасности и здоровья лиц, правильно использующих эти средства; информацию об опасностях, исходящих от механизмов и оборудования, опасных свойствах веществ, материалов или изделий должна быть доведена до потребителя; должны быть инструкции о том, как следует избегать выявленных опасностей (инструкция МОТ "Окружающие факторы на рабочем месте").
Каждый работодатель после консультаций с работниками и их представителями должен разработать и реализовать программу по устранению или минимизации идентифицированных рисков при использовании опасных химических веществ. Риски предпочтительнее устранять при помощи замены используемых опасных химических веществ или, если это не удается сделать, необходимо обеспечить адекватные контрольные средства и средства индивидуальной защиты (инструкция Международного бюро труда безопасность труда при работе с химическими веществами устанавливает оценку контрольных мер).
Средства индивидуальной защиты не должны рассматриваться как альтернатива техническим или другим средствам контроля, но они должны обязательно использоваться на тех рабочих местах, где технические или другие средства контроля не могут быть обеспечены.
Все средства индивидуальной защиты, которые необходимы для безопасности при использовании химических веществ, должны обеспечиваться и обслуживаться работодателем и бесплатно для работника.
Наши законодательные документы требуют, чтобы индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
На риск получения профессионального заболевания оказывают существенное влияние условия труда.
Из проведенных исследований в ассоциации можно сказать, что проблему снижения вероятности профессионального риска обусловленного заболеванием, получением травмы у работника и некомпетентностью руководителя необходимо решать в комплексе.
Причем, необходимо первоначально, как указывают руководящие документы, обеспечить сведение к минимуму вероятности получения заболевания и травмы на этапе разработки и производства элементов рабочего места. Так как, что заложено в исходных материалах на этапе проектирования, то уже на этапе эксплуатации изменить практически невозможно или просто необходимо закрывать это рабочее место.
Все остальные вероятности получения заболевания и травмы в основном определяются человеческим фактором, за исключением ошибки измерительного прибора, но они уже только увеличивают ту вероятность, которая заложена на этапе проектирования.
Кроме того, в процессе специальной оценки рабочих мест не рассматривается влияния на получение профессионального заболевания и травмы таких факторов производственной среды как: эстетических, обеспечивающие формирование положительных эмоций у работников (экстерьер и интерьер производственных помещений, окраска, озеленение, функциональная музыка); и эргономических, устанавливающие соответствие параметров оборудования и оснащения рабочих мест антропометрическим и психическим возможностям работающих.
С нашей точки зрения снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма в организациях Российской Федерации, возможно за счет разработки системы управления рисками, которая базируется на результатах специальной оценки рабочих мест, тяжести ущерба вызванного воздействием опасных и вредных производственных факторов и оценке компетентности работников в сфере охраны труда.
Считаем, что этот закон необходимо рассматривать с позиции его пользы для общества.
Если говорить вкратце, то главные задачи закона в настоящее время состоят в следующем:
1. Для работодателя (у которого производится Специальная оценка рабочих мест по условиям труда (СОУТ)) - это добиться снижения финансовых затрат на СОУТ. У отдельной категории работодателей может быть достигнуто снижение профзаболеваемости у работников. Все затраты связанные с обеспечением безопасных условий труда ложатся на данного работодателя, включая обеспечением средств коллективной защиты (СКЗ) и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Но работодатель, в принципе, мало что может изменить в данной ситуации, так как то, что было заложено производителем оборудования при проектировании (вредные вещества, опасные технологии), снижает превентивный эффект при его эксплуатации. Работодатель, фактически мало заинтересован в том, чтобы в дальнейшем изменить положение к лучшему.
2. Для работников - не допустить ухудшения состояния условий труда на рабочем месте.
В этой связи предлагается:
1. На первое место в цепочке инициаторов превентивных мер поставить производителя машинного оборудования и разработчика технологий. Именно они при проектировании производственной техники должны заложить безопасные материалы и безопасные технологии. А в случае невозможности обеспечить работодателя, использующего данное оборудование и технологию средствами СКЗ и СИЗ, рассчитать риск возникновения профзаболевания и в нести в Фонд социального страхования (ФСС) определенную страховую сумму, величина которой будет зависеть от степени риска профзаболевания. В этом случае желательно проводить сертификацию продукции с целью обеспечения безопасных условий ее эксплуатации.
2. На второе место в данной цепочке необходимо поставить работодателя, который использует произведенное оборудование. У него необходимо провести полную аттестацию всех рабочих мест и определить комплексное воздействие всех отрицательных факторов на рабочем месте, а также проверить выполнение всех предписаний производителя по использованию его оборудования, СКЗ и СИЗ. Производитель, будет, безусловно, заинтересован в достоверной оценке условий труда.
Достоверная оценка условий труда не только повлияет на уменьшение риска связанного со своевременным выявлением профзаболевания у работника, но и снизит затраты на выплату компенсаций за вредные и опасные условия труда. В случае возникновения профзаболевания определяется виновность производителя оборудования (СКЗ/СИЗ) или его владельца. Производитель, в данном случае, будет стремиться указать все возможные вредные и опасные факторы, с целью обезопасить себя, в то же время владелец (работодатель) будет стремиться провести качественно аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечить работников качественными СКЗ и СИЗ.
Здесь четко просматривается место и роль страховых компаний, которые в свою очередь, будут заинтересованы в качественном обучении работников по соблюдению безопасных условий труда. Таким образом, каждая из сторон, исходя из собственных интересов и в силу вышеупомянутых обстоятельств, будет способствовать повышению качества проведения аттестации по условиям труда на рабочих местах.
Результаты специальной оценки рабочих мест (аттестации рабочих мест) и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников показывают, что в проблема не решается в корне, т.е. не решается проблема, связанная с ликвидацией (уменьшением) источника производственного травматизма и профессиональных заболеваний у работников. Для этого нужны новые материалы, новые безопасные технологии.
По результатам мониторинга специальной оценки условий труда, должны быть выявлены причины, обуславливающие вредные и опасные условия труда. Для устранения причин порождающих данные вредные и опасные факторы должны быть разработаны программы. Для реализации этих программ должны быть привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (проведение Научно исследовательской работы и проведения НИОКР) и частные инвесторы для организации производства (данной продукции или развертывания новой технологии).
Результатом реализации проекта должно быть снижение (или удаление) данных вредных производственных факторов на рабочем месте. Этот результат покажет эффективность социального партнерства.
То есть необходимо не латать дыры, а устранять в корне причину, порождающую вредные и опасные факторы на рабочем месте. Пока мы не устраним причину, все остальные действия к существенным изменениям не приведут.
Целесообразно разграничить, имеющиеся профессии и виды работ по степени риска. Выявить (идентифицировать) наиболее опасные из них, определить уровень (степень) опасности и факторы, способствующие их проявлению. Выработать технические и организационные меры по снижению уровней воздействия данных факторов на работников или персонал, находящийся в зоне воздействия опасных или вредных факторов среды и трудового процесса. Проработать и представить к обсуждению методику классификации данных факторов, на основе которой сформировать соответствующий классификатор рисков (в первую очередь на виды работ или деятельности с относительно высоким уровнем занятых).
Установить конкретные показатели по снижению числа занятых во вредных или опасных условиях труда для каждого субъекта Российской Федерации, при осуществлении систематического ежегодного контроля изменения этих показателей на основе проведения организационных и технических мероприятий с предоставлением углубленного анализа их результативности.
Чтобы это обеспечить нужно, провести научно-исследовательские изыскания, опытно-конструкторские работы. По результатам специальной оценки нужно определить (они фактически уже выявлены) направления таких работ. По ним нужно составить долгосрочные программы и определить объем финансовых средств. За счет государственных средств на проведение НИР и НИОКР. При необходимости привлечь инвесторов для проведения дальнейших работ, связанных с опытно-конструкторскими разработками. Основными идеологами в этом направлении должны стать Научно-исследовательские институты подведомственные Минтруду России.
Необходимо обратить внимание на обучение охране труда руководителей малого и среднего бизнеса. Перед открытием своего бизнеса они должно пройти элементарный курс по знанию необходимых документов по охране труда в своей организации.
Для малого и среднего бизнеса целесообразно (на основе проведенного мониторинга рабочих мест по условиям труда) разработать паспорт стандартных рабочих мест и привести их в оптимальное состояние на основе использования практических решений [4].
Для каждого стандартного рабочего места определяется необходимое оборудование, технологические процессы, факторы трудового процесса которые будут воздействовать на работника. На основании этого уточняется перечень возможных профессиональных заболеваний на рабочем месте. Исходя из этого определяются необходимые средства коллективной и индивидуальной защиты на рабочем месте. На основании этого планируются возможные мероприятия по снижению профессиональных заболеваний у работников.
Одновременно с этим определяется перечень опасных производственных факторов возможных на рабочем месте, при использовании данного оборудования. На основании этого определяется перечень возможных травм на рабочем месте. Исходя и этого, определяются необходимые средства коллективной и индивидуальной защиты от получения травм на рабочем месте. На основании этого планируются возможные мероприятия по снижению получения травм у работников.
Стандартные рабочие места можно построить на основании результатов полученных в результате проведенной аттестации рабочих мест и специальной оценке рабочих мест по условиям труда. На основании этого может быть создана база стандартных рабочих мест для малого и среднего бизнеса.
Работодатель в этом случае должен выбрать стандартное рабочее место, декларировать, то есть подтвердить, что он выбирает данное оборудование, технологию, обязуется использовать данное оборудование, данную технологию, на котором могут быть определенные вредные и опасные производственные факторы, а также говорится об их последствиях для работника.
Работодатель также обязуется использовать все предусмотренные в данном случае средства коллективной и индивидуальной защиты. При невыполнении данной декларации ему должен грозить крупный денежный штраф. С эти документом должен быть ознакомлен и работник.
Все рассмотренные вопросы направлены на повышение эффективности социального партнерства, только совместными усилиями работодателя, профсоюзов и государства (в лице Минтруда России) можно добиться, чтобы наши организации смогли конкурировать с передовыми зарубежными организациями.
Необходимо вывести социальное партнерство из сферы политики для того, чтобы оно не могло стать заложником каких-либо политических сил.
Необходимо, чтобы все стороны социального партнерства приняли активное участие в реализации международной программы "О Нулевом видении травматизма в промышленности...".
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.:Эксмо, 2014. - 416 с.
2. Минько В.М., Русак О.Н. О роли университетов и науки в обеспечении безопасности в России // Безопасность жизнедеятельности. 2017. N 8(200). С. 3-8.
3. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
4. Уроки эргономики. Простые и практические решения для повышения безопасности и улучшения условий труда. МОТ. Женева, 1996.- 273 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.