Баланс получателя бюджетных средств (ф. 0503130)
При заполнении этой отчетной формы встречаются следующие нарушения.
Неправильное отражение в балансе (ф. 0503130) стоимости земельных участков. Несмотря на то, что по правилам, установленным инструкциями N 157н *(2), 162н *(3), земельные участки, в том числе те, на которых расположены здания и которые переданы учреждениям в бессрочное пользование, учитываются на счете 0 103 00 000 и отражаются по кадастровой стоимости по строке 070 баланса (ф. 0503130), некоторые учреждения ведут их учет на забалансовом счете 01. Соответственно, эти объекты отражаются не в балансе (ф. 0503130), а в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Иногда земельные участки не показываются на балансовых счетах по причине отсутствия информации об их кадастровой стоимости в регистрационных документах. Отсутствие в регистрационных документах такой информации не дает субъекту учета права не отражать событие о поступлении указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 14.09.2017 N 02-07-05/59444).
Неотражение по строке 090 капитальных вложений в отношении имущества, переданного учреждению в период составления отчетных форм. В Письме N 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 сказано, что вложения в нефинансовые активы (счет 0 106 00 000) отражаются по строке 090. По этой строке показывается общий объем капитальных вложений (по совокупности объектов). Информация, отраженная по строкам 090-094, в отношении объектов нефинансовых активов, по которым числятся незавершенные капитальные вложения в связи с созданием объекта недвижимости (строительством, реконструкцией, модернизацией (техническим перевооружением)) или его приобретением, должна быть сопоставима с информацией, приведенной в сведениях (ф. 0503190) (форма и порядок ее заполнения установлены Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 N 15н). При этом обособление каких-либо расходов, формирующих капитальные вложения (например, процентов по кредиту), отдельными строками в сведениях (ф. 0503190) не предусмотрено.
В случае оформления после отчетной даты (но до представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных вложений по которым завершено до 01.01.2018, такое событие признается существенным и подлежит отражению в отчетности за 2017 год:
- на счетах бюджетного учета, если документы поступили в момент формирования отчетных форм, и в пояснительной записке (ф. 0503160);
- в пояснительной записке (ф. 0503160), если документы поступили в учреждение до момента отправки отчетности учредителю, но после того, как она была сформирована.
Отражение стоимости здания до момента государственной регистрации прав на него по строке 100 баланса (ф. 0503130). По данной строке отражаются нефинансовые активы в пути, учитываемые на счете 0 107 00 000. Отражение зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества по строке 100 баланса (ф. 0503130) не допускается. Учет здания (помещения) до получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание (помещение) у принимающей стороны, ведется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", при условии что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено. При этом, если государственная регистрация права у принимающей стороны на указанный объект завершена после 01.01.2018, но до срока представления отчетности, такое событие признается существенным. Поступление объекта имущества отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 10 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" в отчетности за 2017 год. В случае если документы о государственной регистрации объекта поступили в учреждение поздно, информация о регистрации объекта приводится в текстовой части пояснительной записки.
Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а государственная регистрация названного права у принимающей стороны на данный объект не завершена, он учитывается у принимающей стороны на счете 1 101 10 000.
Отражение отрицательных показателей по строкам 260, 470, 490, 530. По этим строкам в балансе (ф. 0503130) отражаются показатели, сформированные по счетам 1 206 00 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000. Правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", дебетовых остатков по счетам 1 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам", 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 1 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами". Соответственно, наличие показателей по указанным счетам со знаком минус является недопустимым.
Отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по строкам 260, 310 баланса (ф. 0503130). По названным строкам отражаются показатели по счетам 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами". Методологией учета, приведенной в Инструкции N 162н, не предусмотрено отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по счетам 1 206 00 000, 1 208 00 000, в отношении которой получатель бюджетных средств осуществляет мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе:
- по осуществленной в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений предварительной оплате, подлежащей возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений);
- по восстановлению в бюджете расходов по результатам претензионной работы, включая возврат излишне выплаченной заработной платы, задолженности уволенных сотрудников по подотчетным суммам.
Указанная дебиторская задолженность по восстановлению расходов бюджета подлежит отражению на счете 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат".
В связи с вышесказанным наличие по строкам 260, 310 просроченной дебиторской задолженности недопустимо.
* * *
В завершение статьи отметим, что в Письме Федерального казначейства N 07-04-05/08-807 обозначен ряд ошибок, допускаемых получателями бюджетных средств при заполнении таблиц пояснительной записки (ф. 0503160). Многие учреждения относятся формально к составлению этой формы отчетности, тогда как заполнение всех разделов пояснительной записки является обязательным в силу норм Инструкции N 191н.