1. Основные положения
Наименование направления |
"ЖКХ и городская среда" |
||
Краткое наименование проекта |
Формирование комфортной городской среды |
Срок начала и окончания проекта |
17 ноября 2016 г. - 10 февраля 2021 г. |
Куратор проекта |
Козак Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
|
||
Функциональный заказчик |
Мень М.А. - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Руководитель проекта |
Чибис А.В. - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Субъекты Российской Федерации Органы местного самоуправления АО "АИЖК" |
||
Разработчик паспорта проекта |
Чибис А.В. - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 годы) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации, реализации к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и обучения 2000 специалистов |
||||||
Показатели проекта и их значения по годам |
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) |
Базовое значение (2016) |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
Количество реализованных на территории Российской Федерации проектов*(1) по благоустройству, включенных в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству (шт.)*(2) |
основной |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
|
Количество представителей субъектов Российской Федерации, прошедших обучение по программе "Создание комфортной городской среды" (чел.) |
основной |
0 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
|
Результаты проекта |
1. В период с 2017 по 2020 годы муниципальными образованиями (справочно: здесь и далее принимаются во внимание населенные пункты с численностью 1000 и более человек) на территории Российской Федерации будут приняты (актуализированы действующие) новые современные правила благоустройства, соответствующие федеральным методическим рекомендациям, в том числе предусматривающим формирование муниципальных программ по благоустройству с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления, реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, финансового участия граждан и организаций в реализации указанных мероприятий, инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий и другое. 2. В период с 2017 по 2020 годы в рамках исполнения региональных и муниципальных программ (сформированных на уровне населенных пунктов с численностью населения 1000 и более человек) по благоустройству, финансируемых в том числе за счет средств федеральной субсидии на благоустройство, на территории субъектов Российской Федерации реализованы первоочередные мероприятия, состоящие из 5 обязательных и 5 альтернативных (выбираемых по усмотрению субъекта Российской Федерации) мероприятий и выбираемые из перечня, предложенного Минстроем России (далее - Комплекс первоочередных мероприятий по благоустройству). Основные обязательные мероприятия из Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству: 1) Муниципалитетами субъекта Российской Федерации в 2017 году утверждены новые Правила благоустройства, соответствующие федеральным методическим рекомендациям*(3). 2) Приняты в соответствии с федеральными методическими рекомендациями и реализованы региональные (муниципальные) программы на период 2017 - 2020 годы с адресным перечнем объектов, благоустройство которых будет обеспечено в период реализации проекта, в том числе реализация 1 значимого мероприятия (из числа рекомендованных Минстроем России) каждый год, начиная с 2017 года. Указанные программы в обязательно порядке размещаются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в целях обеспечения доступа к ним всех заинтересованных лиц. 3) Отобраны субъектами Российской Федерации (по их усмотрению, но в соответствии с технологией и требованиями, установленными Минстроем России) реализованные проекты по благоустройству на конкурс лучших практик (ежегодно в период с 2017 по 2020 годы) в целях формирования Минстроем России Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству (не менее 1 проекта). 4) Разработан и утвержден субъектом Российской Федерации порядок отбора проектов по благоустройству, в соответствии с которым субъектом Российской Федерации будут отобраны и представлены в Минстрой России проекты по благоустройству для софинансирования за счет федеральной субсидии на благоустройство. 5) Сформирован и предоставлен в Минстрой России список проектов по благоустройству, отобранных субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденным им порядком отбора наличие которого будет являться условием использования федеральной субсидии на благоустройство в период с 2018 по 2020 годы. 6) Обучены представители субъектов Российской Федерации в соответствии с программой "Создание комфортной городской среды", утвержденной Минстроем России (не менее 20 человек от каждого региона). 7) Благоустройство прилегающих к жилым домам территорий, в том числе дворов. 8) Благоустройство объектов городской среды*(4). К альтернативным мероприятиям в составе Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству (на каждый год субъект Российской Федерации выбирает 5 мероприятий) могут быть отнесены *(5): 1) Благоустройство объектов и обустройство инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения*(6), в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств. 2) Приведение в нормативное состояние объектов региональной и муниципальной собственности согласно перечню и графиков, утвержденных соответственно субъектом Российской Федерации и муниципалитетом. 3) Событийное наполнение благоустраиваемых пространств. 4) Создание инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству (принятие в муниципалитетах соответствующих порядков). 5) Поощрение проектов по благоустройству, инициированных гражданами. 6) Создание инструментов софинансирования проектов благоустройства гражданами (принятие соответствующих актов в муниципалитетах). 7) Создание инфраструктуры спорта и отдыха (определяется по усмотрению региона). 8) Благоустройство популярных зон торговли. 9) Формирование культурной ценности (идентичности) города. 10) Создание пешеходной инфраструктуры. 11) Создание инструментов повышения экономики муниципалитета - поддержка уличной торговли, услуг (ярмарки выходного дня и т.п.). 12) Благоустройство пустырей и заброшенных зон в черте муниципалитета. 13) Ликвидация домов, признанных аварийными и расселенных; 14) Проведение работ по обустройству объектов питьевого водоснабжения в сельских поселениях. 3. В период с 2017 по 2020 годы по итогам проведения Минстроем России ежегодного конкурса лучших практик по реализации проектов по благоустройству сформирован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству в составе не менее 400 фактически реализованных проектов по благоустройству, в том числе ежегодно по 100 проектов по благоустройству. 4. Разработана и внедрена система оценки качества городской среды в результате применения которой будет обеспечена возможность формирования индекса качества городской среды по следующим основным параметрам*(7): - наличие правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям, - наличие региональных (муниципальных) программ благоустройства, - наличие реализованных проектов по благоустройству, включенных в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству, - наличие инструментов общественного контроля и участия горожан в развитии муниципалитета, - благоустройство городской инфраструктуры, дворов, объектов для маломобильных групп населения и иных объектов, - вовлеченность граждан в реализацию проектов по благоустройству, - наличие инфраструктуры спорта и отдыха, - наличие идентичности города, - благоустройство "знаковых городских объектов", популярных зон торговли, - событийное наполнение создаваемых пространств, - отбор и реализация проектов, инициированных гражданами и иные мероприятия. Оценка проводится с обязательным участием граждан, экспертов, по ее результатам муниципалитету*(8) присваивается индекс качества городской среды и осуществляется ранжирование по рейтингу благоустроенности, который будет публичен и доступен для всех заинтересованных лиц и будет призван стимулировать органы власти и самих граждан либо к улучшению состояния городской среды либо к ее поддержанию, если текущий рейтинг благоустроенности будет достаточным. На базе отранжированных муниципалитетов будет осуществлено ранжирование субъектов Российской Федерации. 5. За период с 2017 по 2020 годы будет обучено 2000 человек (в среднем по 23 представителя от каждого субъекта Российской Федерации) из числа представителей региональных проектных групп, муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться проекты по благоустройству, а также лиц, ответственных за реализацию отобранных проектов по благоустройству, которые получат современные компетенции по вопросам создания комфортной городской среды, что позволит качественно реализовать проекты по благоустройству, достичь намеченных результатов, а также обеспечить дальнейшую работу на территории субъекта Российской Федерации по развитию компетенций, направленных на повышение качества городской среды, в том числе в части внедрения система оценки качества городской среды. |
||||||
Описание модели функционирования результатов проектов |
Обеспечение улучшения качества городской среды: 1. Принятие (актуализация действующих) новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям и принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления: - качественно изменит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами), - запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, - запустит механизм финансового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству, - сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий на территории муниципальных образований и другое. Благодаря созданию новой нормативной правовой базы на муниципальном уровне, отвечающей вышеуказанным требованиям, в Российской Федерации повсеместно будет создан механизм реализации мероприятий по благоустройству, отвечающий современным требованиям к созданию комфортной среды проживания граждан и предполагающий масштабное вовлечение граждан в реализацию указанных мероприятий, что позволит увеличить объем реализуемых мероприятий и реально улучшить качество среды проживания в населенных пункта. Будет построена модель реализации проектов по благоустройству, связывающая все уровни власти (федеральный, региональный, муниципальный) и непосредственно жителей и создающая четкую модель движения в реализации проекта с заранее обозначенными правилами отбора и поддержки проектов. 2. В рамках проекта (начиная с 2017 года) будет проведен сбор лучших практик реализации проектов по благоустройству от всех регионов, что позволит начать формирование и запуск функционирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству: - продемонстрирует фактическую возможность реализации проектов по благоустройству, - создаст основу для изучения и тиражирования положительного опыта, - обеспечит информационную открытость и доступность лучших практик для всех заинтересованных лиц и особенно для инициативных граждан, которые хотели бы самостоятельно реализовывать проекты по благоустройству, - создаст механизм поиска наиболее подходящего варианта решения проблемы благоустройства, - простимулирует активность и вовлеченность граждан и организаций в реализацию проектов по благоустройству, - окажет методологическую помощь в реализации проектов. 3. Созданная система оценки качества городской среды позволит обеспечить проведение на постоянной и системной основе оценки муниципальных образований, с вовлечением в эту работу самих граждан по итогам которой ежегодно будет составляться публичный рейтинг благоустроенности муниципалитетов Российской Федерации (далее - рейтинг благоустроенности городов). Ежегодное составление рейтинга благоустроенности обеспечит привлечение внимания органов власти, граждан и общественности к решению одной из ключевых проблем современного состояния городской инфраструктуры - ее агрессивности и некомфортности для человека, в том числе: - позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства конкретного муниципалитета; - сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере благоустройства городской среды и создаст основу для оценки эффективности их работы в этой сфере; - выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере благоустройства будут положены в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных гражданами текущих проблем; - позволит стимулировать самих граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципалитетов, в том числе финансово; - обеспечит распространение лучших практик в сфере создания комфортной городской среды, начиная с 2019 года, в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования. 4. Реализация на территории субъектов Российской Федерации в период 2017 - 2020 гг. Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству, приведет к: - формированию системы конкурсного отбора проектов по благоустройству, предполагающей отбор лучших и востребованных гражданами проектов; - созданию базы флагманских проектов, представляющих собой примеры лучших практик реализации мероприятий по благоустройству по всей стране тем самым сформировав опыт, применимый для России и возможный к тиражированию; - формированию качественной и современной муниципальной нормативной правовой базы по реализации мероприятий по благоустройству; - качественному изменению части городского пространства на территориях реализации проектов, тем самым повышению качества городской среды на конкретной территории и демонстрации органам власти и гражданам возможности практической реализации таких мероприятий и их результатов, создав основу для дальнейшего стимулирования реализации мероприятий по благоустройству; - формированию системы мониторинга исполнения мероприятий по благоустройству городской среды, реализуемых с участием средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, предоставляемая федеральная субсидия поможет реализовать крупные региональные проекты (при их наличии), оказанная с регионального уровня помощь муниципалитетам поможет в реализации знаковых муниципальных проектов по благоустройству, что в свою очередь позволит на муниципальном уровне вовлечь в реализацию проектов по благоустройству непосредственно граждан и бизнес, в том числе путем поощрения инициированных проектов гражданами или бизнесом. Тем самым создается сквозная ("сверху вниз" и "снизу вверх") система вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса. 5. Обучение представителей субъектов Российской Федерации и их последующее участие в реализации проектов сформирует в субъектах Российской Федерации центры современных компетенций по вопросам создания комфортной городской среды и создаст условия для дальнейшего тиражирования этих компетенций и реализации проектов по благоустройству с учетом современных требований. |
3. Этапы и контрольные точки
N |
Наименование |
Тип (завершение этапа / контрольная точка результата / контрольная точка показателя) |
Срок |
1. |
Утверждение паспорта проекта |
завершение этапа |
17 ноября 2016 г. |
2. |
Утверждение сводного плана проекта |
завершение этапа |
16 января 2017 г. |
3. |
Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов по благоустройству, включая мероприятия Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству (далее - федеральная субсидия на благоустройство) |
контрольная точка результата |
25 ноября 2016 г. |
4. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов по благоустройству, включая мероприятия Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству (далее - федеральная субсидия на благоустройство) рассмотрен на Проектном комитете |
контрольная точка результата |
9 декабря 2016 г. |
5. |
Сформированы и представлены в Минстрой России перечни территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке по инициативе органа местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признания утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 373-ФЗ) во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N ДК-П9-4051 |
контрольная точка результата |
1 декабря 2016 г. |
6. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на предоставление в 2017 году федеральной субсидии на благоустройство в рамках реализации приоритетного проекта по направлению "ЖКХ и городская среда" |
контрольная точка результата |
15 декабря 2016 г. |
7. |
Разработано техническое задание для модуля по организации мониторинга посредством ГИС ЖКХ за исполнением субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
25 декабря 2016 г. |
8. |
Сформирован и представлен в Правительство Российской Федерации сводный перечень территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке по инициативе органа местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона N 373-ФЗ во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N ДК-П9-4051 |
контрольная точка результата |
31 декабря 2016 г. |
9. |
Принято постановление Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления и распределения федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
15 января 2017 г. |
10. |
Принято постановление Правительства Российской Федерации о распределении федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
25 января 2017 г. |
11. |
Утвержден федеральный комплекс мер по информационно-разъяснительной работе среди граждан, бизнеса в целях популяризации и вовлечения их в реализацию проектов по благоустройству |
контрольная точка результата |
25 января 2017 г. |
12. |
Сформирована первая редакция библиотеки лучших практик реализации проектов по благоустройству в субъектах Российской Федерации |
контрольная точка результата |
31 января 2017 г. |
13. |
Утверждены Методические рекомендации по подготовке муниципальных правил благоустройства |
контрольная точка результата |
31 января 2017 г. |
14. |
Утверждены Методические рекомендации по подготовке региональных (муниципальных) программ по благоустройству, утверждение и реализация которых является условием использования федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
31 января 2017 г. |
15. |
Утвержден модельный документ "Порядок отбора проектов по благоустройству, в соответствии с которым субъектом Российской Федерации будут отобраны и представлены в Минстрой России проекты по благоустройству для софинансирования за счет федеральной субсидии на благоустройство" (наименование рабочее) |
контрольная точка результата |
31 января 2017 г. |
16. |
Утвержден модельный документ "Порядок отбора проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования на конкурсной основе Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству" (наименование рабочее), в том числе уточнено понятие "проект благоустройства", включаемого в указанный федеральный реестр |
контрольная точка результата |
31 января 2017 г. |
17. |
Проведена актуализация графика приведения в 2017 году в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
15 февраля 2017 г. |
18. |
Проведено обучение не менее 250 представителей субъектов Российской Федерации по программе "Создание комфортной городской среды" (1 этап) в 2017 году |
контрольная точка результата |
15 февраля 2017 г. |
19. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части уточнения полномочий органов местного самоуправления принимать решения о возложении на собственников обязанности по содержанию прилегающих территорий, объектов городской инфраструктуры |
контрольная точка результата |
1 марта 2017 г. |
20. |
Заключены соглашения между Минстроем России и субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2017 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка показателя |
1 марта 2017 г.*(9) |
21. |
Доведены до субъектов Российской Федерации средства федеральной субсидии на благоустройство 2017 года в соответствии с заключенными соглашениями |
контрольная точка показателя |
1 апреля 2017 г. |
22. |
Разработан модуль по организации мониторинга посредством ГИС ЖКХ за исполнением субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении федеральной субсидии на благоустройство в соответствии с техническим заданием |
контрольная точка результата |
1 апреля 2017 г. |
23. |
Проведено обучение не менее 500*(10) представителей субъектов Российской Федерации по программе "Создание комфортной городской среды" (2 этап) в 2017 году |
контрольная точка показателя |
1 мая 2017 г. |
24. |
Запущена система мониторинга посредством ГИС ЖКХ за исполнением субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении федеральной субсидии на благоустройство в соответствии с техническим заданием |
контрольная точка результата |
1 мая 2017 г. |
25. |
Проведена промежуточная оценка принятия органами местного самоуправления решений об установлении границ территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке по инициативе органа местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона N 373-ФЗ во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N ДК-П9-4051 |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
26. |
Утвержден порядок проведения конкурса по отбору проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
27. |
Утвержден порядок формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству, в том числе определен информационный ресурс, на котором будет осуществляться ведение реестра |
контрольная точка результата |
1 июня 2017 г. |
28. |
Объявлен конкурс по отбору в 2017 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
15 июня 2017 г. |
29. |
Утверждена методика оценки качества городской среды "Индекс качества городской среды" |
контрольная точка результата |
1 июля 2017 г. |
30. |
Завершен прием заявок субъектов Российской Федерации на конкурс по отбору в 2017 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 августа 2017 г. |
31. |
Подведены и опубликованы итоги конкурса по отбору в 2017 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 сентября 2017 г. |
32. |
По итогам конкурса 2017 года сформирован и опубликован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 октября 2017 г. |
33. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2017 году и при необходимости подготовлены корректировки паспорта, в том числе в части уточнения условий предоставления и использования федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка показателя |
15 октября 2017 г. |
34. |
Проведена оценка принятия органами местного самоуправления решений об установлении границ территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке по инициативе органа местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона N 373-ФЗ во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N ДК-П9-4051 |
контрольная точка результата |
1 ноября 2017 г. |
35. |
Сформирован список проектов по благоустройству, представленных субъектами Российской Федерации в соответствии с утвержденным ими порядком отбора наличие которого будет являться условием использования субъектом Российской Федерации субсидии из федерального бюджета в 2018 году |
контрольная точка показателя |
15 ноября 2017 г. |
36. |
Проведена оценка исполнения субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении в 2017 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
1 декабря 2017 г. |
37. |
Проведена оценка исполнения в 2017 году графика приведения в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
1 декабря 2017 г. |
38. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на предоставление в 2018 году федеральной субсидии на благоустройство в рамках реализации приоритетного проекта по направлению "ЖКХ и городская среда" |
контрольная точка результата |
15 декабря 2017 г. |
39. |
Заключены соглашения между Минстроем России и субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2018 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка показателя |
31 января 2018 г. |
40. |
Составлен и опубликован рейтинг благоустроенности муниципальных образований в соответствии с утвержденной методикой "Индекс качества городской среды" по итогам 2017 года |
контрольная точка результата |
1 февраля 2018 г. |
41. |
"Индекс качества городской среды" включен в перечень показателей проекта |
контрольная точка результата |
15 февраля 2018 г. |
42. |
Проведена актуализация графика приведения в 2018 году нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
15 февраля 2018 г. |
43. |
Проведена актуализация библиотеки лучших практик реализации проектов по благоустройству в субъектах Российской Федерации по итогам анализа проектов 2017 года |
контрольная точка показателя |
1 марта 2018 г. |
44. |
Доведены до субъектов Российской Федерации средства федеральной субсидии на благоустройство 2018 года в соответствии с заключенными соглашениями |
контрольная точка показателя |
1 марта 2018 г. |
45. |
Проведено обучение не менее 1000*(11) представителей субъектов Российской Федерации по программе "Создание комфортной городской среды" в 2018 году |
контрольная точка показателя |
1 марта 2018 г. |
46. |
Объявлен конкурс по отбору в 2018 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
15 июня 2018 г. |
47. |
Завершен прием заявок субъектов Российской Федерации на конкурс по отбору в 2018 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 августа 2018 г. |
48. |
Подведены и опубликованы итоги конкурса по отбору в 2018 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 сентября 2018 г. |
49. |
По итогам конкурса 2018 года актуализирован и опубликован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 октября 2018 г. |
50. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2018 году и при необходимости подготовлены корректировки паспорта, в том числе в части уточнения условий предоставления и использования федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка показателя |
15 октября 2018 г. |
51. |
Сформирован список проектов по благоустройству, представленных субъектами Российской Федерации в соответствии с утвержденным ими порядком отбора наличие которого будет являться условием использования субъектом Российской Федерации федеральной субсидии на благоустройство в 2019 году |
контрольная точка показателя |
15 ноября 2018 г. |
52. |
Проведена оценка исполнения субъектами Российской Федерации соглашений об предоставлении в 2018 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
1 декабря 2018 г. |
53. |
Проведена оценка исполнения в 2018 году графика приведения в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
1 декабря 2018 г. |
54. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на предоставление в 2019 году федеральной субсидии на благоустройство в рамках реализации приоритетного проекта по направлению "ЖКХ и городская среда" |
контрольная точка результата |
15 декабря 2018 г. |
55. |
Заключены соглашения между Минстроем России и субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2019 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
31 января 2019 г. |
56. |
Составлен и опубликован рейтинг благоустроенности городских округов в соответствии с утвержденной методикой "Индекс качества городской среды" по итогам 2018 года |
контрольная точка результата |
1 февраля 2019 г. |
57. |
Проведена актуализация графика приведения в 2019 году в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
15 февраля 2019 г. |
58. |
Проведена актуализация библиотеки лучших практик реализации проектов по благоустройству в субъектах Российской Федерации по итогам анализа проектов 2018 года |
контрольная точка показателя |
1 марта 2019 г. |
59. |
Доведены до субъектов Российской Федерации средства федеральной субсидии на благоустройство 2019 года в соответствии с заключенными соглашениями |
контрольная точка показателя |
1 марта 2018 г. |
60. |
Проведено обучение не менее 1500*(12) представителей субъектов Российской Федерации по программе "Создание комфортной городской среды" в 201 году |
контрольная точка показателя |
1 июня 2019 г. |
61. |
Объявлен конкурс по отбору в 2019 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
15 июня 2019 г. |
62. |
Завершен прием заявок субъектов Российской Федерации на конкурс по отбору в 2019 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 августа 2019 г. |
63. |
Подведены и опубликованы итоги конкурса по отбору в 2019 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 сентября 2019 г. |
64. |
По итогам конкурса 2019 года актуализирован и опубликован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 октября 2019 г. |
65. |
Проведена стратегическая оценка реализации проекта в 2019 году и при необходимости подготовлены корректировки паспорта, в том числе в части уточнения условий предоставления и использования федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка показателя |
15 октября 2019 г. |
66. |
Сформирован список проектов по благоустройству, представленных субъектами Российской Федерации в соответствии с утвержденным ими порядком отбора наличие которого будет являться условием использования субъектом Российской Федерации федеральной субсидии на благоустройство в 2020 году |
контрольная точка показателя |
15 ноября 2019 г. |
67. |
Проведена оценка исполнения субъектами Российской Федерации соглашений об предоставлении в 2019 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
1 декабря 2019 г. |
68. |
Проведена оценка исполнения в 2019 году графика приведения в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
1 декабря 2019 г. |
69. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на предоставление в 2020 году федеральной субсидии на благоустройство в рамках реализации приоритетного проекта по направлению "ЖКХ и городская среда" |
контрольная точка результата |
15 декабря 2019 г. |
70. |
Заключены соглашения между Минстроем России и субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2020 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
31 января 2020 г. |
71. |
Составлен и опубликован рейтинг благоустроенности городских округов в соответствии с утвержденной методикой "Индекс качества городской среды" по итогам 2019 года |
контрольная точка результата |
1 февраля 2020 г. |
72. |
Проведена актуализация графика приведения в 2020 году в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
15 февраля 2020 г. |
73. |
Проведена актуализация библиотеки лучших практик реализации проектов по благоустройству в субъектах Российской Федерации по итогам анализа проектов 2019 года |
контрольная точка показателя |
1 марта 2020 г. |
74. |
Доведены до субъектов Российской Федерации средства федеральной субсидии на благоустройство 2020 года в соответствии с заключенными соглашениями |
контрольная точка показателя |
1 марта 2020 г. |
75. |
Проведено обучение не менее 2000*(13) представителей субъектов Российской Федерации по программе "Создание комфортной городской среды" в 2020 году |
контрольная точка показателя |
1 июня 2020 г. |
76. |
Объявлен конкурс по отбору в 2020 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
15 июня 2020 г. |
77. |
Завершен прием заявок субъектов Российской Федерации на конкурс по отбору в 2020 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 августа 2020 г. |
78. |
Подведены и опубликованы итоги конкурса по отбору в 2020 году проектов по благоустройству, представляемых субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 сентября 2020 г. |
79. |
По итогам конкурса 2020 года актуализирован и опубликован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
контрольная точка результата |
1 октября 2020 г. |
80. |
Проведена оценка исполнения в 2020 году графика приведения в нормативное состояние административных зданий и прилегающих территорий, находящихся в федеральной собственности |
контрольная точка результата |
1 декабря 2020 г. |
81. |
Проведена оценка исполнения субъектами Российской Федерации соглашений об предоставлении в 2020 году федеральной субсидии на благоустройство |
контрольная точка результата |
1 декабря 2020 г. |
82. |
Подготовлен итоговый отчет реализации проекта |
завершение этапа |
25 января 2021 г. |
83. |
Проект завершен. Итоговый отчет утвержден. |
завершение этапа |
10 февраля 2021 г. |
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Бюджетные источники, млн. руб. |
Федеральный бюджет |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
20000 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
7500 |
7500 |
7500 |
7500 |
30000 |
|
Местные бюджеты органов местного самоуправления*(14) |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники, млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого (вариант) |
12500 |
12500 |
12500 |
12500 |
50000 |
5. Ключевые риски и возможности
N |
Наименование риска/возможности |
Мероприятия по предупреждению риска / реализации возможности |
|
Ключевые риски |
|
1. |
Отсутствие заявок субъектов Российской Федерации на получение средств федеральной субсидии на благоустройство, непредставление проектов на конкурс лучших практик в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
1. Активная работа и вовлечение высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, их объединений, граждан и организаций, которые могут стать инициаторами проектов по благоустройству. 2. Проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в инициации проектов по благоустройству. 3. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Президиум Совета) в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. |
2. |
Отсутствие заявок субъектов Российской Федерации на обучение их представителей либо недостаточное их количество с точки зрения показателей настоящего проекта |
1. Активная работа и вовлечение высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, их объединений, граждан и организаций, которые могут стать инициаторами направления представителей от субъектов Российской Федерации на обучение в рамках проекта. 2. Реализация федерального, региональных, начиная с 1 февраля 2017 г., комплексов мер по информационно-разъяснительной работе среди граждан, бизнеса в целях популяризации и вовлечения их в реализацию проектов по благоустройству. 3. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. |
3. |
Несоблюдение субъектами Российской Федерации условий соглашений, заключенных с Минстроем России, на получение федеральной субсидий на благоустройство, реализация в неполном объеме региональных (муниципальных) программ благоустройства, в том числе Комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству |
1. Формирование четкого графика реализации соглашения с максимально конкретными мероприятиями, сроками их исполнения и ответственными лицами. 2. Установление в соглашениях ответственности конкретных должностных лиц субъекта Российской Федерации за нарушение условий соглашений, вплоть до освобождения от должности. 3. Создание системы контроля и мониторинга в режиме он-лайн за исполнением соглашений, позволяющей оперативно выявлять отклонения от утвержденного графика исполнения соглашений и устранять их. 4. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. |
4. |
Отсутствие средств федерального, региональных (муниципальных) бюджетов для финансирования проектов по благоустройству |
1. Реализация в субъектах Российской Федерации, с которыми заключены соглашения требования об обязательном закреплении за собственниками, законными владельцами (пользователями) обязанности по содержанию прилегающей территории. 2. Предоставление субъектам Российской Федерации федеральной субсидий на благоустройство. |
5. |
Отсутствие информации, необходимой для проведения оценки качества городской среды и формирования индекса качества городской среды в соответствии с разработанной методикой, в том числе низкая степень участия в этой работе органов власти в муниципальных образованиях |
1. Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, участвующих в сборе информации для формирования индекса, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс проведения оценки качества городской среды. 2. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. 3. Корректировка при необходимости методики оценки качества городской среды и формирования соответствующего индекса. |
6. |
Непринятие муниципальными образованиями новых современных, соответствующих федеральным методическим документам, правил благоустройства |
1. Активная работа и вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, в процесс принятия правил благоустройства. 2. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. 3. Создание на федеральном уровне единой методологии принятия правил благоустройства. |
7. |
Недостаточно высокий уровень качества проектов по благоустройству, представленных субъектами Российской Федерации в целях формирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству |
1. Проведение предварительной методологической работы, в том числе с привлечением экспертов, с субъектами Российской Федерации в рамках подготовки ими проектов по благоустройству. 2. Проведение обучения представителей субъектов Российской Федерации в рамках реализации соглашений о предоставлении субсидий в целях финансирования реализации проектов по благоустройству. 3. Формирование библиотеки лучших практик по реализации проектов по благоустройству. 4. Унификация процесса отбора проектов по благоустройству посредством принятия на федеральном уровне модельного документа, регламентирующего порядок проведения отбора проектов, представляемых субъектами Российской Федерации на конкурс. |
8. |
Неисполнение субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления поручения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 г. N ДК-П9-4051 |
1. Активная работа и вовлечение высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в реализацию Федерального закона N 373-ФЗ. 2. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Минстроя России, Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. |
9. |
Неисполнение федеральными органами исполнительной власти графиков приведения в нормативное состояние административных зданий, находящихся в федеральной собственности |
1. Организация со стороны Росимущества жесткого контроля соблюдения утвержденных графиков и своевременное принятие мер в случае его нарушения. 2. Инициирование, при необходимости, дополнительных поручений Правительства Российской Федерации, Проектного комитета, Президиума Совета в адрес высших должностных лиц (руководителей высших органов) субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о принятии дополнительных мер в целях реализации мероприятий паспорта проектов. |
|
Возможность |
|
1. |
Запрос представителей бизнеса на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и (или) соинвесторов, имея в виду, что создание отдельных объектов благоустройства на определенных территориях (например, обустройство заброшенного парка) привлечет граждан как потенциальных потребителей услуг, предлагаемых бизнесом |
Обязательное вовлечение представителей бизнеса в проработку проектов благоустройства знаковых городских объектов
Определение условия участия бизнеса в реализации проектов по благоустройству в качестве преимущества, предоставлемого проекту при отборе в Минстрое России |
2. |
Запрос граждан на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и соинвесторов, имея в ввиду, что создание отдельных объектов благоустройства (например, обустройство дворовых территорий), обеспечит повышение комфорта проживания и создаст дополнительные стимуля для активного участия граждан в реализации конкретных проектов |
Обязательное обсуждение проектов по благоустройству, представляемых на конкурс в Минстрой России, с гражданами
Определение условия участия граждан в реализации проектов по благоустройству в качестве преимущества, предоставляемого проекту при отборе в Минстрое России
Создание алгоритмов участия граждан в формировании и реализации проектов по благоустройству, в том числе создание системы "обратной связи" с гражданами |
3. |
Запрос представителей общественных организаций (объединений), в том числе представляющих интересы определенных групп граждан (например, Общество защиты инвалидов, молодежные объединения) на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и соинвесторов, имея в ввиду, что создание отдельных объектов благоустройства (например, объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения) будет отвечать интересам указанных организаций |
Обязательное обсуждение проектов по благоустройству, представляемых на конкурс в Минстрой России, с привлечением общественных организаций (объединений)
Определение условия участия общественных организаций (объединений) в реализации проектов по благоустройству в качестве преимущества, предоставляемого проекту при отборе в Минстрое России
Создание алгоритмов участия общественных организаций (объединений) в формировании и реализации проектов по благоустройству, в том числе создание системы "обратной связи" с представителями общественных организаций (объединений) |
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323) |
Взаимосвязь с другими проектами и программами |
Отсутствует |
Формальные основания для инициации |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" |
Дополнительная информация |
Ограничения: наличие стратегических рисков реализации проекта, указанных в соответствующем разделе проектного предложения. Предложения по форме реализации Проекта - Программы: создание в Минстрое России проектного офиса в виде структурного подразделения Минстроя России - Департамента развития городской среды |
_____________________________
*(1) Под проектом понимаются ежегодно отобранные Минстроем России на конкурсной основе представленные субъектами Российской Федерации реализованные мероприятия (преимущественно комплекс реализованных мероприятий из числа альтернативных мероприятий, указанных в пункте 2 раздела "Результаты проекта" настоящего паспорта) в сфере благоустройства, прошедшие обсуждение и поддержанные гражданами, в том числе путем их софинансирования.
*(2) За весь период реализации проекта указывается нарастающим итогом по отношению к базовому значению.
*(3) В случае, если действующие правила благоустройства по оценке субъекта Российской Федерации соответствуют установленным федеральным требованиям, их переутверждение не требуется.
*(4) В рамках реализации этого мероприятия, включаемого в муниципальную программу благоустройства могут включаться различные объекты инфраструктуры комфорта (парки (скверы), набережные, центральные улицы, уборка свалок, "зоны гостеприимства" и т.п. объекты. Указанный перечень будет сформирован в методических рекомендациях по формированию региональных (муниципальных) программ благоустройства. При формировании перечня объектов будет предусмотрено предоставление преимущества объектам, находящимся на территории моногородов, а также муниципальных образований, участвующих в мероприятиях Чемпионата мира по футболу 2018 года.
*(5) Перечень может уточняться Минстроем России и более подробно будет прописан в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов по благоустройству.
*(6) Конкретный набор объектов определяется муниципальным образованием и указывается в муниципальной программе благоустройства.
*(7) Набор параметров может быть уточнен в результате формирования методики оценка качества городской среды.
*(8) На первом этапе (2017 - 2018 годы) данное ранжирование будет осуществляться в отношении населенных пунктов с численностью 1000 и более человек).
*(9) Указанный срок и взаимосвязанные с ним сроки по тексту настоящего паспорта будет скорректирован в случае включения в закон о федеральном бюджете на 2017 год и прогнозный период 2018 - 2019 годов условия о предельном сроке заключения соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
*(10) Указывается нарастающим итогом с учетом количества лиц, ранее прошедших обучение.
*(11) Указывается нарастающим итогом с учетом количества лиц, ранее прошедших обучение.
*(12) Указывается нарастающим итогом с учетом количества лиц, ранее прошедших обучение.
*(13) Указывается нарастающим итогом с учетом количества лиц, ранее прошедших обучение.
*(14) Реализация проекта предполагает софинансирование органами местного самоуправления по решению субъекта Российской Федерации. Размер средств определяется в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21 ноября 2016 г. N 10)
Текст паспорта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 августа 2017 г. N 9
Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18 апреля 2017 г. N 5