Паспорт изменен. - Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18 апреля 2017 г. N 5
Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг"
(утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21 ноября 2016 г. N 10)
18 апреля 2017 г.
1. Основные положения
Наименование направления |
"ЖКХ и городская среда" |
||
Краткое наименование проекта |
Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг |
Срок начала и окончания проекта |
15 октября 2016 г. - 1 мая 2021 г. |
Куратор проекта |
Козак Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
|
||
Функциональный заказчик |
Мень М.А. - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Руководитель проекта |
Чибис А.В. - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Министерство энергетики Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Субъекты Российской Федерации Органы местного самоуправления |
||
Разработчик паспорта проекта |
Чибис А.В. - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг со снижением к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30% и повышением уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85% |
||||||
Показатели проекта и их значения по годам |
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) |
Базовое значение |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг (%)1 |
основной |
76% (2016 год) |
77% |
78% |
80% |
85% |
|
Количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (шт.) |
основной |
Не более 130 000 (2015)2 |
Не более 117 000 (-10%) |
Не более 104 000 (-20%) |
Не более 95 000 (-27%) |
Не более 91 000 (-30%) |
|
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (%) |
основной |
23,4 (2015) |
27 |
30 |
30 |
30 |
|
Результаты проекта |
1. Создание и внедрение системы оценки качества жилищно-коммунальных услуг и формирование индекса обеспечит возможность оценки на территории субъекта Российской Федерации следующих основных параметров3: - количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим многоквартирными домами; - сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; - объем привлеченных частных инвестиций, в том числе в рамках заключенных концессионных соглашений; - удовлетворенность населения качеством управления многоквартирными домами; - информированность населения об изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве; - уровень информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Оценка и формирование индекса качества жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться с обязательным участием граждан, экспертов, рейтинг будет публичен и доступен для всех заинтересованных лиц. Индекс будет призван стимулировать субъект Российской Федерации либо к улучшению состояния качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, либо к его поддержанию, если текущий рейтинг будет достаточным. 2. Пакет законодательных и регулятивных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет: - стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, - разработки и реализации мер по снятию институциональных и организационных ограничений по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения. - разработки и реализации дополнительных мер, направленных на совершенствование системы расчетов за коммунальные услуги, исключающие недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации, - "донастройки" тарифного законодательства, в том числе в части обеспечения сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности, устранения существующих противоречий в трактовке экономической обоснованности расходов, установления особенностей учета расходов в рамках холдинговых структур, - передачи объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, в концессию с организацией последующего мониторинга заключения и исполнения заключенных концессионных соглашений, - развития информационных ресурсов, аккумулирующих лучшие практики реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, информацию о потенциальных проектах и инвесторах (банкжкх, Биржа проектов, рейтинг концессионеров, реестр недобросовестных участников рынка), - совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, реализуемых через механизм концессии в период с 2017 по 2020 годы, имея в виду необходимость создания инструментов, позволяющих охватить максимальное количество инвестиционных проектов, и оказание такой поддержки путем субсидирования процентной ставки, позволяющей, с одной стороны, увеличить охват инвестиционных проектов, реализующихся с использованием средств государственной поддержи, а, с другой стороны, снизить объем прямых бюджетных средств для финансирования указанных проектов. - формирования "коробочного" тиражируемого кредитного продукта в целях массового привлечения в отрасль инвестиций; - введения прозрачных механизмов управления коммунальной инфраструктурой, гарантирующих стабильность ресурсоснабжения потребителей. - совершенствования механизмов проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений; - устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере. 3. Совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами посредством определения минимального перечня сервисов, предоставление которые должно обеспечиваться в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (время реагирования (скорость рассмотрения) на обращение (жалобу) потребителя, наличие возможности подать обращение (жалобу) в режиме он-лайн, наличие в шаговой доступности офиса управляющей организации, наличие единой униформы сотрудников управляющей организации, требования к персоналу и другие). 4. Предоставление на территории всех субъектов Российской Федерации возможностей потребителям в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) направлять обращения в управляющие и ресурсоснабжающие организации, в контролирующие органы, передавать показания приборов учета, голосовать в режиме реального времени по вопросам управления домом, заключать договоры управления, договоры поставки коммунальных ресурсов, контролировать качество предоставляемых коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), выполняемых работ в многоквартирном доме |
||||||
Описание модели функционирования результатов проекта |
Обеспечение улучшения качества жилищно-коммунальных услуг: 1. Принят пакет законодательных и регулятивных мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а именно: - стимулирующий субъекты Российской Федерации к установления налоговых льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса, в том числе путем снятия ограничений, связанных с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, - снимающий институциональные и организационные ограничения по привлечению инвестиций (стратегических, портфельных, институциональных инвесторов) в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - повышающий уровень платежной и финансовой дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе совершенствующий систему расчетов за коммунальные услуги, исключающую недобросовестных посредников при перечислении средств от потребителя в адрес ресурсоснабжающей организации, - обеспечивающий "донастройку" тарифного законодательства в части сохранения экономии вследствие повышения эффективности деятельности и инвестиционной деятельности, устраняющий существующие противоречия в трактовке экономической обоснованности расходов, устанавливающий особенности учета расходов в рамках холдинговых структур; - направленный на снижение аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, - повышающий уровень удовлетворенности граждан оказываемыми коммунальными услугами, - ликвидирующий неэффективные унитарные предприятия, в управлении которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, и расширению возможностей для привлечения концессионеров для управления объектами коммунальной инфраструктуры, - формирующий в виде концессионеров профессиональных и эффективных команд для управления объектами коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - улучшающий платежную и финансовую дисциплину в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - более широко охватывающий государственной поддержкой инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - формирующий и создающий возможности тиражирования лучших практик реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, упрощения процесса поиска потенциальных инвестиционных проектов (для инвесторов) и инвесторов (для проектов), - сокращающий причины и условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений в жилищно-коммунальной сфере. 3. Создана система оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг и присвоен соответствующий индекс субъекту Российской Федерации, что: - позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг на территории субъекта Российской Федерации; - сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами и создадут основу для оценки эффективности их работы в этой сфере; - позволит выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг положить в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных текущих проблем и востребованных гражданами, а также по повышению эффективности управления такими объектами, - обеспечит распространение лучших практик в сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - создаст условия для дальнейшего развития конкуренции и повышения клиентоориентированности отрасли жилищно-коммунального хозяйства. |
3. Этапы и контрольные точки
N п/п |
Наименование |
Тип (завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя) |
Срок |
1. |
Утверждение паспорта проекта |
завершение этапа |
17 ноября 2016 г. |
2. |
Утверждение сводного плана проекта |
завершение этапа |
16 января 2017 г. |
3. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части принятия дополнительных мер, направленных на повышение платежной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг. |
контрольная точка результата |
1 марта 2017 г. |
4. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, концессионная плата, являющаяся критерием конкурса, не включается в тарифы регулируемых организаций. |
контрольная точка результата |
1 апреля 2017 г. |
5. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц. |
контрольная точка результата |
1 февраля 2017 г. ГАРАНТ: |
6. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. |
контрольная точка результата |
30 апреля 2017 г. |
7. |
Разработана программа проведения семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. |
контрольная точка результата |
1 мая 2017 г. |
8. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами. |
контрольная точка результата |
7 апреля 2017 г. |
9. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
10. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсо снабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения. |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
11. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий возможность применение повышающего коэффициента в размере 3 к норме амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам |
контрольная точка результата |
1 апреля 2017 г. |
12. |
Подготовлена методика оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, в том числе в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов. |
контрольная точка результата |
1 июля 2017 г. |
13. |
Сформирован механизм тиражирования лучших практик привлечения инвестиций и модернизации ЖКХ |
контрольная точка результата |
1 марта 2017 г. |
14. |
Подготовлено типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры |
контрольная точка результата |
30 апреля 2017 г. |
15. |
Размещено на сайте Минстроя России и направлено вместе с методическими материалами в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры |
контрольная точка результата |
30 апреля 2017 г. |
16. |
Запущена система мониторинга реализации концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в рамках ГАС "Управление" |
контрольная точка результата |
1 мая 2017 г. |
17. |
Подготовлена целевая модель ("дорожная карта") развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
18. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры |
контрольная точка результата |
1 мая 2017 г. |
19. |
Запущен информационный ресурс, содержащий информацию о потенциальных проектах и инвесторах (Биржа проектов) |
контрольная точка результата |
1 мая 2017 г. |
20. |
Организовано проведение семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. |
контрольная точка результата |
1 декабря 2017 г. |
21. |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
22. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
23. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
контрольная точка результата |
30 апреля 2017 г. |
24. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры. |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
25. |
Утверждены органами власти субъектов Российской Федерации "дорожные карты" развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации |
контрольная точка результата |
1 августа 2017 г. |
26. |
Разработан проект методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" |
контрольная точка результата |
1 июля 2017 г. |
27. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами |
контрольная точка результата |
1 сентября 2017 г. |
28. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2017 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
контрольная точка показателя |
15 октября 2017 г. |
29. |
Принято решение об условиях выделении средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта4 |
контрольная точка результата |
15 августа 2017 г. |
30. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта5 |
контрольная точка результата |
25 декабря 2017 г. |
31. |
Утверждена методика оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" |
контрольная точка результата |
20 декабря 2017 г. |
32. |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2017 году |
контрольная точка результата |
25 декабря 2017 г. |
33. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части исключения посредников при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг. |
контрольная точка результата |
1 августа 2017 г. |
32. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятии, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, концессионная плата, являющаяся критерием конкурса, не включается в тарифы регулируемых организаций. |
контрольная точка результата |
31 декабря 2017 г. |
35. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений. |
контрольная точка результата |
31 декабря 2017 г. |
36. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. |
контрольная точка результата |
31 декабря 2017 г. |
37. |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсо-снабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения; - возможность применение повышающего коэффициента в размере 3 к норме амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам; - внесение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов. |
контрольная точка результата |
31 декабря 2017 г. |
38. |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2017 года (с опубликованием результатов) |
контрольная точка результата |
1 августа 2018 г. |
39. |
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
контрольная точка результата |
15 августа 2018 г. |
40. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
контрольная точка результата |
25 декабря 2018 г. |
41. |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2018 году6) |
контрольная точка результата |
31 декабря 2018 г. |
42. |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2018 года (с опубликованием результатов) |
контрольная точка результата |
1 августа 2019 г. |
43. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
контрольная точка показателя |
15 октября 2019 г. |
44. |
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
контрольная точка результата |
15 августа 2019 г. |
45. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
контрольная точка результата |
25 декабря 2019 г. |
46. |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2019 году7 |
контрольная точка результата |
31 декабря 2019 г. |
47. |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2019 года (с опубликованием результатов) |
контрольная точка результата |
1 августа 2020 г. |
48. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
контрольная точка показателя |
15 октября 2020 г. |
49. |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2020 году |
контрольная точка результата |
31 декабря 2020 г. |
50. |
Подготовлен итоговый отчет о реализации проекта |
завершение этапа |
1 апреля 2021 г. |
51. |
Проект завершен. Итоговый отчет утвержден. |
завершение этапа |
1 мая 2021 г. |
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Бюджетные источники, млн руб. |
Федеральный бюджет |
5006 |
12000 |
12000 |
12000 |
41006 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Внебюджетные источники, млн руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
5006 |
12000 |
12000 |
12000 |
41006 |
5. Ключевые риски и возможности
N п/п |
Наименование риска/возможности |
Мероприятия по предупреждению риска/ реализации возможности |
|
Ключевые риски |
|
1. |
"Недоступность" кредитных ресурсов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по причине высоких ставок |
Снятие институциональных и организационных ограничений по привлечению кредитных ресурсов и повышение уровня вовлеченности банков в финансирование инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктур
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки |
2. |
Низкая вовлеченность банков в процесс кредитования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Государственная поддержка инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ("прямое финансирование" и субсидирование процентной ставки), реализуемых через механизм концессии в "малых городах"
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки |
3. |
Ухудшение финансового состояния регулируемых организаций и, как следствие, снижение инвестиционной активности и сокращение объемов расходов инвестиционного и производственного характера |
Обеспечение учета подтвержденных инвестиционных потребностей регулируемых организаций при принятии субъектами Российской Федерации решений об установлении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги
Обеспечение на федеральном уровне содействия и координации в поиске инвесторов и презентации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, требующих привлечения инвестиций с использованием интернет-портала "Биржа инвестиционных проектов"
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки |
4. |
Технические сбои в работе ГИС ЖКХ и, как следствие, недостаточность наполнения системы необходимой информацией и недоступность требуемой информации для потребителей |
Контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению |
5. |
Отсутствие решения Банка России о возможности инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в городах с населением менее 1 млн. человек |
Активное взаимодействие с Банком России по обсуждению необходимых изменений, в том числе на площадке Правительства Российской Федерации, Проектного комитета |
6. |
Неразмещение информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (органы власти всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), участниками рынка жилищно-коммунального хозяйств (лица, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации) |
Контроль размещения информации в ГИС ЖКХ и привлечение к административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ |
7. |
Нарушение сроков принятия изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства |
Активное межведомственное взаимодействие, своевременное реагирование на нарушение сроков рассмотрения проектов актов соисполнителями
Использование упрощенного регламента согласования проектов нормативных правовых актов |
8. |
Принятие на федеральном уровне решений об установлении предельного размера индекса платы граждан за коммунальные услуги ниже инфляции, не учитывающих уже взятые инвестиционные обязательства (в рамках заключенных концессионных соглашений), а также потребности в инвестициях |
Открытое обсуждение и качественный анализ проектов решений, которые оказывают влияние на состояние инвестиционной активности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства
Корректировка показателей проекта |
9. |
Непринятие органами местного самоуправления (собственниками объектов коммунальной инфраструктуры) решений о передаче в концессию объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении у неэффективных унитарных предприятий |
Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию |
Возможности | ||
1. |
Снижение объема бюджетных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения и водоотведения |
Расширение источников финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры (в том числе за счет привлечения средств негосударственных пенсионных фондов) |
2. |
Рост вовлеченности собственников помещений в многоквартирных домах в решение вопросов управления многоквартирным домом |
Реализация комплекса мер по информационно-разъяснительной работе среди граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и проводимых реформах в отрасли |
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323) |
Взаимосвязь с другими проектами и программами |
|
Формальные основания для инициации |
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р) |
Дополнительная информация |
Ограничения: наличие стратегических рисков реализации проекта, указанных в соответствующем разделе проектного предложения. Предложения по форме реализации Проекта: создание в Минстрое России проектного офиса в виде отдельного структурного подразделения Департамента |
Обоснование паспорта приоритетного проекта
"ЖКХ и городская среда" по направлению "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг"
1. Обоснование проекта
В 2013 году по данным ВЦИОМ состояние ЖКХ названо проблемой N 1 в стране из-за высокого уровня износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, низкого уровня сервиса в отрасли, непрозрачных платежей, отсутствия реальных рычагов влияния со стороны собственников помещений в многоквартирных домах на недобросовестные управляющие организации и ряда других проблем, которые были исторически "накоплены" в отрасли, как минимум, за последние 20 лет.
Выявленные и подтверждаемые объективной ситуацией проблемы требовали принятия на всех уровнях власти решений, которые бы позволяли качественно и радикально изменить правила работы отрасли ЖКХ, "повернуть" ее лицом к потребителю и заставить слышать и учитывать его потребности.
В этой связи с 2014 по 2016 годы в отрасли произошли значительные изменения.
В частности, на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, создающая благоприятные условия для работы частного инвестора в сфере ЖКХ, которая, с одной стороны, гарантирует инвестору возврат вкладываемых инвестиций и возможность осуществления долгосрочного планирования своей деятельности за счет введения долгосрочного тарифного регулирования, а с другой стороны, гарантирует потребителю получение надежных и качественных услуг по доступной цене, поскольку в основу оценки деятельности концессионера заложено достижение им конкретных целевых показателей надежности и эффективности, а устанавливаемый ему тариф ограничен предельным индексом размера платы гражданина за коммунальные услуги. Субъект Российской Федерации стал стороной концессионного соглашения, что повышает ответственность власти за принимаемые тарифные решения и обеспечивает инвестору дополнительные условия стабильности его работы на территории.
В целях оказания методической и организационной поддержки, повышения информированности инвесторов об условиях работы в сфере ЖКХ при Минстрое России создан Центр ГЧП, в работу запущен информационный портал о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ (банкжкх.рф).
В 2016 году впервые была запущена система оказания государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации коммунальной инфраструктуры в "малых городах".
В 2015 году объем привлеченных инвестиций в отрасль ЖКХ составил порядка 183 млрд. рублей.
По итогам 2016 года было заключено 1477 концессионных соглашений, из них только за 2016 год заключены 580 концессионных соглашений, за 2015 год - 271 концессионное соглашение, за 2014 год - 112 концессионных соглашений. Более чем по 190 концессионным конкурсам на сегодняшний день открыт прием заявок на участие.
Объем инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2016 году, составляет порядка 67,6 млрд руб. (из них 62,4 млрд руб. средства концессионеров).
По состоянию на 1 января 2017 г., общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренных в рамках действующих концессионных соглашений, составляет 196,2 млрд. руб. (из них 183,4 млрд. руб. - средства концессионеров).
Первые результаты оценки действующих концессий показывают рост эффективности коммунальных предприятий: в теплоснабжении снижена аварийность на 47%, потери - на 18%; в водоснабжении аварийность снижена на 21%, потери на 14%. Можно говорить об улучшении качества жизни для 3,4 млн. россиян.
Результат преобразований, проведенных в отрасли, был оценен населением - по данным исследовательского холдинга Ромир, в июле 2016 года 71% россиян сообщили о том, что удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг.
При этом коммунальная инфраструктура Российской Федерации как одна из самых масштабных в России обуславливает необходимость активного продолжения реализации задачи по ее модернизации во всех регионах страны наряду с реализацией потенциала повышения энергоэффективности отрасли, который, по экспертным оценкам, достигает 40%.
Справочно: Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются почти 145 млн. человек (без учета промышленного сектора), т.е. вся страна, а протяженность сетей водоснабжения составляет 574 тыс. км, что в 1,5 раза превышает расстояние от Земли до Луны, сетей водоотведения составляет 192 тыс. км - оборот вокруг Земли 5 раз, протяженность сетей теплоснабжения равна 171 тыс. км, что в 2 раза больше протяженности железных дорог в России.
По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоотведения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу обращения с отходами).
Ежегодно за счет роста объемов жилищного строительства возрастает нагрузка на коммунальную инфраструктуру, одновременно растут требования потребителей к качеству коммунальных услуг - бесперебойности подачи ресурсов, скорости устранения аварий, соответствию ресурсов требованиям качества.
Таким образом, для продолжения реформирования и качественного преобразования жилищно-коммунальной сферы необходимо обеспечить дальнейшую модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и приведение их в соответствие запросам современного города.
Существенные преобразования были осуществлены и в жилищной сфере.
В частности, в целях повышения качества оказания жилищных услуг кардинально были изменены подходы к регулированию рынка оказания таких услуг, который сделали профессиональным путем введения с 1 мая 2015 г. лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Потребитель получил не только понятный способ смены управляющей организации в тех случаях, когда она ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, но защиту от выставления "двойных квитанций" и более эффективную и оперативную защиту от нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора (проверки управляющих организаций по жалобам граждан проводятся внепланово и без дополнительных согласований). На первом этапе лицензирование не смогли пройти порядка 13% управляющих организаций.
Вместе с тем, работа по "наведению порядка" на рынке управления жильем должна быть продолжена. Необходимо обеспечить получение всеми потребителями набора современных унифицированных сервисов, которые сделают его проживание в доме удобным и комфортным, в том числе обеспечат оперативное устранение выявляемых нарушений по дому.
2. Методика расчета показателей проекта
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Временные характеристики показателя |
Алгоритм формирования (формула) |
Базовые показатели (используемые в формуле) |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности |
Охват единиц совокупности |
Ответственный за сбор данных |
1. |
Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг |
% |
2017 - 2020 (ежегодно) |
X/Y x 100% |
X - всего человек, удовлетворенных качеством ЖКУ; Y - всего опрошено человек |
Опрос населения, анализ |
в соответствии с утвержденной методикой опроса |
ВЦИОМ |
2. |
Количество аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов (шт.) |
шт. |
2015 -2017 (ежегодно) |
|
X - количество аварий в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения в отчетному году |
Показатель количество аварий предусмотрен отчетной формой Росстата 1-водопровод, 1-канализация, 1-ТЕП |
100% |
Росстат |
3. |
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло снабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
% |
2015 -2017 (ежегодно) |
X/Y x l00% = Z |
X - объем заемных, средств, рассчитанный в соответствии с методикой Минстроя России Y - объем капитальных вложений, рассчитанный в соответствии с методикой Минстроя России, Z - доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в отчетном году |
Методика, утвержденная приказом Минстроя России от 20 февраля 2016 г. N 103пр |
100% |
Минстрой России |
3. Структурная декомпозиция результатов проекта
4. Обоснование достижения показателей проекта
Исходя из базового значения удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в 76%, а также учитывая динамику изменения этого уровня, начиная с 2013 года (когда 58% граждан ставили проблемы в сфере ЖКХ на первое место), реализация мероприятий, предусмотренных проектом обеспечит получение всеми потребителями набора новых современных унифицированных сервисов, которые сделают его проживание в доме удобным и комфортным, в том числе обеспечат оперативное устранение выявляемых нарушений по дому. Такие мероприятия обеспечат постепенное повышение уровня удовлетворенности на 8% за период с 2017 (77%) по 2020 годы (85%).
Исходя из базового количества аварий и сложившегося темпа снижения количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов по отношению к показателям 2015 года, оперативных данных субъектов Российской Федерации о том, что в рамках заключенных концессионных соглашений в среднем снижение аварийности в теплоснабжении осуществляется на 47%, в водоснабжении на 21%, реализация мероприятий по обеспечению дальнейшей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведет к стабильному темпу снижения аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения до 30% к 2020 году по отношению к 2015 году.
По состоянию на ноябрь 2016 года Фондом ЖКХ одобрено 36 заявок по 20 субъектам Российской Федерации на общую сумму за счет средств Фонда 4 386,29 млн. рублей, при общей стоимости проектов 9 053,77 млн. рублей. Для реализации указанных проектов модернизации будут привлечены частные инвестиции в размере 3 760,05 млн. рублей.
Действующий механизм предоставления финансовой поддержки на модернизацию коммунальной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N1451 оказался высоко востребован субъектами Российской Федерации.
В настоящее время Фондом ЖКХ ведется работа по рассмотрению и отбору заявок на 2017 год на финансирование 90 проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в 31 субъекте Российской Федерации с объемом поддержки Фонда ЖКХ порядка 8800,0 млн. рублей, в связи с чем Минстрой России отмечает высокую потребность организаций коммунальной инфраструктуры в предоставлении такой финансовой поддержки.
В целях расширения объема финансовой поддержки организаций коммунальной инфраструктуры Минстроем России планируется изменение подходов к оказанию государственной поддержки проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры путем введения механизма возмещения части доходов российских кредитных организаций по кредитам (займам), выданным ресурсоснабжающим организациям (либо российских негосударственных пенсионных фондов при покупке облигационных займов у соответствующих организаций) на осуществление строительства, модернизации и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно оценке Минстроя России, потенциальный объем привлеченных кредитных ресурсов может составить: в 2017 г. - 8 500 млн. руб., в 2018 г. - 20 400 млн. руб., в 2019 г. - 20 400 млн. руб., исходя из принципа непревышения общего лимита средств Фонда на соответствующий год (5 006 млн. руб. в 2017 г., 12 000 млн. руб. в 2018 г., 12 000 млн. руб. в 2019 г.) на поддержку модернизации систем коммунальной инфраструктуры и софинансирование кредитов, выданных по ставке 5% до уровня ключевой ставки, увеличенной на 5%.
5. Календарный план-график проекта
6. Этапы и контрольные точки
Наименование |
Тип (завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя) |
Срок |
Ответственный исполнитель |
Уровень контроля |
Утверждение паспорта проекта |
Завершение этапа |
17 ноября 2016 г. |
Минстрой России |
Президиум Совета |
Утверждение сводного плана проекта |
Завершение этапа |
16 января 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части принятия дополнительных мер, направленных на повышение платежной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг. |
Контрольная точка |
1 марта 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения |
Контрольная точка |
1 апреля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц |
Контрольная точка |
1 февраля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Контрольная точка |
31 марта 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Разработана программа проведения семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. |
Контрольная точка |
1 мая 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами |
Контрольная точка |
7 апреля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. |
Контрольная точка |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсоснабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения; |
Контрольная точка |
1 июня 2017 г. |
Минфин России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающий возможность применение повышающего коэффициента в размере 3 к норме амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам |
Контрольная точка |
1 июня 2017 г. |
Минфин России |
Проектный комитет |
Подготовлена методика оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, в том числе в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов. |
Контрольная точка |
1 июля 2017 г. |
Минфин России |
Проектный комитет |
Сформирован механизм тиражирования лучших практик привлечения инвестиций и модернизации ЖКХ |
Завершение этапа |
1 марта 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлено типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры |
Контрольная точка |
30 апреля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Размещено на сайте Минстроя России и направлено вместе с методическими материалами в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации типовое тиражируемое кредитное решение в целях массового привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры |
Завершение этапа |
30 апреля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Запущена система мониторинга реализации концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в рамках ГАС "Управление" |
Завершение этапа |
1 мая 2017 г. |
Минэкономразвития России |
Проектный комитет |
Подготовлена целевая модель ("дорожная карта") развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации |
Контрольная точка |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры |
Контрольная точка |
1 мая 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Запущен информационный ресурс, содержащий информацию о потенциальных проектах и инвесторах (Биржа проектов) |
Завершение этапа |
1 мая 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Организовано проведение семинаров по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, согласованием и утверждением инвестиционных программ, долгосрочным тарифным регулированием, рассчитанная на сотрудников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых организаций. |
Контрольная точка |
1 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен проект изменений в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений |
Контрольная точка |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, связанных с сохранением достигнутой экономии и порядком учета затрат по договорам с юридическими лицами, входящими с регулируемыми организациями в одну группу лиц |
Завершение этапа |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Завершение этапа |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка согласования и утверждения инвестиционных программ концессионеров в сфере коммунальной инфраструктуры. |
Завершение этапа |
1 июня 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Утверждены органами власти субъектов Российской Федерации "дорожные карты" развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации |
Завершение этапа |
1 августа 2017 г. |
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Проектный комитет |
Разработан проект методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" |
Контрольная точка |
1 июля 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части корректировки стандарта сервиса управления многоквартирными домами |
Завершение этапа |
1 сентября 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2017 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
Контрольная точка |
15 октября 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
15 августа 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2018 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
25 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Утверждена методика оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг "Индекс качества жилищно-коммунальных услуг" |
Завершение этапа |
20 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2017 году |
Контрольная точка |
25 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в части исключения посредников при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг. |
Завершение этапа |
1 августа 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность введения публичного управления в отношении объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в частной собственности в случае прекращения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения; - установление субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам унитарных предприятий в сфере коммунального комплекса; - запрет создания государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; - введение возможности установления платы концессионера в качестве критерия конкурса на право заключения концессионного соглашения |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации в целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса, а также ответственности за достоверность таких сведений |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры (в том числе путем проведения технического обследования), предоставленных собственником такого имущества; - условия осуществления такой верификации; - процедуру компенсации заранее определенной величины затрат инвестора на подготовку предложения в порядке "частной инициативы" в случае, если по итогам конкурса победителем определен иной участник; - ведение реестра "недобросовестных" концессионеров (собственников и органов управления ресурсоснабжающих организаций), а также запрет их участия в конкурсах на право заключения концессионных соглашений |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие: - недопущение повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при трансформации арендных соглашений в концессионные; - возможность применения как упрощенной, так и общей системы налогообложения для ресурсоснабжающих организаций, заключивших концессионные соглашения. |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающий возможность применения повышающего коэффициента в размере 3 к норме амортизации объектов коммунальной инфраструктуры, отнесенных к отдельным амортизационным группам |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минфин России |
Проектный комитет |
Принята методика оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, в том числе в целях стимулирования их к предоставлению льгот по налогу на имущество в отношении предприятий коммунального комплекса в целях реализации инвестиционных проектов |
Завершение этапа |
31 декабря 2017 г. |
Минфин России |
Проектный комитет |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2017 года (с опубликованием результатов) |
Контрольная точка |
1 августа 2018 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
15 августа 2018 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2019 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
25 декабря 2018 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2018 году |
Контрольная точка |
31 декабря 2018 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2018 года (с опубликованием результатов) |
Контрольная точка |
1 августа 2019 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
Контрольная точка |
15 октября 2019 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Принято решение об условиях выделения средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
15 августа 2019 г. |
Минстрой России |
Президиум Совета |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на оказание в 2020 году государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации приоритетного проекта |
Контрольная точка |
25 декабря 2019 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2019 году |
Контрольная точка |
31 декабря 2019 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Проведена оценка качества оказания жилищно-коммунальных услуг и ранжирования субъектов Российской Федерации по индексу качества оказания жилищно-коммунальных услуг по итогам 2019 года (с опубликованием результатов) |
Контрольная точка |
1 августа 2020 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлена корректировка паспорта |
Контрольная точка |
15 октября 2020 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Оказана государственная поддержка инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2020 году |
Контрольная точка |
31 декабря 2020 г. |
Минстрой России |
Проектный комитет |
Подготовлен итоговый отчет о реализации проекта |
Завершение этапа |
1 апреля 2021 г. |
Минстрой России |
Президиум Совета |
Проект завершен. Итоговый отчет утвержден. |
завершения этапа |
1 мая 2021 г. |
Минстрой России |
Президиум Совета |
7. Реестр заинтересованных сторон
8. Реестр рисков проекта
N п/п |
Наименование риска |
Ожидаемые последствия |
Мероприятия по реагированию |
Вероятность наступления |
Уровень влияния на проект |
1. |
"Недоступность" кредитных ресурсов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по причине высоких ставок |
Недостаточность средств у регулируемых организаций для поддержания надлежащего состояния объектов коммунальной инфраструктуры, снижение объемов ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по модернизации объектов, снижение качества оказания коммунальных услуг, снижение уровня инвестиционной привлекательности отрасли в целом |
Снятие институциональных и организационных ограничений по привлечению кредитных ресурсов и повышение уровня вовлеченности банков в финансирование инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки |
высокая |
средний |
2. |
Низкая вовлеченность банков в процесс кредитования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Недостаточность средств у регулируемых организаций для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, снижение уровня инвестиционной привлекательности отрасли в целом |
Расширение источников финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры (в том числе за счет привлечения средств негосударственных пенсионных фондов)
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки |
высокая |
средний |
3. |
Ухудшение финансового состояния регулируемых организаций |
Снижение инвестиционной активности, сокращение объемов расходов инвестиционного и производственного характера в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, снижение качества коммунальных услуг |
Обеспечение учета подтвержденных инвестиционных потребностей регулируемых организаций при принятии субъектами Российской Федерации решений об установлении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги
Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем субсидирования процентной ставки
Обеспечение на федеральном уровне содействия и координации в поиске инвесторов и презентации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, требующих привлечения инвестиций с использованием интернет - портала "Биржа инвестиционных проектов"
Реализация дополнительных мер, направленных на повышение платежной дисциплины потребителей коммунальных услуг |
средняя |
высокий |
4. |
Технические сбои в работе ГИС ЖКХ |
Невозможность размещения в ГИС ЖКХ необходимой информации, недоступность требуемой информации для потребителей, снижение доверия потребителя к отрасли и проводимым преобразованиям, снижение степени открытости отрасли |
Постоянный контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению |
средняя |
низкий |
5. |
Отсутствие решения Банка России о возможности инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры городах с населением менее 1 млн. человек |
Невозможность вовлечения средств НПФ в финансировании проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, сокращение числа потенциальных инвесторов, из числа использующих средства НПФ |
Активное взаимодействие с Банком России по обсуждению необходимых изменений, в том числе на площадке Правительства Российской Федерации, Проектного комитета |
высокая |
средний |
6. |
Неразмещение информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (органы власти всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный), участниками рынка жилищно-коммунального хозяйств (лица, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации) |
Недоступность требуемой информации для потребителей, снижение доверия потребителя к отрасли и проводимым преобразованиям, снижение степени открытости отрасли |
Контроль функционирования ГИС ЖКХ, выявление проблемных вопросов и оперативное принятие мер по их устранению |
средняя |
высокий |
7. |
Нарушение сроков принятия изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства |
Сохранение дефицита заемных (кредитных) ресурсов в целях финансирования инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства |
Активное межведомственное взаимодействие, своевременное реагирование на нарушение сроков рассмотрения проектов актов со исполнителями
Использование упрощенного регламента согласования проектов нормативных правовых актов
Корректировка сроков проекта |
средняя |
высокая |
8. |
Принятие на федеральном уровне решений об установлении предельного размера индекса платы граждан за коммунальные услуги ниже инфляции, не учитывающих уже взятые инвестиционные обязательства (в рамках заключенных концессионных соглашений), а также потребности в инвестициях |
Стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства |
Открытое обсуждение и качественный анализ проектов решений, которые оказывают влияние на состояние инвестиционной активности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства
Корректировка показателей проекта |
средняя |
средняя |
9. |
Непринятие органами местного самоуправления (собственниками объектов коммунальной инфраструктуры) решений о передаче в концессию объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе находящихся в управлении у неэффективных унитарных предприятий |
Сохранение низкого качества коммунальных услуг и инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, продолжение неэффективного расходования бюджетных средств в целях поддержания деятельности неэффективных унитарных предприятий, стагнация инвестиционной активности инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства в таких муниципальных образованиях |
Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию, выработка дополнительных мер ответственности для глав муниципальных образований, не обеспечивающих привлечение инвесторов |
средняя |
высокая |
9. Реестр возможностей проекта
10. Бюджет проекта
------------------------------
1 Указывается нарастающим итогом по отношению к базовому значению.
2 По данным Росстата количество аварий в 2015 году в сфере водоснабжения - 86 709, теплоснабжения - 5 794, водоотведения - 37 184.
3 Набор параметров может быть уточнен в результате формирования методики оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
4 В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
5 В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
6 В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
7 В случае принятия решения о выделении средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки.
8 В базовом варианте с учетом изменения формы государственной поддержки на субсидирование процентной ставки софинансирования субъектов Российской Федерации не предполагается.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21 ноября 2016 г. N 10)
Текст паспорта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 августа 2017 г. N 9
Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18 апреля 2017 г. N 5